Среднеучетное количество штатных работников в Украине в декабре 2020 года составляло 7 259 тыс. лиц, что на 0,5% ниже, чем в декабре 2019 года. Наибольшее сокращение состоялось в сферах деятельности, которые понесли наибольшие потери в период карантинных ограничений: временного размещения и организации питания — на 15,2%, административного и вспомогательного обслуживания — на 5,4% и, к сожалению, сферы здравоохранения — на 5,2%, что вероятно, свидетельствует о несоответствии уровня вознаграждения в этой сфере уровню рисков и ответственности занятых в этой сфере. В промышленности количество штатных работников снизилось на 3,3%, что ниже в сравнении с падением промышленного производства за прошлый год
(-5,2%). Зато увеличилось количество штатных работников в сфере государственного управления и обороны — на 11,8%, строительстве — на 5,1% (при росте индекса строительной продукции на 8,2% в 2020 году), финансовой и страховой деятельности — на 2,9%.
Задолженность по выплате заработной платы в целом по Украине состоянием на 25.01.2021 снизилась на 21,8% до декабря 2020 года (-873,8 млн. гривен). Вместе с тем, 85% снижения задолженности (675 млн. гривен) обусловлено действиями Правительства по погашению задолженности предприятий государственной собственности, в том числе предприятиям Минэнерго — на 572 млн. гривен, Укравтодору — на 56 млн. гривен, Укроборонпрому — на 35 млн. гривен. В то же время проблемы с выплатой заработной платы продолжают наблюдаться в других экономически активных предприятиях, часть которых составляет около 2/3 в общем объеме задолженности по зарплате. При этом, наивысшая часть работников, которым не выплачена заработная плата (в % к штатной численности работников), — в сферах промышленности (3%) и научных исследований и разработок (4,5%). В частности, в перерабатывающей промышленности задолженность на одного работника составляет 2,2 среднемесячные зарплаты, в сфере научных исследований — 3,4 среднемесячные зарплаты работников.
Средняя номинальная заработная плата штатного работника в Украине в декабре составляла 14,2 тыс. грн., что в 2,8 раза превышало уровень минимальной заработной платы. За 12 месяцев 2020 года средняя номинальная зарплата в Украине выросла на 15,6%, реальная — на 10,1%. Невзирая на это, повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения из-за роста рыночных цен на природный газ (до решения Правительства о внедрении государственной регуляции цен на этом рынке) обусловило низкий уровень оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, в частности, в декабре 2020 года населением было оплачено лишь 72,6% начисленных сумм за услуги ЖКГ, в том числе за природный газ — 69,9% (задолженность — 31,5 млрд. гривен), за тепловую энергию и горячую воду — 58,1% (задолженность — 24,1 млрд. гривен).
Ежемесячный опрос настроений бизнеса, проведенный Национальным банком, засвидетельствовал существенное ухудшение деловых настроений предприятий всех секторов экономики. Индекс ожиданий деловой активности в январе снизился до 37,6 пункта в сравнении с 45,5 пункта в декабре (значение менее 50 пунктов означает ожидание относительно свертывания экономической активности). Примечательно, что наиболее пессимистические ожидания — в сфере строительства и торговли — в тех отраслях, которые продемонстрировали рост в 2020 году (8,2% и 13,4%, соответственно).
Вышеупомянутые явления требуют последовательной политики государства по развитию внутреннего рынка и повышению платежеспособности граждан, в частности, путем увеличения спроса со стороны государства (через механизм государственных закупок) на товары и услуги, произведенные в Украине. Подтверждением актуальности такой политики в современном мире являются мероприятия администрации новоизбранного Президента США по поддержке и защите внутренних производителей товаров и услуг (‘buy American’).
БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА
Выполнение Государственного бюджета по доходам в январе 2021 года составляло 106,7%, в том числе, общего фонда — 106,5% от плана. Как и по результатам 2020 года, основной вклад в обеспечение выполнения Государственного бюджета осуществили налоговые органы, которые перевыполнили план по доходам в январе на 11,1% или 3,4 млрд. гривен.
