Среди 13 успешных стран, механизм успешности которых изучал Всемирный Банк, Объединенные Арабские Эмираты. На пустынной территории в 70-е годы прошлого века были найдены огромные залежи нефти и газа. Правители-эмиры смотрели на эти территории как на личную собственность, которую они должны передать своим детям и внукам в лучшем состоянии, чем они ее получили. И понимая исчерпаемость нефтяных месторождений, они на полученные нефтедоллары превратили свои эмираты в настоящую сказку, центр бизнеса на Ближнем Востоке. Им есть что передавать своим потомкам.
У нас были огромные ресурсы (не забываем о земле и людях) и пока еще кое-что осталось. Но мы признаны самой бедной страной в Европе. Почему так ?
Причина кроется в тех, кто определяет стратегию и правила игры в стране — в чем их интерес, чем они руководствуются ? Там — чтобы их потомкам было уютно и приятно жить в их собственной стране. У нас — чтобы эта территория оставалась лишь территорией, которая сегодня приносит максимум прибыли небольшой группе людей и которая к тому же вывозится из страны; будущее у них там, где их деньги.
Часто вспоминают фундаментальный тезис Михаила Грушевского: «Беда Украины в том, что ею правят люди, которым она не нужна». Этих людей и там, и здесь называют политической элитой. Их определяющая роль в развитии страны вызывает справедливый интерес к ним. Политической элите, ее сути, структуре, развитию посвящены сотни монографий, статей, проводятся конференции, симпозиумы, «круглые столы» и тому подобное. Много наработок есть и в Украине. В КНУ им. Т. Шевченко даже провели дискуссию — «Кто имеет право называть себя политической элитой? «.
Прежде чем разобраться в том, что же такое политическая элита, необходимо напомнить два положения:
1. физические законы действуют независимо от воли людей и от их существования вообще: кокос под действием закона тяготения падает вниз и на безлюдном острове. Общественные законы действуют только через деятельность людей, конкретных людей со всеми их вкусами и особенностями — национальными, политическими, религиозными, возрастными; на безлюдном острове они не действуют. Именно они определяют, как будет реализовываться тот или иной закон и будет ли он реализован вообще;
2. известный немецкий экономист Ф. Лист (1789 — 1846) отмечал, что объективные экономические законы в каждой стране действуют по-разному, учитывая особенности этой страны.
Следовательно, под политической элитой понимают относительно организованное меньшинство, которое занимается разработкой стратегии развития государства и его институтов, а также организовывает и контролирует их выполнение. Стоит для солидности привести определение элиты известных мировых научных работников: Х. Ортега-и-Гассет (Испания): «люди, имеющие наивысшее чувство ответственности»; Г. Моска (Италия): «наиболее активные люди, ориентированные на власть»; Г. Лассуэлл ( США): «имеющие в обществе наибольший престиж, богатство, статус»; Л. Боден (Франция): «имеющие интеллектуальные и моральные преимущества над другими без привязки к своему статусу».
Стоит напомнить, что кроме политической элиты есть элиты экономические, военные, информационные, научные, духовные. Часто они интегрируются друг в друга. Например, сочетание политической и экономической элит дает нам олигархическую форму управления.
Политическая элита не возникает и не существует сама по себе. Ее существование является логическим завершением становления политической нации с соответствующими государственническими амбициями, которые сконцентрированы в национальной идее. Особый вес она приобретает в переходных обществах, на стадии трансформации и становления государства, определения путей ее развития. Отсюда особенная ее роль в Украине, которая все еще находится на переходном этапе. Усиленное внимание к теме «политическая элита» вызвана последними президентскими выборами, которые засвидетельствовали конец правления старой, постсоветской элиты и начало формирования новой, уже украинской; по крайней мере, ее представители либо родились, либо сформировались как личности уже во времена независимой Украины. Имеют ли значение эти возрастные критерии, покажет время. Мы уже имели «молодые команды».
Африканские страны, получившие независимость 60—50 лет тому назад, тоже не имели ни опыта национального создания государства, ни национальной элиты никакой. Ее отсутствие до сих пор сдерживает развитие 50 стран подсахарской Африки. При огромных природных богатствах они так и не могут избавиться от множества социальных и экономических проблем, войти в перечень хотя бы среднеразвитых стран. Только теперь появляются первые признаки появления тех, кого можно назвать национальной политической элитой. У них в этом вопросе есть важное преимущество перед Украиной: эти 50 стран не имеют серьезных территориальных претензий друг к другу. У них есть время для постепенного, эволюционного формирования собственных элит. У нас такого времени нет.
