Правительство готовится к очередному раунду трехсторонних переговоров с ЕС и Россией в вопросах газа. Предварительно известно, что встреча состоится до конца месяца. Впрочем, окончательные сроки и план переговоров не называют. Раньше в интервью «Дню» еврокомиссар по энергетике Марош Шевчович сообщал, что за основу будут брать «зимний пакет 2014».
Поэтому пока стороны готовятся и согласовывают общие позиции, вне поля зрения остается еще один архиважный вопрос — останется ли Украина стратегическим партнером ЕС в энергетике. Как известно, Евросоюз теперь разрабатывает обновленную стратегию в рамках создания Энергетического Союза. По словам первого заместителя председателя парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александра Домбровского, теперь голос украинского правительства в Европе по этому поводу едва слышен. До сих пор нет ни одной официальной позиции по этому поводу. Единственное, Украина на днях предложила ЕС обновить концепцию сотрудничества (речь идет о меморандуме, подписанном 10 лет назад) в энергетической сфере. Соответствующее письмо-предложение от министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина передали послу ЕС Яну Томбинскому. Впрочем, по словам опрошенных «Днем» экспертов, этого недостаточно, чтобы сохранить свои позиции в обновленном энергосоюзе. Даже больше, если такая тенденция в действиях Кабмина сохранится, говорят эксперты, то Украина потеряет роль одного из основных транзитеров и энергопартнеров Европы.
Поэтому, как не потерять свое место в обновленной энергетической Европе? Советы «День» спрашивал у экспертов.
«Действительно Украина сегодня еще не готова к интеграции в обновленное Европейское энергетическое сообщество, хотя и имеет для этого серьезный потенциал (как вот возможности транзитного государства и газовые хранилища)», — рассказывает «Дню» председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин. По его словам, консервативная Европа нас не видит в числе участников обновленного Энергетического Союза, потому что на украинском горизонте немало проблем. В частности, Россия заявляет о приостановке экспорта газа через нашу территорию с 2019 года. Продолжается война. А обещанная энергетическая революция не произошла: зависимость от «Газпрома» сохраняется. Кроме того, по его мнению, Украину не хотят вписывать в обновленное энергопространство ЕС и потому, что у нас нет современного законодательства, не либерализован рынок газа, не реформирован НАК. То есть, объясняет председатель Комитета энергетической независимости Украины, сохраняется энергетическая система образца Советской Украины. За последний год, по словам эксперта, страна сделала несколько шагов вперед (приняли закон «О рынке газа», ряд указов президента о максимальной либерализации рынка), но этого недостаточно. «Пока не имплементируем все энергетические европейские пакеты, не сможем интегрироваться. А для этого нужна, в первую очередь, политическая воля, чтобы разорвать все эти коррупционные связи и схемы. Сегодня большое количество этих схем разбито. Но сохранение государственной доли в энергетике (распределительные сети, добыча газа) указывает на наличие коррупционных рисков», — считает Надеин. «Европейцы не хотят брать ответственность за нас, потому что они скептично относятся к обещанным реформам. Если так будет продолжаться, то потеряем все преимущества их энергетического партнера», — говорит он.
Зато президент киевского Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар предлагает посмотреть на вопрос энергетического сближения с ЕС под другим углом. «За все это время, пока ЕС дебатирует вопрос создания Энергосоюза от официального Киева прозвучали лишь две малозначимые реплики (по одной от президента и премьера). А с момента появления первых концептуальных документов (25 февраля 2015) вообще ни одной официальной позиции со стороны Украины! Поскольку мы не демонстрируем никакой активности, то процесс идет без нас. Но так не должно быть. Ведь в Соглашении об ассоциации есть статья 274 о том, что стороны при разработке новых стратегий и политики должны учитывать потенциал друг друга. При этом эта статья была внесена именно по настоянию украинской стороны», — объясняет он.
По мнению Гончара, причина очевидного энергетически проигрыша Украины — в отсутствии действенной международной дипломатии. «На уровне власти не создана система энергетической дипломатии. Если Европейский Совет создал отдельную должность вице-президента по вопросам Энергетического Союза, то у нас, несмотря на то, что энергетика традиционная «ахиллесова пята», до сих пор нет официального уполномоченного для решения международных энерговопросов. Обычно есть отраслевой министр, но это не его парафия. Отношения с ЕС должен был бы курировать специально назначенный вице-премьер с особыми полномочиями. Без изменения принципов международной дипломатии, Украина рискует потерять роль одного из главных энергетических партнеров ЕС», — считает он.
При этом Гончар убежден, что нужно не только изменить принцип международного диалога, но и подключить к нему более сильных партнеров, например, американцев. По его мнению, позиция европейцев, которые боятся нереформированного энергосектора Украины, — не больше, «как бюрократическая зацепка». Ведь в ЕС осваивали третий энергопакет, начиная с 2008 года, а от нас требуют чуда прямо сейчас. Так не бывает. Зато, говорит президент киевского Центра глобалистики «Стратегия ХХI», Европейская Комиссия вписала в концепцию обновленного Энергетического Союза один пункт, которым пытается закрыть украинский вопрос. В частности, объяснил он, предлагается обновить стратегический документ о сотрудничестве с Украиной, то есть — вышеупомянутый меморандум. «Но за 10 лет он уже выполнен и он нам не подходит. Мы уже стали членом Энергетического сообщества, имеем соглашение о сотрудничестве, поэтому следующий логичный шаг со стороны ЕС — пригласить нас в обновленный Энергосоюз. Но ЕС не хочет брать дополнительную ответственность. Поэтому мы должны настаивать на этом всеми возможными способами», — подытоживает он.
Для этого, по мнению опрошенных «Днем» экспертов, нужно как можно быстрее выработать предложения для ЕС и представить их соответствующему вице-президенту, который опекает Энергосоюз. «Мы можем стать Центральноевропейским энергетическим хабом, где будет сохраняться газ для большей части Европы. Это усилит энергетическую независимость Еврозоны. Без Украины достичь этого будет сложно», — убежден председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин.
Следовательно, говорит «Дню» соучредитель «Фонда энергетических стратегий» Дмитрий Марунич, в первую очередь правительству нужно инициировать перед европейцами вопрос перенесения точки продажи российского газа с границ Восточной Европы до границ Украины. «Это позволит создать на базе хранилищ на Западе Украины Восточноевропейский газовый хаб», — говорит он.
«Использование украинских газохранилищ дало бы возможность хранить ЕС ежегодно 40-50 миллиардов кубических метров газа и таким образом страховать себя от колебания цены», — дополняет Надеин. Но пока еще мешает этому контракт с «Газпромом» с 2009 года. «Нужно или разрывать и тогда европейцы будут покупать российских газ на границе с Украиной, или поднимать этот вопрос в рамках трехсторонних газовых переговоров с Россией», — добавляет он
Во-вторых, — пустить европейские и американские компании в управление украинскими газовыми хранилищами, но при условии сохранения контрольной функции за государством.
В-третьих, продолжает Гончар, усиливать сотрудничество с ЕС в атомной энергетике. «У нас есть избыточные мощности атомной генерации. Если синхронизировать электросети, то можем быть поставщиком электроэнергии в ЕС», — объяснил он.