Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экономика Украины в 7-ми числах

Итоги 2020 года и задачи на 2021-й
28 декабря, 2020 - 19:36
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Экономика постепенно восстанавливается. Экстраординарные шоки пандемии вызвали усиленное сокращение реального ВВП в Украине, динамика падения которого началась еще до кризиса коронавируса.

Отмечу, что восстановление экономической активности в Украине происходит быстрее, чем в большинстве соседних стран. Так, если в третьем квартале ВВП Украины сократился на 3,5% против соответствующего квартала предыдущего года, то в таких странах, как Чехия — на 5%, Венгрия — на 4,6%, Румыния — на 6%, Хорватия — на 10%.

1. ВВП — «-5%»

В течение 2020 года траекторию падения ВВП удалось затормозить, и по итогам года снижение реального ВВП будет, вероятно, находиться на уровне до -5%, которое использовалось правительством при составлении плана Государственного бюджета на 2020 год.

Сохранена финансовая стабильность и стабильность банковской системы. Экономический кризис в связи с распространением эпидемии COVID-19 не привел к нарушению стабильности банковской системы в Украине. Банковская система Украины сохраняет значительный запас финансовой устойчивости и потенциала к кредитованию: адекватность регулятивного капитала банков на 1 декабря 2020 году составила 21,67%, в том числе основного капитала — 15,51%, что более чем вдвое превышает нормативные значения Н2 и Н3 (10% и 7% соответственно). Регулятивный капитал банковской системы вырос в ноябре на 0,6%, а с начала года — на 21% — до 181, 9 млрд гривен. Банки также с существенным запасом выполняют нормативы покрытия ликвидностью (LCR) как в иностранной валюте, так и по всем валютам.

Низкий уровень развития кредитного и фондового рынка способствовал тому, что кризис реального сектора почти не сказался на стабильности финансового сектора. Следует отметить, что риски дестабилизации финансового сектора были невысокими. Источником распространения кризиса на этот раз, в отличие от всех предыдущих кризисов (1997, 2008 и 2014 годов), был не финансовый сектор, а реальный сектор и сфера здравоохранения. Поэтому в число достижений этого года можно записать добросовестное выполнение банковской системой своей функции обслуживания клиентов (включая адаптацию сервисов в кризисных условиях), обеспечение стабильного функционирования валютного рынка, устранение проблемы массового дефолта заемщиков.

2. ИНФЛЯЦИЯ: 3,8%

Достигнута целевого уровня инфляции. После пребывания в течение 11 месяцев ниже уровня целевого коридора Национального банка по результатам 2020 года потребительская инфляция вернется к целевому диапазону, определенному Основными принципами денежно-кредитной политики на 2020 год. В ноябре 2020 года рост потребительских цен ускорился до 1,3% (с 1% в октябре), в годовом измерении инфялция по итогам ноября выросла до 3,8% (по итогам октября было 2,6%). В то же время длительное пребывание инфляции ниже нижней границы целевого диапазона вызвало дополнительную нагрузку на заемщиков, которые вынуждены были обслуживать кредиты по ставкам, включавшим повышенный уровень инфляции, который не был реализован. Несмотря на вероятность временного превышения инфляцией своего целевого уровня в 2021 году, сдержанный внутренний спрос будет определять умеренные темпы роста цен в Украине в среднесрочной перспективе.

3. ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА — 3,3 МИЛЛИАРДА ГРИВЕН

Бюджетный год для государственных финансов завершен успешно. Несмотря на негативную экономическую динамику в течение года Министерству финансов удалось наверстать отставание от плана (более 40 млрд грн в начале года), и в 2020 году доходная часть бюджета была выполнена. В то же время ряд политических эксцессов привели к срыву выполнения плана внешних государственных займов, в результате чего в конце года наблюдалось напряженность с выполнением плана расходов, а также стремительно повысилась процентная ставка по новым размещениям ОВГЗ. В декабре украинской стороной проведены успешные переговоры с МВФ, что разблокировало программы внешнего кредитования.

