Европейский банк реконструкции и развития подписал с группой компаний «Фуршет» кредитное соглашение, в соответствии с которым $90 миллионов пойдут на дальнейшее развитие сети группы в Украине и Молдове. Представители «Фуршета» не скрывают своей радости по этому случаю. «Это дает возможность развивать нашу сеть более агрессивно, чем мы делали это по сей день, — утверждает председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко и добавляет, — наши банки не дают таких долгосрочных кредитов, к тому же они дороже и требуют больше инструментов... Поэтому мы очень рады кредиту от ЕБРР, это чрезвычайно важный этап нашего развития».
Полученные средства планируется направить на развитие сети в городах Украины с населением более 50 тысяч, где сейчас мало современных заведений розничной торговли. По словам Баленко, уже в следующем году в регионах нашей страны появятся 25 супермаркетов, еще пять — в соседней Молдове, где на сегодня работает всего лишь три супермаркета этой сети. В Украине же на сегодняшний день функционирует 86 фирменных магазинов «Фуршет», однако Баленко подчеркивает, что, благодаря кредиту ЕБРР уже в следующем году их будет больше сотни... Хотя задача перед «Фуршетом» не из легких: в целом в 2008 году планируется потратить на развитие сумму, которая на $10 миллионов превышает сумму предоставленного кредита.
Директор Департамента агробизнеса ЕБРР Жиль Меттеталь утверждает, что это самый крупный и наиболее важный проект в отрасли розничной торговли из тех, которые осуществлялись ЕБРР в Украине. А директор ЕБРР в Украине Камен Захариев объясняет, почему это так: «Конкуренция на этом рынке в Украине только начинается. Если на первых этапах ожидалось, что с приходом больших международных сетей у местных операторов не будет шансов, то сейчас оказалось, что это был неверный прогноз. Местные операторы сохраняют свои позиции».
Но посмотрим и на другую сторону медали. Эксперты советуют предпринимателям-владельцам сетей супермаркетов обращать внимание не только на стремительное расширение количества самих магазинов, но и на улучшение сервиса в уже существующих. По результатам недавнего исследования-тестирования сетей продуктовых супермаркетов, которое совместно с Киевским торгово-экономическим университетом и Украинским обществом товароведов и технологов провела общественная организация «Качество жизни», посетители довольно низко оценивают качество обслуживания в супермаркетах. Согласно исследования, тестированные магазины сети «Фуршет» набрали в общем только 2,75 баллов из пяти возможных, причем больше всего покупатели были недовольны уровнем подготовки обслуживающего персонала магазинов и наличием просроченного товара... Ради справедливости нужно отметить, что и другие участники тестирования не продемонстрировали высоких результатов: из восьми только две сети смогли заработать оценку, которую можно трактовать, как «хорошо»...
«Что нас удивило в самом начале, — говорит председатель совета «Качество жизни» Александр Ладыгин, — так это полное непонимание руководителей сетей и магазинов, зачем нужен такой мониторинг. Мы отправили всем участникам исследования сообщения о нем, но в ответ получили только одно письмо, которое завуалировано намекал на желаемые хорошие результаты исследования. Остальные супермаркеты промолчали. Мы ожидали хоть какой-то реакции с их стороны, заинтересованности в результатах. Но супермаркеты, очевидно, привыкли только к заказанным исследованиям...»
В Украине, по словам Ладыгина, в непрерывной гонке за прибылью и расширением, руководство и персонал супермаркетов о соответствующих исследованиях и развитии сервиса часто просто забывают. Страдают же от этого потребители, которые, руководствуясь рекламой, идут в супермаркет за европейским сервисом и свежими продуктами, а сталкиваются с давно просроченными товарами и «совковой» неприветливостью персонала.