Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Экономика уже вышла из угла»

Эксперты сделали прогноз роста ВВП на следующий год
24 ноября, 2016 - 11:43
ФОТО РЕЙТЕР

Информационный фон экономических новостей, старательно удерживаемый властью в положительном сегменте, постоянно демонстрирует тенденцию к выходу из него. Читаем: благосостояние домохозяйств Украины с середины 2015 года снизилось на 18,5%, сообщает международный инвестбанк Credit Suisse; рост промпроизводства в стране в октябре-2016 замедлился до 0,8%, информирует Госстат; МВФ ожидает от властей Украины приговоров в отношении высокопоставленных коррупционеров, заявляет миссия МВФ.

И все же исполнительный директор Международного фонда блейзера в Украине Олег Устенко, негласно исполняющий роль связующего звена между американским и украинским бизнесом, начинает свое общение с журналистами с оптимистического утверждения о том, что «украинская экономика уже вышла из угла и в этом году покажет рост на уровне одного процента. А на следующий год прогноз два или даже три процента».

К сожалению, дальше идет едва ли не сплошной негатив. «Все это означает, что мы находимся гораздо ниже уровня, с которого начали падение в 2013 году. Если взять 2014 и 2015 год, то мы кумулятивно упали на больше чем на 17%. И что совершенно обидно, то мы находимся гораздо ниже 1991 года, с которого когда-то начали движение вниз. До сих пор мы не дотянули до 65% от ВВП 1991 года. Хотя можно спорить о структуре ВВП тогда и сейчас, но факт остается фактом: страна, растущая низкими темпами и (что еще хуже) падающая, точно не не уходит в отрыв (вперед) по сравнению с другими экономиками».

«Если мы заканчиваем этот год с ВВП на душу населения чуть выше, чем две тысячи долларов (я не учитываю тут паритет покупательной способности), то это означает, что мы являемся одной из самых бедных стран Центральной и Восточной Европы, — констатирует Устенко и сравнивает: — Румыны окончат год с ВВП чуть выше $6 тысяч на душу населения, венгры — около $10 тысяч». Говоря о причинах такого разрыва, эксперт отмечает, что «Украина базируется на старой модели экономического роста, мы экспортозависимая экономика и за три последних года таки и не смогли переломить этот тренд и перейти в инвестиционную модель развития, следовательно постоянно зависим от состояния внешних рынков.

«В последние годы в Украине отмечается коллапс экспорта, — говорит эксперт, — хотя, если верить относительным цифрам, у нас произошла серьезная переориентация с российского на европейские рынки. Однако о в денежном эквиваленте, увы, ситуация драматичная — мы потеряли миллиарды долларов. Если в 2013 году ВВП Украины составлял примерно $170 миллиардов, то этом году ВВП будет примерно $95 миллиардов». «Не следует ожидать перелома ситуации и в 2017 году, — прогнозирует Устенко, — Он будет крайне сложным для Украины. Потребность во внешнем финансировании мы оцениваем не менее $10 миллиардов. В этом году Украина, скорее всего, не получит транша от МВФ. И у меня большие сомнения в том, что в 2017 году Украина сможет продолжить активную фазу сотрудничества с ним. Мы видели заявление МВФ, да и мое формальное и неформальное общение с экспертами в Вашингтоне и европейских столицах говорит о том же».

«Наши расчеты показывают: — настаивает Устенко, — чтобы экономика страны активно развивалась и страна могла бороться с бедностью, ее рост должен быть не менее 5% в год. Так что 2—3% в следующем году — это печальный показатель. Поскольку за это время локомотив международной экономики будет двигаться с куда более высокой скоростью — около 4%, и наше отставание будет нарастать. А это чревато дальнейшим разрывом в уровне жизни». «Чтобы развиваться по инвестиционной модели нужно проводить серьезные структурные реформы, — но мы неправильно трактуем МВФ только как деньги, — критикует эксперт, — На самом деле — это надсмотрщик над тем, пытается ли страна что-то для себя сделать в плане реформирования. Ну что, например, плохого в том, что МВФ требует от нас борьбы с коррупцией или жить по средствам, а соответственно — снизить дефицит госбюджета? Для меня МВФ — это в первую очередь реформы, а уж потом деньги, которые может получить Украина».