Расходы по общему фонду Государственного бюджета по оперативным данным ГКСУ составляли в январе 68 млрд. гривен, или 84,2% от планового объема. Дефицит общего фонда ГБ при этом составлял 10,3 млрд. гривен, при распределении общего фонда на январь на сумму 26,7 млрд. гривен.
С целью финансирования государственного бюджета в январе 2021 года Минфином было размещено ОВГЗ на сумму 36,2 млрд. гривен, что составляет около 8% от годового плана государственных займов на внутреннем рынке, предусмотренных Законом «О Государственном бюджете на 2021 год» и около 71% от плана на отчетный месяц. Средневыверенная доходность первичных размещений ОВГЗ в январе составляла 11,29%, что является максимальным значением с декабря 2019 года (при этом, средняя срочность первичных размещений в декабре 2019 года была длиннее, а учетная ставка была больше чем в два раза выше — 13,5%).
Объем ОВГЗ в собственности нерезидентов вырос за неделю на 4,5 млрд. гривен, что отображает общемировой тренд на увеличение притока капитала в страны, которые развиваются (по данным Financial Times приток капитала в суверенные и корпоративные долговые ценные бумаги стран, которые развиваются, за 27 дней января превысил 115 млрд. долларов США, установив исторический рекорд). Часть банков в структуре владельцев ОВГЗ на 01.02.2021 составляла 51,3% (-0,4 в. п. за неделю), юридических и физических лиц — 7,0% (без изменений за неделю), нерезидентов — 9,0% (+0,4 в. п. за неделю).
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
Счет текущих операций платежного баланса за 2020 год впервые с 2015 года был возведен с профицитом 6,6 млрд. долларов США (в 2019 году — «минус» 4,1 млрд. долларов США), что определяет отсутствие фундаментального давления на обменный курс гривни. При этом отрицательный баланс торговли товарами («-»6,3 млрд. долларов США) был частично компенсирован положительном сальдо торговли услугами (4,6 млрд. долларов США). Почти половину (49,1%) в структуре экспорта из Украины в 2020 году занимали продовольственные товары и сырье для их производства. Больше всего вырос экспорт минеральной продукции — на 12,7% и химии — на 6,3%; снизился экспорт металлов и изделий из них — на 12,1%. Это свидетельствует об усилении сырьевой направленности экспорта из Украины и сокращении экспорта товаров с высшей добавленной стоимостью. В структуре импорта продолжают доминировать машины, оборудование и транспортные средства — их часть составляла 33,8%, невзирая на снижение объемов импорта по соответствующей статье на 10,1% в 2020 году. В целом, импорт товаров в Украину снизился на 14,7% в 2020 году, тогда как экспорт — лишь на 2%, что является результатом как благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках, так и снижения внутреннего спроса в Украине.
Объем выплат доходов от инвестиций в интересах нерезидентов в 2020 году составлял 7,9 млрд. долларов США, однако баланс первичных доходов был положительном, ввиду позитивного сальдо поступлений по оплате труда (12,1 млрд. долларов США), объем которых в 2020 году был лишь на 5,3% меньше, чем в 2019 году.
Происходит сокращение иностранных инвестиций в экономику Украины. Отлив прямых иностранных инвестиций из Украины в 2020 году составлял 420 млн. долларов США, в том числе за счет увеличения прямых инвестиций резидентов за границу (322 млн. долларов США) и отлива капитала прямых инвесторов из Украины (-98 млн. долларов США). Для сравнения: в 2019 году чистые поступления ПИИ в Украину составляли 5,2 млрд. долларов США, в среднем за 2010-2013 — свыше 6 млрд. долларов США на год). Убыточная деятельность предприятий с иностранными инвестициями обусловила сокращение объемов реинвестируемых ими доходов в 2020 году на 1,2 млрд. долларов США (в 2019 году +3,3 млрд. долларов США).