В Украине ситуация крайне сложная. Отсутствие системной государственной стратегии могло бы компенсироваться именно наличием государственнической политической элиты. В реальности нет ни одного, ни другого. Какие возможны варианты дальнейшего развития ситуации ?
Возможно, возлагать надежду на эволюционный путь развития ситуации: постепенно сформируется гражданское общество, и оно выдвинет из себя достаточное количество патриотической, державоориентированной политической элиты. Сколько для этого нужно времени? Здесь время выступает не как философская категория, а как фактор национальной безопасности.
Сколько нужно времени, чтобы догнать по уровню ВВП Польшу?
Чтобы остановить массовый, угрожающий для Украины выезд рабочих рук ?
Чтобы стать членами ЕС и НАТО ?
Чтобы остановить войну на Донбассе, вернуть Крым ?
В начале марта 2019 года академик В. Горбулин презентовал свою новую книгу «Мой путь в зазеркалье». В ней он констатирует: «В целом в Украине на грани 2030 годов есть только два пути: либо стать сильным государством, либо столкнуться с реальной опасностью поглощения...». Указано временное пространство для решения этой судьбоносной проблемы — 10 лет. Что мы делали почти 30 лет? И сможем ли сделать «квантовый прыжок» за 10 лет ? Для реализации второго варианта сильной политической элиты и не нужно. Достаточно имитировать реформы, называть стагнацию прогрессом и убеждать нас, что только вступление в ЕС решит все наши проблемы. А чтобы стать сильным государством, нужна профессиональная, сплоченная, патриотическая политическая элита. Стоит отметить ее профессиональность.
Френсис Фукуяма в книге «Конец истории. Последний человек» выразил мнение, которое имеет прямое отношение к теме разговора: задания, стоящие перед посттоталитарными странами, настолько сложны, что ошеломляют воображение. Уверен, что в Украине есть достаточно специалистов высокого уровня, которые могут решить любую задачу. Нужно только поставить перед ними цель, в которую бы они поверили. Чтобы это была не цель по реализации какой-то партийной программы, а цель, связанная с развитием страны, с нахождением опоры для «квантового прыжка». Это и должно стать одним из заданий новой политической элиты.
Фактор времени имеет и геостратегические измерения: стремительно меняется архитектура международных отношений, меняются основные политические игроки в Европе, постепенно, но на наших глазах смещается геополитический центр — с Европы в регион Индийского океана, меняют мир ІТ-технологии. Успеваем ли мы за этими изменениями? Планируем ли вписаться в «новую нормальность»? Или останемся на обочине ?
Есть еще один фактор, присущий именно Украине. О нем я вспоминал, говоря об африканских странах. Это наша география. Нашим соседом является Россия. Есть и будет. И она единственная страна в мире, которая проводит реальную политику отторжения чужой (нашей, украинской) территории. Так же и сегодня, и завтра она видит Украину как необходимый элемент возобновления Российской империи как равноценного с США и Китаем глобального игрока. В. Путин однозначно заявил: «Сближение Украины и России неминуемо». Этот тезис повторил и поддержал В. Медведчук 10.07. 2019 года во время встречи с премьер-министром России Д. Медведевым. Россия делала и делает все, чтобы втянуть Украину в свою зону влияния. Чем ближе к выборам в Верховную Раду, тем активнее становятся ее попытки. Россия не будет спокойно наблюдать за позитивными изменениями в Украине. И не будет спокойно ожидать, пока у нас созреет гражданское общество и появится влиятельная политическая элита. И здесь опять фактор времени — кто быстрее: сформируем ли мы государственную стратегию с учетом всех рисков, или Россия втянет с помощью «пятой колонны» Украину в свою орбиту. Когда-то Богдан Хмельницкий под давлением внешних обстоятельств пошел на тактический союз с «братским» православным народом. Но вырваться из этих «дружественных» объятий он уже не смог, невзирая на все попытки. Россияне сумели перекупить значительную часть тогдашней элиты, казацких старшин.
Следовательно, надежда на эволюционный путь появления национальной, а не компрадорской, политической элиты может иметь впоследствии потерю национальной независимости. За 10 лет она и не появится, и не успеет ничего сделать. В противовес эволюционному пути за логикой должен быть революционный путь, «квантовый прыжок». Удастся ли нам получить новую политическую элиту по результатам одних парламентских выборов? На мой взгляд, это не только сомнительно, а невозможно. Ни по указу Президента, ни по закону Верховной Рады, или распоряжению СНБО она также не появится. Революционный путь формирования политической элиты априори невозможен — необходимо время.