4. ПРОФИЦИТ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА — БОЛЕЕ 5 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

Состояние платежного баланса улучшилось. Профицит платежного баланса за январь-октябрь 2020 года составляет более 5 млрд долларов, только за октябрь — 817 млн. В общем, в 2020 г. текущий счет платежного баланса улучшился более чем 11 млрд долларов США по сравнению с прошлым годом, что было вызвано сокращением спроса на импорт и ростом цен на ключевые товары украинского экспорта, а также устойчивостью поступлений по оплате труда и переводов граждан, объем которых снизился лишь на 7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это позволило сохранить стабильность валютного рынка и даже существенно пополнить международные валютные. Присутствие Национального банка на валютном рынке позволило предотвратить необоснованное укрепление гривны и способствовало сохранению ценовой конкурентоспособности украинских экспортеров, что положительно повлияло на динамику экспорта.

«НЯНИ» НЕ СРАБОТАЛИ. ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2020 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В УКРАИНУ СОСТАВИЛИ ЛИШЬ 200 МЛН ДОЛЛАРОВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОП

 

5. ЛЬГОТНАЯ КРЕДИТНУЮ ПОДДЕРЖКА ЕС УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 4,4 МИЛЛИАРДА ЕВРО

Сохранены доверие и поддержка международных партнеров. Эффективные переговоры с международными партнерами о продолжении программ финансовой поддержки Украины способствовали разблокированию доступа Украины к международным финансовым рынкам и достижению существенного прогресса в реализации кредитных соглашений с международными организациями.

Министерством финансов было обеспечено получение от Европейской Комиссии первого транша в рамках программы макрофинансовой помощи объемом 600 млн евро под процентную ставку с погашением в 2035 году, что увеличило общую выборку Украиной средств льготной кредитной поддержки ЕС в 2014—2020 гг. до 4,4 млрд. евро.

Между Украиной и МБРР было подписано Соглашение о Втором дополнительном финансировании, направленное на преодоление последствий пандемии COVID-19 в размере 300 млн долларов США.

Правительством Украины было подписано кредитное соглашение с Европейским инвестиционным банком по проекту по восстановлению инфраструктуры Донбасса общим объемом 340 млн. евро.

Украина также осуществила размещение дополнительного выпуска еврооблигаций на сумму 600 млн долларов США с рекордно низкой доходностью 6,2% и ценой предложения при вторичном размещении 108,914%.

6.  16 МЛРД ГРИВЕН КРЕДИТОВ С КОМПЕНСАЦИИ ГОСУДАРСТВОМ ПРОЦЕНТОВ

Введена государственная поддержка кредитования. В 2020 году успешно начата реализация президентской инициативы по стимулированию кредитования малого и микробизнеса путем внедрения программы компенсации части процентной ставки по банковским кредитам. Это позволило бизнесу получить около 16 млрд гривен кредитов с компенсацией государством процентов. Начата программа предоставления портфельных гарантий государства по кредитам под начало нового бизнеса. На эти цели в государственном бюджете 2021 года предусмотрено 5 млрд грн.

7. СТАВКИ ПО КРЕДИТАМ — 8,2% ГОДОВЫХ

Снижены ставки по кредитам банков. Средневзвешенная ставка по гривневым корпоративным кредитам в гривне в декабря 2020 года составляла около 8,2% годовых, что почти вдвое ниже, чем в декабре прошлого года. Это стало возможным благодаря снижению учетной ставки НБУ, что ускорило нисходящий тренд по стоимости фондирования банков за счет гривневых депозитов, процентные ставки по которым в декабре снизились до исторически низкого уровня — 4,5%, в том числе по гривневым депозитам субъектов хозяйствовенной деятельности — до 3,9%, физических лиц — до 8,8%.

ЧТО НЕ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ В 2020 ГОДУ — ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД

Восстановления процесса кредитования не произошло. Уровень кредитования экономики находится на отметке около 12% ВВП. Это — один из самых низких показателей в мире. Начиная с апреля 2020 года прирост кредитования экономики приостановился: колебания номинального прироста работающих кредитов находятся в пределах +/- 1% к предыдущему году (с учетом эффекта изменения обменного курса). Разрыв с соседними странами по уровню кредитной поддержки экономики  увеличился.

