Меньше чем через месяц, с 1 января 2015 года, вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII, которым предусмотрено введение электронной системы уплаты НДС. Основная цель проекта изменений — преодолеть схемы уклонения от уплаты налогов и «налоговые ямы». Но до сих пор вопрос даже не в том, как реализовать реформы, но и смогут ли они достичь своей цели.
Так, со следующего года для всех плательщиков НДС в автоматическом режиме откроют электронные счета в банке, которые будут созданы и подконтрольны Национальному банку Украины. Все налоговые накладные будут составляться в электронной форме и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных. Для этого плательщик должен иметь достаточную сумму налогового кредита, подтвержденную зарегистрированными в этом реестре налоговыми накладными и уплатой НДС при импорте товаров.
• Внедрение электронной системы администрирования, как надеются специалисты, сделает невозможным формирование фиктивного кредита и получения неправомерного возмещения НДС из бюджета, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня поступлений налога в бюджет.
Зато эксперт по финансам и член инициативной группы по вопросам налогообложения при Государственной фискальной службе Леся Кузнецова убеждена, что в 2015 году налогоплательщиков ожидает еще больше сложностей в связи с новым порядком электронного администрирования НДС. Напомним, что последний был утвержден 16 октября 2014 года Кабинетом Министров Украины и вступает в силу с начала следующего года.
«В частности, в последней редакции НКУ законодатели в корне меняют систему администрирования НДС. При этом облегчения для плательщиков НДС ожидать не стоит, напротив — тех, кто занимается торговлей товарами (работами, услугами), ограничили в праве регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Например, если такой плательщик НДС фактически ничего не купил, то он ничего и не сможет продать. А если продать очень нужно, то ему нужно будет заплатить НДС «наперед». В частности, если плательщик НДС хочет продать товары (работы, услуги и тому подобное) на сумму большую, чем он купил за отчетный период, в т.ч. импортировал товаров (работ, услуг и тому подобное), он должен перечислить НДС на счет системы электронного администрирования, то есть «оплатить налог наперед». Таким образом, налоговое обязательство, как и раньше, плательщики НДС должны будут насчитывать по первому из событий, однако для регистрации и выдачи налоговой накладной покупателю или заказчику, которая давала бы право включить ее в налоговый кредит, нужно будет выполнить дополнительный ряд процедур. Это значительно усложнит процедуру уплаты НДС.
Но это еще не все «неприятности». Непонятна процедура с пополнением специального счета по НДС, которая в значительной мере лишит налогоплательщиков оборотных средств и права распоряжаться этими суммами на свое усмотрение.
• Напомним, что НДС — это не только основной бюджетообразующий налог, но и основной способ мошеннического обогащения. Однако Государственная фискальная служба решила достичь наполнения бюджета не путем борьбы с «фиктивными» предприятиями, а наоборот — за счет добросовестных налогоплательщиков, поскольку именно им придется платить налог наперед. И таким образом будут «вымываться» оборотные средства из предприятия, соответственно, ухудшая его финансовое положение, которое и без того плачевно из-за невозможности получения кредитов и валютных колебаний.
• В идеале система электронного администрирования НДС должна бы обеспечить автоматический учет сумм НДС в разрезе плательщиков. Но в действительности каждый налогоплательщик довольно часто имеет дело с неудовлетворительной работой системы электронной отчетности, когда не работает сервер ГФС, несвоевременно поступают квитанции по принятию/непринятию отчетов, или возможностью налоговиков в одностороннем порядке разрывать договоры электронной отчетности с налогоплательщиками и тому подобное.
С одной стороны, вышеупомянутое нововведение должно было ломать привычные мошеннические схемы, хотя вполне возможно, что вместо этого возникнут новые, например, связанные с вмешательством в работу компьютерной программы или выходом бизнеса в «тень». Хуже всего, что при этом немало предприятий банально могут обанкротиться. Зато система электронного администрирования позволит государству аккумулировать на специальных счетах по НДС огромные суммы, которыми оно сможет пользоваться до наступления срока уплаты НДС, тогда как для плательщиков НДС это фактически приведет к замедлению оборота. Даже если у плательщика НДС есть избыток финансовых ресурсов, который он размещает на депозиты, данная система все равно приведет к снижению пассивных доходов.
• Еще одно слабое место измененного НКУ: при аннулировании регистрации лица плательщиком НДС его счет в системе электронного администрирования закрывается, а остаток средств из этого счета перечисляется в госбюджет (п. 2001.8 в. 2001 разд. V ПК Украины). Перечисление осуществляется на основании реестра, который готовит ГФС. Как правило, аннулирование регистрации плательщика НДС по инициативе фискальной службы происходит по надуманным причинам. Например, из-за отсутствия предприятия по его местонахождению, несмотря на то, что предприятие в течение 5-10 лет не меняло ни фактический, ни юридический адрес. Такая практика приведет к тому, что плательщики НДС будут терять средства, аккумулированные на спецсчетах по НДС. Таким образом, мы видим, что последняя редакция НКУ не только не решает неотложные проблемы плательщиков НДС, но и усложняет процесс налогообложения и деятельность налогоплательщиков в целом. Отныне вопрос уплаты НДС может возникать ежедневно, а не только в конце месяца или в момент составления декларации».
• «Прежде чем воплощать данные изменения в систему налогообложения, нужно было изучить мировую практику, — дополняет коллегу директор по стратегическому планированию и развитию бизнеса в аграрной компании ГК «Агровет Атлантик» Ирина Паламар. — Например, известно, что во всем мире подобная электронная система была реализована только в двух странах — в Азербайджане и Болгарии. В частности, в Болгарии после трех лет применения (2003—2006 гг.) от подобной практики отказались из-за ее неэффективности. В Азербайджане система работает до сих пор, однако сказать, что она привела к позитивным экономическим переменам, нельзя. Следовательно, возникает резонный вопрос: так ли необходимо данное реформирование в период глубокого экономического кризиса, который переживает сейчас украинская экономика? Уже сейчас специалисты понимают, что последствия изменений в налогообложении могут быть негативными, потому общественные организации обращаются к председателю ГФС с требованием отменить изменения, которые вступают в силу 1 января 2015 года».