Клеймо «сырьевого придатка» приклеилось к нашему государству сразу же после распада СССР. И хотя вслух об обидном статусе высокая европейская дипломатия Украине никогда не говорит, но это чувствуется в действиях зарубежных инвесторов. Большинство из них охотно инвестирует в выращивание рапса, пшеницы, кукурузы. Потом все это инвесторы дешево скупают и вывозят на мировые торговые площадки, где цена на украинский агропродукт растет в несколько раз. Нынешний же банковский кризис заставляет европейцев становиться более бережливыми и искать пути снижения своих производственных расходов за счет более дешевых производств в других странах. И Украина может воспользоваться этой ситуацией, чтобы открыть новые рынки сбыта на европейском рынке для продукции своего малого и среднего бизнеса.
Подтверждение этому — довольно приличные показатели жизнедеятельности «середнячков» за рубежом. На фоне нокаутированных кризисом металлургических и химических промышленных гигантов они заставляют задуматься над их дальнейшей ролью в экономическом становлении страны. Конечно, средняя бизнес-прослойка не станет новой ударной экспортной силой Украины, которая сможет ежемесячно приносить стране миллиарды долларов. Но в долгосрочной перспективе выход на новые рынки именно малого бизнеса позволит существенно обновить бизнес-имидж Украины.
«Средние и малые предприятия могут и выходят сегодня на европейский рынок. Особенно их много в секторе предоставления туристических, транспортных, финансовых услуг, в программировании и создании программного обеспечения. Для Украины здесь существуют конкурентные преимущества», — делится с «Днем» своими наблюдениями экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Конкурентные преимущества — это более дешевая рабочая сила и доступ к специализированным интеллектуальным ресурсам. При хорошо продуманной государственной политике это позволит «переплюнуть» даже мировых лидеров по предоставлению аналогичных услуг, уверен эксперт.
В перспективности украинских «малышей» и «середнячков» лично убедился руководитель проекта ЕС «Поддержка развития деловой способности украинских малых и средних предприятий — международный аспект» Кен Накбар. «Мы искали секторы, в которых малый и средний бизнес в долгосрочной перспективе сможет конкурировать на международном рынке и по цене, и по качеству», — говорит он. Искали, искали — и нашли их в машиностроительном, деревообрабатывающем и ИТ секторах. Значительная часть такого мелкого и среднего бизнеса сосредоточена в Харьковской, Львовской и Киевской областях.
При помощи чего отечественные мелкие и средние производители собираются «завоевать» часть европейского рынка, «Дню» рассказали бизнесмены из Харьковщины. Так, по словам технического директора ЗАО «Реммашстрой» Владимира Дмитерко, работать на внутреннем рынке сегодня очень тяжело. «Каковы перспективы по развитию машиностроения на украинском рынке? Трудно сказать. И есть ли это машиностроение вообще? Скорее всего — это какие-то единичные случаи высокотехнологического авиационного, энергетического производства или изготовления оборудования», — рассказывает он. Из-за этого предприятие активно ищет выходы на зарубежных потребителей, для которых его продукция даже при условии кризиса стоит не меньше чем на 50% дешевле европейских аналогов. «Спрос вырос на нашу продукцию (промышленная гидравлика). И это связано с экономическим кризисом. Европейские производители пытаются снизить свои расходы и перенести производство в регионы, где более дешевая рабочая сила, сырье. В таком случае Украина имеет неплохой шанс получить финансовую выгоду от этого», — прибавляет Дмитерко.
А вот харьковскому «Инженерному бюро Авиационного института» не бояться кризиса позволяет уникальная производственная специализация, рассказывает изданию главный инженер предприятия Григорий Черепащук. Бюро специализируется на производстве высокотехнологического взвешивающего и испытательного оборудования для авиационной промышленности и железнодорожного сектора. Это помогло быстро нарастить продажи в Евросоюз, Россию и на внутренний рынок. Особенно много клиентов среди авиационных компаний, ведь в отрасли начало действовать новое положение о необходимости центрирования и взвешивания самолетов перед полетом, говорит главный инженер Бюро.
Меньше повезло предприятию «Тандем», которое производит оборудование для охлаждения и разлива напитков, мебели для кафе, баров и ресторанов. По словам его генерального директора Олега Ильгова, сейчас в Украине «никто ничего не заказывает». Спасают предприятие только заказы из России.
На вопрос корреспондента «Дня», рассчитывают ли предприниматели во время экономического кризиса на помощь государства, большинство ответило, что нет. «Здесь и в нормальных условиях получить эти кредиты невозможно, — признается один из бизнесменов на правах анонимности. — А плюс ко всему проверками все давят, все хотят денег».
О фактах давления по уплате налогов знают в Госкомпредпринимательства. По словам заместителя председателя ведомства Светланы Свищевой, на налоговый пресс жалуются предприниматели только двух западных областей, одна из которых Ивано-Франковская. Что касается получения государственных кредитов, то по словам заместителя, этим вопросом занимается Фонд поддержки предпринимательства, в казне которого сегодня накоплено 12 миллионов гривен. В Госкомпредпринимательства признают, что сумма небольшая, но ее удалось увеличить благодаря сотрудничеству Фонда с «Укрэксимбанком». Так, с января эти два учреждения начали кредитование малого и среднего бизнеса наполовину. Соблазнительное предложение этого проекта заключается в том, что предприятие может взять кредит от 250 тысяч гривен под 17,5—18% годовых. Но воспользоваться государственными деньгами все равно могут только избранные. Для получения кредита надо пройти определенный отбор и предоставить государственным учреждениям гарантии возврата денег в виде залога. А многие ли предприятия способны на такое в нынешних условиях?
В регионах ситуация с кредитами еще хуже. Региональные фонды поддержки предпринимательства наполовину финансируются государством и облсоветом. Если год за годом облсовету удается наскрести 300—500 тысяч гривен на эти цели — просто замечательно.
Государственные кредиты — это хорошо, считает Жолудь. Но было бы лучше, если бы к продвижению украинского продукта за рубежом наконец подключился «Укрэксимбанк». По своей природе именно экспортно-импортные банки выдают долгосрочные кредиты своим предприятиям за границей для запуска новых производственных проектов, а также кредитуют покупателей других стран для приобретения продукции из своей страны. Так делает, например, США. «К сожалению, последние шесть-семь лет «Укрэксимбанк» работает как обычный коммерческий банк», — подытоживает Жолудь.