«При этом меня пугают заявление нашего министра финансов о том. что мы можем прожить и без денег МВФ, — заявляет Устенко, — Я боюсь, что это реально может оказаться базовым сценарием Украины, которая не очень-то и желает делать структурные реформы, возможно, из-за колоссального сопротивления бюрократического аппарата и отсутствия политической воли, которая могла бы переломить это сопротивление. Это означает, что не будет реальных подвижек в плане борьбы с коррупцией, хотя Украина на 130-м месте из 167 стран. Между тем МВФ требует от нас в этом реальных результатов. На западе нам ставят в пример, скажем, Румынию, где скачок в улучшении инвестклимата произошел тогда, когда премьер и несколько министром этой страны были в тюрьме вместе с 20 членами парламента. Много говорится о Гватемале, где был создан антикоррупционный суд из иностранцев, потому что не было доверия к собственной судебной системе. Там под судом оказался сам президент».

«Насколько такие варианты возможны в Украине? — спрашивает Устенко, — С одной стороны, одно только наказание не решает всех вопросов, но наши партнеры в разговорах часто намекают на «большую рыбу»... «У нас же в базовом сценарии, скорее всего, будут вялотекущие реформы, которые скорее всего, не позволят получить производную от сотрудничества с МВФ — деньги, — предсказывает эксперт. — а если так, то их не будет и от других международных финансовых институций. При этом прагматизм в отношениях между Украиной и США, очевидно, будет нарастать. И Украина, которая могла раньше рассчитывать на гарантии американского Минфина, их вряд ли сможет в обозримом будущем получить». В первых двух кварталах будущего года для нашей страны, по мнению эксперта, будут закрыты и рынки внешнего заимствования капитала, которые Украина будет пытаться тестировать. Но, в любом случает, там можно будет одолжить лишь пару миллиардов долларов...

Довольно резкий прогноз экономических перспектив нашей страны также у финансового эксперта, управляющего партнера компании Capital Times Эрика Наймана. По его мнению, выборы в США существенно меняют отношения между нашими странами. Уменьшается вероятность поддержки текущего положения дел в Украине. Новая администрация будет выдвигать более внятные и четкие требования. «Я даже не исключаю международный трибунал в отношении Украины и украинских властей, — говорит эксперт, — Запад, похоже, настолько разочарован в способности Украины реформироваться самостоятельно, что потребует такого достаточно жесткого вмешательства», — предполагает финансист.

Еще один финансовый эксперт, руководитель проекта «Путь к успеху» Андрей Блинов попытался сделать более оптимистический прогноз, но начал с возможности дефолта. По его мнению, он будет если и не в 2018-м, то в следующем году. Если с бюджетом принципиально ничего не изменится, то в 2018 году Украине придется отдать почти третьего его доходов на выплаты по совокупному долгу. «Я не уверен, — говорит он в связи с этим, — что терпения граждан по истечению четырех лет хватит, чтобы не проголосовать за каких-нибудь ультра-социалистов, фамилий которых мы сейчас даже и не знаем, или знаем, но и не подозреваем, что они настолько социалисты». Эксперт рассказывает короткий анекдот: после е-декларирования МВФ просит кредит у украинских депутатов и чиновников. И все Блинову удалось расслышать нотку «ограниченного оптимизма» в нынешней украинской симфонии. По его мнению, ее сыграл сектор строительства, который демонстрирует рост и может потянуть за собой другие отрасли экономики. Это свидетельствует о том, что украинский бизнес начал ориентироваться на внутренние ресурсы, отмечает Блинов.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