Состоянием на конец 2020 года в экономике Украины находилось $49,0 млрд. иностранного капитала, из которых $16,9 млрд. было инвестировано в течение последних 5 лет (в т.ч. $3,2 млрд. за счет реинвестируемого капитала). Иностранный капитал преимущественно сконцентрирован в отраслях с более быстрым оборотом средств, чем в производстве. Свыше 40% всех привлеченных инвестиций приходится на торговлю, финансы, операции с недвижимостью и телекоммуникации. На машиностроение приходится лишь 2% общих ПИИ, а на сельское хозяйство — лишь 1,6%.
Чистое погашение кредитов МВФ Правительством в 2020 году составляло 1,6 млрд. долларов США, превысив объем чистых поступлений в 2019 году (1,0 млрд. долларов США).
В то же время текущая ситуация на валютном рынке является стабильной. Невзирая на преобладание спроса со стороны клиентов на иностранную валюту над ее предложением на МВРУ, безналичный обменный курс гривни к доллару США на протяжении недели находился в боковом тренде благодаря увеличению продажи иностранной валюты банками из валютной позиции. Национальный банк участия в торгах на валютном рынке не принимал (сальдо интервенций с начала года составляет +20 млн. долларов США). Обменный курс гривни к доллару США на наличном рынке был близким к межбанковскому рынку. Увеличение предложения наличного доллара на фоне его послабления обусловило сокращение чистой продажи наличной иностранной валюты банками с начала месяца до 21 млн. долларов США.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
Ликвидность банковского сектора остается высокой. Объем средств на корреспондентских счетах банков и вложений в депозитные сертификаты НБУ превышает 190 млрд. гривен, что почти вчетверо больше, чем установленный норматив обязательного резервирования для банков. Задолженность платежеспособных банков по тендерным (срочным) кредитам рефинансирования НБУ увеличилась с начала года на 4,6 млрд. гривен до 66,6 млрд. гривен. На количественном тендере, который состоялся 29.01.2021, банкам было предоставлено рефинансирование в сумме 742 млн. гривен на срок 84 дня по ставке 6%.
Объем предоставленными банками ссуд при поддержке Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9%» достиг почти 20 млрд. гривен (+0,8 млрд. гривен за неделю). Основными реципиентами финансовой поддержки на обслуживание банковских кредитов продолжали выступать предприятия сельского хозяйства (55%), торговли и производства (18%) и промышленной переработки (16%). Около 60% ссуд было предоставлено на рефинансирование существующей задолженности клиентов перед банками, остальные 40% — были предоставлены в качестве антикризисной поддержки бизнеса и на инвестиционные цели.
В то же время усиление роли Национального банка в работе денежного рынка, как по стандартным операциям, так и по операциям долгосрочного рефинансирования и процентного свопа приводит к нивелировке роли межбанковского кредитного рынка. Так, среднедневной объем операций банков на МБКР в 2020 году снизился на 19,5%, среди них объем межбанковских бланочных кредитов и депозитов — на 65%.
За период с 2016 года монетарная база (М0 и корсчета банков) в Украине выросла на 260 млрд. гривен (или на 77%), однако чистые внутренние активы Национального банка при этом уменьшились больше чем впятеро (с 221,6 млрд. гривен до 40,2 млрд. гривен). Рост активов НБУ при этом обеспечивался увеличениям чистых внешних активов (международных резервов), объем которых за период с 2016 года вырос на 16,7 млрд. долларов США, в том числе в 2020 году — на 3,8 млрд. долларов США (или на 15,1%). Аналогичная ситуация отражена и в банковском секторе. Увеличение денежной массы на 623,7 млрд. гривен обеспечивалось увеличением чистых внешних активов банков — на 220,9 млрд. гривен и вложений в государственные ценные бумаги — на 506,7 млрд. гривен. Зато объем кредитов банков в экономику за 5 лет сократился на 34,3 млрд. гривен.
Это свидетельствует о недостаточной эффективности банков как институтов финансового посредничества и необходимости принятия общих мер Национального банка и Правительства по усилению их роли в поддержке национальной экономики.