Возникает угрожающая ситуация: государственной стратегии (национальная идея плюс модель государства плюс государственная политика) нет; политической элиты, которая могла бы компенсировать ее отсутствие, нет. Создается определенный управленческий хаос. На что и надеется Россия. В чем может быть выход?
Чувствуя, понимая неспособность существующей политической элиты адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы большинство избирателей увидели выход в обеспечении властью человека вне существующей Системы власти. Стало ли это проявлением мудрости народа как источника власти или чем-то другим, будет видно в ближайшее время. Но важен сам прецедент: общество стихийно ищет выход вне Системы. Так же, по-видимому, вне существующей Системы формирования власти нужно искать и ответ на более широкий вопрос — в чем выход? Накануне выборов в Верховную Раду (парламент Украины) оживились разговоры об отмене дуализма власти за счет превращения Украины в чистую парламентскую республику. Аргументируют это тем, что большинство успешных европейских стран являются парламентскими республиками. Это так. Но вспомним мнение Ф. Листа о необходимости учитывать особенности страны, когда речь заходит о законах общественного развития. Парламентские республики — это хорошо. У них. В США и Франции — президентские республики; тоже люди живут неплохо. «Квантовый прыжок» Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Китая в конечном итоге состоялся тоже не с помощью парламентов. Не формой власти гарантируются экономические скачки, как подтверждает исследование Всемирного Банка, а политическими элитами, преданными национальной идее, которые пользуются доверием народа. Поэтому убежден: парламентская республика в наших сегодняшних украинских реалиях — путь к уничтожению независимости Украины. Состав новой Верховной Рады даст много аргументов в доказательство этого мнения. «Веселой будет следующая Рада» — прогнозирует народный депутат-свободовец Андрей Ильенко. Только кто будет смеяться, кому будет весело?
Представим себе, что сбудутся прогнозы недоброжелателей новой власти. И она не будет оправдывать надежды, ради которых ей отдали свои голоса три четверти избирателей (я, кстати, не голосовал за пана Зеленского ). И под угрозой будут не только тарифы, рынок земли, газ, но и независимость Украины. Когда-то в 1917 году на одной из межпартийных тусовок было сказано, что теперь нет в России партий, которые могли бы претендовать на власть. На что Ленин ответил: «Есть такая партия». У нас есть партия, которой мы могли бы доверить власть? А партий уже где-то круг 400. Следовательно — вся ли власть парламента? Из кого, из каких профессионалов-законодателей? Выход в революционном пересмотре формы власти в Украине на ближайшие 10-15 лет, пока мы не пересечем угрожающий предел существования независимой Украины. Отсутствие сформированной политической элиты с четким представлением государственной стратегии в сверхсложных условиях, в условиях войны может быть компенсирована лишь жесткой президентской властью. Еще раз напоминаю слова П. Столыпина: «Бывают судьбоносные моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда необходимо выбирать между целостностью теорий и целостностью Отчизны». Именно так все острее стоит вопрос: что для нас более важно — соблюдение демократических процессов или существование независимой Украины ? В нашем варианте — не всегда они являются синонимами.
Да, Украина — не Беларусь. И не Россия. И не Сингапур. Украина — это Украина со всеми ее особенностями. И не демократия как инструмент построения сильной Украины, а сильная Украина как основание для демократии. Академик Ю Пахомов говорил, что демократия — это привилегия успешных стран. Станем успешной, сильной страной — будем радоваться демократии. Когда в условиях войны воюют за неограниченную свободу слова — это ли демократия или инструмент внедрения в Украине хаоса, в первую очередь, хаоса в головах людей. И тогда — «пусть живет холодильник» и до лампочки всевозможные принципы, идеологии, будущее страны.
Выборы в Верховную Раду покажут реальное состояние украинского общества. Это будет своеобразная компьютерная томография, которая показывает наиболее точное состояние организма. После чего уже необходимо и возможно будет говорить о рецепте лечения. Каким бы неприятным оно ни было.
P. S.
Этой статьей автор заканчивает цикл статей о возможных вариантах формирования государственной политики: общая концепция («День» №86, 21.05.2019), национальная идея («День» №42-43,7.03.2019), модель государства («День» №103, 13.06.2019 ), государственная стратегия ( «День» №115, 3.07.2019).