Институт финансового посредничества работает неэффективно. Застой в сфере кредитования экономики наблюдается на фоне динамичного роста денежной массы в банковской системе. Наряду с этим сокращается денежный мультипликатор. Это является признаком того, что институт финансов и механизм монетарной трансмиссии работают неэффективно. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что в условиях дефицита кредитной ликвидности в экономике банки увеличивают свои вложения во внешние активы.

ПОД ОФИСОМ ПРЕЗИДЕНТА ДНЕМ 2 МАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СОБРАЛИСЬ НА МИТИНГ ПРОТИВ КАРАНТИНА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

 

Слабая инвестиционная активность предприятий. Уровень инвестиций в экономике, который и до коронакризиса находился на низком уровне (до 18% ВВП), в период кризиса существенно ухудшился. За 9 месяцев текущего года валовое накопление основного капитала составляет лишь 12,6% ВВП. При этом среди источников финансирования инвестиций кредиты украинских банков составляют лишь 4,3% (в 2019 г. было 5,6%). В значительной степени инвестиционный процесс в 2020 году поддерживался за счет государственных инвестиций в инфраструктурные проекты (доля средств государственного бюджета среди источников инвестиций выросла до 6% против 4,9% в прошлом году).

Приток иностранных инвестиций остается низким. Торможение структурных реформ и неопределенность перспектив влияния пандемии на украинскую экономику пока сдерживает настроения потенциальных внешних инвесторов. Сальдо притока ПИИ за 10 месяцев 2020 года составил всего 0,2 млрд долларов США. Чистый приток портфельных инвестиций в частный сектор также был близок к нулю. Почти на протяжении всего 2020 года нерезиденты изымали средства из гривневых ОВГЗ. Лишь на последних аукционах декабря их доля в ОВГЗ несколько увеличилась (за 11 месяцев 2020 года портфель ОВГЗ, находящихся в собственности нерезидентов, уменьшился на 28% до 77 млрд грн по состоянию на 11.12.2020).

Падение сбережений — ключевой тренд украинской экономики последних лет. Падение доли ВВП, которая направляется на прирост национальных сбережений, стало специфическим признаком нынешнего состояния экономики Украины. К сожалению, во время кризиса текущего года эта негативная тенденция усилилась. За 9 месяцев 2020 года на цели формирования национальных сбережений было направлено лишь 7% ВВП (в 2017 г. было 17,8%, 2018 г. — 15,2%, 2019 г.— 12,2%). При том, что в странах ЕС в условиях нынешнего кризиса, наоборот, наблюдается стремительный рост сбережений (до 27% ВВП), что формирует фундамент для быстрого посткризисного восстановления их экономики.

Наиболее критическая ситуация наблюдается со сбережениями домашних хозяйств. Со средины 2019 г. домашние хозяйства Украины не только не создают заметного позитивного вклада в национальные сбережения, но, наоборот, уменьшают их. За последний текучий год (по состоянию на II квартал 2020 г.) норма сбережений населения составляет -0,9% от их имеющегося дохода. Для сравнения — среднегодовой за последние 10 лет прирост сбережений населения в странах ЕС не опускался ниже 10% ВВП, а в период нынешнего кризиса — стремительно повысился до 20% ВВП. Низкий уровень формирования сбережений консервирует проблему экономической отсталости Украины, поскольку при таком положении не создается базовый ресурс для инвестиционного воспроизводствка экономического роста.

ОСНОВНЫЕ РИСКИ 2021 ГОДА

Продолжение негативного влияния коронакризиса на экономику. Снижение ВВП Украины за 9 месяцев 2020 г. составил 5,4%, а по итогам года в целом составит около 5%. Основным драйвером восстановления экономической активности продолжают выступать отрасли с быстрым оборотом средств, в частности, розничная торговля, физические объемы которой за 11 месяцев 2020 года выросли на 7,8% к соответствующему периоду прошлого года. В то же время, инвестиционная активность предприятий является критически низкой — объем капитальных инвестиций предприятий за 9 месяцев 2020 года был на 35,4% ниже показателей прошлого года, а производство промышленных товаров инвестиционного назначения в октябре 2020 года — на 19,3% ниже октября 2019 года. Нехватка капитальных инвестиций консервирует состояние отечественного производства товаров с высокой добавленной стоимостью и ограничивает экономический потенциал отечественной экономики.

