Апрельские прогнозы многих экспертов относительно последующего подорожания топлива на отечественных АЗС оправдались. На некоторых заправках цены повысились сразу на гривну.
У водителей возникает вполне резонный вопрос: если курс доллара падает, то почему же цена на бензин растет? Тем более, что украинский рынок светлых нефтепродуктов на 80% состоит из импортного товара, который закупается за доллары или евро, а следовательно, в пересчете по нынешнему валютному курсу цены на АЗС должны бы быть ниже.
«Не стоит забывать о последних тенденциях на мировых рынках, где цены на нефть приближаются к отметке почти $50 за баррель. То есть, от февральских котировок в $33 за баррель до майских в $49, стоимость нефти выросла на 48%, причем такой резкий рост начался именно с апреля», — объясняет заместитель руководителя «Публичного аудита» Матвей Холошин.
Поэтому такая тенденция не могла не отразиться на конечной стоимости уже готовой продукции, поскольку стоимость сырья в ней составляет 50—55%. А поскольку оптовый и розничный рынок нефтепродуктов, как правило, всегда реагирует на внешние факторы, которые влияют на ценообразование, приблизительно с месячным опозданием, эта цепная реакция дошла до украинских трейдеров именно в настоящее время.
Кроме того, по словам специалиста «Публичного аудита», не стоит забывать, что с 1 апреля этого года Беларусь повысила экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, которые вывозятся из зоны Евразийского таможенного союза. В частности, ставка экспортной пошлины на товарные бензины с $24 достигла $33,4 за тонну. Беларусь является лидером на отечественном рынке импортных нефтепродуктов с долей свыше 70%, потому это не могло не отразиться на рынке в целом.
«В структуре отечественных цен на светлые нефтепродукты закупочная стоимость составляет немного больше 30% — соответственно, повышение экспортной пошлины на 40% автоматически увеличивает цену закупки минимум на 20%, что в результате, понятно, увеличивает конечную цену — приблизительно на 30—40 копеек за литр», — объясняет Холошин.
Специалисты «Публичного аудита» не могут дать позитивный прогноз и на будущее. Повышение стоимости сырой нефти на рынках мира, судя по всему, будет продолжаться и в дальнейшем, и тенденция указывает на то, что ее стоимость превысит $50 за баррель. Соответственно, и стоимость топлива на украинских АЗС может повыситься еще на 0,50 — 1 грн.
Единственное, что может несколько сдержать такое подорожание, — это уменьшение спроса среди украинцев, которые будут пытаться экономить и меньше пользоваться своими транспортными средствами.