Получит ли Украина на второй квартал, начинающийся в апреле, новую порцию дешевого российского газа? Ответ зависит не только от фамилии нового руководителя украинского правительства, но и от многих других факторов. Так что вопрос энергоэффективности, энергосбережения, использования альтернативных источников и маршрутов поставки энергии, очевидно, снова становится не просто актуальным, но и выходит на первый план. Не случайно заместитель главы Госэнергоэффективности Сергей Дубовик решил отчитаться перед журналистами и общественностью о работе, проделанной ведомством и украинским бизнесом на этом направлении, а также рассказать о планах на 2014 год.
Начал чиновник с довольно значимой для Украины цифры. По его словам, энергоемкость ВВП (оперативные данные на 2013 год) нашей страны теперь составляет 0,613 килограмма условного топлива на гривну произведенной продукции. Не много ли? Показанный журналистам слайд свидетельствует: десятью годами ранее было 0,82 килограмма, пять лет тому назад — 0,635, в 2012 году — 0,621 килограмма условного топлива на гривну продукции. Начиная с 2009 года, динамика повышения энергоэффективности ухудшилась, и все же движение сохраняется, хотя и не такими темпами, как нам бы хотелось, отмечает Дубовик.
Как свидетельствуют продемонстрированные им слайды, если с 2010 года, когда началась реализация отраслевых программ энергоэффективности (в соответствии с ними реализовано 18 тысяч мероприятий) по 2012 год экономия природного газа в стране составила 4,8 миллиарда кубометров, то за 2013 год статистика, как предполагается, сообщит о почти двух миллиардах. На этом же слайде находим еще один обобщающий и даже впечатляющий показатель: с 2010 года на одну гривну бюджетных средств, израсходованных на повышение эффективности и энергосбережение, приходится в среднем 19 гривен инвестиций.
В этом году бюджетное финансирование, похоже, будет еще скупее, а вернее, его совсем не будет. Дубовик рассказывает, что совместно с регионами подготовлено 49 проектных предложений на общую сумму около 1,3 миллиарда гривен. Однако реализовываться они будут исключительно за счет остатков средств, полученных ранее в специальный фонд госбюджета от Евросоюза на поддержку Энергетической стратегии Украины, а также за счет второго транша, выделенного ЕС на эти цели в декабре 2013 года, — всего около 500 миллионов гривен.
«Украинская сфера возобновляемой энергетики демонстрирует динамичный прирост», — сообщает с гордостью Дубовик. Установленная мощность ее объектов, работающих по «зеленому» тарифу, на 1 января 2014 года составляет 1,216 ГВт. Только за минувший год были введены в эксплуатацию мощности на 539,1 МВт, и это на 50,6% больше, чем в 2012 году. Мощности солнечной энергетики выросли за 2013 год с 371,6 МВт до 746,9 МВт, ветроэнергетики — с 275,7 МВт до 370,7 МВт, малой гидроэнергетики — с 73,5 МВт до 75,3 МВт. Энергообъекты, работающие на биомассе, нарастили свои мощности с 4,2 МВт до 17,2 МВт.
В 2013 году по «зеленому» тарифу начали работать биогазовые электростанции мощностью 6,5 МВт. В конце прошлого года также были введены в эксплуатацию несколько солнечных электростанций установленной мощностью более 100 МВт. Доля электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ветер, солнце, биомасса) в общем объеме ее производства в стране возросла с 0,32% в 2012 году до 0,64% в минувшем году, сообщил Дубовик. Рост, казалось бы, впечатляющий. Но тут нельзя не отметить, что у нашей страны есть обязательство перед европейским Энергетическим сообществом уже к 2020 году увеличить долю возобновляемой энергии в энергобалансе до 11%. Такой же рубеж установлен и Планом национальных действий в энергетике до 2020 года, который, по словам Дубовика, уже готов к утверждению на Кабмине.
Он рассказывает, что недавно правительство утвердило Энергетическую стратегию до 2030 года. «Сначала у нас было значительное расхождение с ее показателями, и мы были против (что касается нашего раздела), — откровенничает заместитель главы агентства, — на сегодня, в том виде, как вышел этот документ, она нас удовлетворила. Наши пожелания были в полном объеме учтены, и теперь мы видим, что фактически в Энергетической стратегии заложена нынешняя динамика, что позволяет скоординировать с ней национальный план». По словам Дубовика, этот план, в частности предусматривает, что установленная мощность возобновляемой энергетики к 2020 году достигнет почти 12 тысяч МВт, а производство объектами «зеленой» энергетики выйдет (ориентировочно) на уровень 25 миллиардов киловатт-часов.
«Это существенный вклад в общий энергетический баланс страны», — подчеркивает специалист. Он также щеголяет тем, что Госэнергоэффективности в прошлом году совместно с секретариатом Энергетической хартии провело углубленный обзор программ энергоэффективности Украины. В соответствующем пособии содержатся рекомендации повысить статус агентства и его самостоятельность.
В связи с такими похвальными намерениями «День» попытался выяснить позицию руководства Госэнергоэффективности в ходе принятия правительством неожиданного и даже скандального решения о моратории на введение системы стимулирующего тарифообразования для облэнерго, которая могла бы существенно повысить эффективность соответствующих компаний и в результате снизить потери электроэнергии в сетях. Но, похоже, заместитель главы агентства был просто не в курсе этой проблемы, находящейся на стыке компетенции нескольких ведомств и напрямую связанной с энергоэффективностью. Правда, пресс-секретарь агентства любезно пообещала выяснить и сообщить «Дню» соответствующую информацию. Но, видимо, запамятовала...