Недостаточная глубина внутреннего рынка государственных займов, что будет ограничивать реализацию антикризисных программ. Общая сумма потребностей в финансировании государственного бюджета в 2021 году составит около 16% ВВП, что наряду с плановыми показателями 2020 года являются рекордными значениями за всю историю Украины. Для финансирования потребностей в погашении долга и покрытия дефицита в 2021 году предполагается привлечь 702 млрд гривен (в том числе внешних — 153,3 млрд гривен, внутренних — 549, 1 млрд гривен), еще 12 млрд грн планируется получить от приватизации государственного имущества. Несмотря на то, что почти 70% потребностей в финансировании бюджета предполагается покрывать за счет внутренних займов, это выдвигает соответствующие требования к вместимости и ликвидности рынка ОВГЗ. Существенное расширение участия государства на внутреннем рынке государственных займов может негативно повлиять на стимулы банков осуществлять кредитование реального сектора экономики и спровоцировать рост процентных ставок по кредитам.

Высокая стоимость государственного долга — угроза кризиса государственных финансов. Высокая стоимость государственного долга ограничивает возможности фискальной политики. Расходы на обслуживание долга в 2021 году составят 161 млрд грн или 3.6% ВВП (это существенно выше, чем в 2018-2020 гг.). Поскольку уровень государственного долга составляет около 60% ВВП, это означает, что эффективная ставка обслуживания государственного долга Украины составляет около 6% годовых. Это вдвое выше, чем аналогичная процентная ставка в странах мира с формирующимися рынками.

Зависимость государственных финансов от долгового финансирования существенно усилилась в течение 2018-2019 годов. Если в 2017 новые заимствования составляли 16% от суммарного потока средств от налогов, социальных взносов и заимствований, то в 2018 этот показатель вырос до 19%, в 2019 — до 24%, а в периоде за текучий год с ноября 2019 года по октябрь 2020 г.— до 26%. Риск повышения стоимости государственных займов существенно затрудняет выполнение государственных программ по поддержке экономики, которые необходимы для выхода экономики Украины из кризиса. Отсутствие достаточного пространства для финансирования государственных расходов по приемлемой стоимости ставит Украину в неравные условия со странами ЦВЕ в контексте преодоления последствий кризиса.

Волатильность цен на мировых финансовых и товарных рынках. Несмотря на то, что конъюнктура на мировых сырьевых рынках в 2020 году была благоприятной для украинского экспорта, значительная зависимость Украины от динамики цен на внешних рынках остается фактором риска. Государственная промышленная политика должна в дальнейшем направляться на стимулирование инвестиционной активности в отраслях с высокой добавленной стоимостью, что будет способствовать как увеличению валютных поступлений в страну, так и уменьшению зависимости от конъюнктуры внешних рынков.

КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД?

Стимулирование сбережений путем улучшения выполнения перераспределительной функции государственных финансов, повышения эффективности института финансового посредничества, улучшения механизма монетарной трансмиссии. Это будет требовать конструктивного взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Со стороны государственных финансов мерами должны быть: более справедливое перераспределение доходов; исправление диспропорций в оплате труда разных отраслей, финансируемых из бюджета; введение адекватного уровня прожиточного минимума; упрощение механизмов привлечения имеющихся средств граждан в государственные ценные бумаги.

Со стороны монетарного блока — повышение денежного мультипликатора путем усиления заинтересованности банков в кредитовании инвестиционных проектов в национальной экономике (вместо аккумулирования средств на НОСТРО-счетах в иностранных банках и в ценных бумагах иностранных эмитентов); повышение заинтересованности банков в развитии финансовой инфраструктуры и привлечении средств граждан в банковскую систему для их продуктивного использования.

Развитие инструментов инвестирования на основе усиления аллокационной функции государственных финансов, формирование точек роста с высоким мультипликационным эффектом (включая развитие физической инфраструктуры), возобновление кредитования экономики и оздоровления механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции через банковскую систему; создание институциональных предпосылок (завершение структурных реформ) для повышения интереса иностранных инвесторов в инвестировании в производственный потенциал национальной экономики; государственное содействие привлечению стратегических инвесторов в крупные инвестиционные проекты.

