Соединить главные воздушные ворота с главным железнодорожным полотном страны удобным общественным транспортом — вопрос, остро вставший еще в 2011 году. Тогда Украина готовилась к чемпионату Европы по футболу. Наладить скоростную и удобную «доставку» пассажиров аэропорта до железнодорожного вокзала стало приоритетной задачей для правительства, которая вылилась в национальный проект «Воздушный экспресс».
В 2013 году Украина готовилась взять кредит в Импортно-экспортном банке Китая на его строительство. Но на этом все и «заглохло».
На днях в Кабмине решили реанимировать «Воздушный экспресс». Но уже без китайских денег и в десять раз дешевле.
В минувшую пятницу правительство поручило «Укрзалізниці» заняться подготовкой соответствующего проекта.
Планируется, что маршрут проложат от вокзала станции Киев-Пасажирский через станции Выдубичи и Дарница до терминала D аэропорта «Борисполь». Как сообщают в УЗ, для реализации проекта необходимо будет достроить к существующей железнодорожной инфраструктуре путепровод над трассой, 4 км железнодорожного полотна (от станции Георгия Кирпы) и платформу около терминала.
В МИУ, правда, говорят о строительстве 8 км пути (вместе с эстакадой). «Железнодорожные пути будут строить в аэропорт от села Счастливое», — уточняет Виктор ДОВГАНЬ, заместитель министра инфраструктуры. По его словам, ветка будет двухсистемной и двухколейной.
Экспресс дважды будет останавливаться на пути до Борисполя (на станции Выдубичи и Дарница). Время в пути займет 35 минут, предварительная стоимость билета — 80—120 грн. Возить пассажиров будут 11 поездов PESA 620М на 91 место и два поезда PESA 630М на 192 места.
По оценкам премьер-министра Владимира Гройсмана, реализация проекта обойдется приблизительно в 800 млн грн ($29 млн), из которых 450 млн грн ($16,2 млн) пойдут на строительство путепровода, 100 млн грн ($3,6 млн) на строительство железнодорожной инфраструктуры, 170 млн грн ($6,2 млн) — на обновление рельсовых автобусов и строительство бокса для их обслуживания. Будет строить «Укрзалізниця» на свои средства. Приступить к работам планируют уже в июне, а запустить экспресс в МА «Борисполь» рассчитывают уже в декабре этого года.
Окупить проект планируется за 10,5 лет.
В то же время эксперты в целесообразности проекта сомневаются.
«Железнодорожное сообщение с Борисполем не нужно, на автомагистрали, которая ведет к аэропорту, не бывает пробок», — считает транспортный эксперт Александр КАВА.
Есть и другая проблема, которую не учитывают разработчики, — большинству жителей Киева неудобно добираться до станций, где будет останавливаться «Воздушный экспресс» — например, те же жители Троещины все равно будут зависеть от траффика на дорогах. Поэтому объективного преимущества по времени поездки в аэропорт поезд не предоставлит. А если в аэропорт едет семья из трех человек, то и ценовые преимущества не в интересах железной дороги — выгоднее и удобнее такси.
В МИУ говорят, что этот проект — «на вырост», мол, аэропорт наращивает объемы пассажиропотока. Так, в МА «Борисполь» рассчитывают, что до 2025 года доля трансферных пассажиров в структуре пассажиропотока аэропорта достигнет 40% (10 млн), а это значит, что рейсами point to point воспользуются около 15 млн пассажиров.
«Сейчас этот проект больше нужен для подтверждения статуса аэропорта. Те Sky Bus, которые возят пассажиров в «Борисполь», прекрасно справляются с существующими объемами», — соглашается директор компании «А+С Украина» Дмитрий БЕСПАЛОВ.