Активная политика на внутреннем рынке государственных займов. В международной практике с начала кризиса коронавируса центральные банки как развитых стран мира, так и стран с формирующимися рынками прибегли к началу или расширению программ выкупа активов. Обычно такие программы направляются на восстановление кривой доходности на длительных сроках, недопущение роста рыночных процентных ставок и дестабилизирующих тенденций на рынке. Среди стран с формирующимися рынками, с начала коронакризиса программы «количественного смягчения» с масштабным выкупом государственных облигаций на рынке ввели центральные банки Венгрии, Польши, Румынии, Хорватии, Турции, ЮАР, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Индонезии. Восстановление Национальным банком операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке, учитывая имеющийся мировой опыт и положения Закона Украины «О Национальном банке Украины», позволит минимизировать угрозы широкомасштабного кризиса в реальной экономике и секторе государственных финансов. Объем таких операций должен быть достаточным для покрытия разрыва финансирования дефицита государственных финансов с учетом наличия других источников.

Стимулирование привлечения средств населения в ОВГЗ. Практика других стран мира показывает, что именно в периоды финансовых кризисов заимствования государства у населения становятся одним из каналов финансирования потребностей правительства в валютных средствах ввиду снижения суверенных рейтингов и ограниченного доступа к коммерческим внутренним и внешним рынкам капиталов. По данным Eurostat объем заимствований у населения, которые смогли мобилизовать правительства Венгрии, Португалии, Мальты, превышает 10% ВВП; Кипра, Италии, Ирландии — более 3% ВВП на конец 2018 года. После восстановления экономического роста, стабилизации состояния государственных финансов, улучшения суверенных кредитных рейтингов, как правило, правительства постепенно уменьшают суммы заимствований у населения, отдавая предпочтение коммерческим заимствованием на внутренних и внешних рынках. Привлечение в бюджет валютных средств населения в ОВГЗ позволит получить альтернативные каналы покрытия потребностей правительства в иностранной валюте и снизить внешнедолговые риски государственных финансов.

Введение целевых программ рефинансирования банков. Введение целевых операций по долгосрочному рефинансированию банков, которые будут направляться ??на антикризисную поддержку предприятий реального сектора, позволяет активизировать (ускорить) кредитование экономики и предотвратить «вытеснение» финансовых ресурсов из реального сектора в пользу государственных заимствований. Такая практика уже применяется в странах ЕС. С 2014 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) ввел программу TLTRO, которая направлена ??на рефинансирование банков еврозоны под кредиты, предоставленные нефинансовым корпорациям и домохозяйствам (преимущественно для малого и среднего бизнеса) на льготных, по сравнению со стандартными, условиях. Основной целью таких изменений является поддержка наиболее пострадавших от кризиса малых и средних предприятий. Разработка и внедрение Национальным банком инструментов целевого рефинансирования банковских кредитов, предоставленных субъектам экономической деятельности, облегчит нагрузку на государственный бюджет в части мероприятий, направленных на поддержку экономической деятельности.

Расширение государственных программ поддержки кредитования и их фокусировка на инвестиционных целях. Объем предоставленных кредитов в рамках Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9%» составляет сегодня лишь 3,6% от общего объема кредитов субъектам малого и микропредпринимательства. При этом параметры программы не стимулируют банки-партнеры увеличивать объемы нового кредитования, в то же время стимулируют банки и их клиентов использовать бюджетные ресурсы для рефинансирования ранее выданных кредитов под 0%. Учитывая это, целесообразно усовершенствовать критерии участия в Государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» с целью ее фокусировки на новосозданные бизнесы и бизнесы, которые являются наиболее уязвимыми к снижению спроса вследствие кризиса COVID-19, и усиление ее инвестиционной направленности.

Дальнейшее конструктивное взаимодействие монетарной и фискальной политики является ключевой задачей на будущее и фактором успеха государственных антикризисных программ. Акцентом такого взаимодействия должно быть создание условий для эффективного перераспределения доходов, формирование емкого внутреннего рынка и стимулирование новых инвестиций в расширение производственного потенциала национальной экономики.

Богдан Данилишин, академик НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