— Вопрос заключается в том, чтобы найти менее болезненный выход из этой ситуации. Я считаю, что адекватная тарифная политика, которая прекратит практически неоплачиваемую реализацию энергоресурсов для ряда потребителей, будет более эффективным механизмом стабильности гривни, чем искусственное поддерживание курса за счет резервов НБУ.
— А чего следует ожидать осенью, когда Украина на корпоративном и на государственном уровнях должна будет рассчитаться за внешние долги?
— С государственными долгами проблем не будет, потому что августовские и сентябрьские платежи зафиксированы в бюджете. Кроме того, дополнительную уверенность придают достаточно большие золотовалютные резервы НБУ. Если говорить о корпоративных долгах, то здесь имеем более неопределенную ситуацию. Здесь речь идет о том, смогут ли украинские корпоративные должники успешно провести переговоры с внешними кредиторами о перенесении нынешних платежей на 2010 год и далее. На мой взгляд, ситуация будет развиваться в направлении достижения позитивного результата.
— Украинская экономика уже прошла дно кризиса?
— Нет. Надеюсь, что дать оценки этому можно будет в сентябре — октябре.
— Поддерживаете ли вы тезис о том, что украинская финансовая система начинает стабилизироваться, и доверие населения к ней восстанавливается? Если да, то благодаря чему?
— Мы видим первые признаки экономического выздоровления. Об этом свидетельствует рост объема депозитов в банковской системе. Это обусловлено двумя факторами. Первый имеет естественную характеристику: люди накопили в шкафах и кошельках много денег, которые за полгода не относили ни в один банк. Они начинают понимать, что держать просто так эти деньги невыгодно и убыточно. Второй фактор касается позитивных сигналов о рекапитализации трех украинских банков, которые дало правительство совместно с МВФ. Сегодня правительству следует интенсивнее демонстрировать конкретные результаты по рекапитализации банков, чтобы люди поверили в контролированность непростой ситуации со стороны правительства и Нацбанка.
— Как складываются отношения банков с юридическими лицами, то есть с предприятиями различных отраслей экономики? Если и здесь не будет доверия — это означает коллапс системы?
— Сегодня существует большая опасность, что значительное количество юридических лиц, заемщиков банков, пытаются ловить рыбу в мутной воде. При этом они забывают, что они являются не только должниками, но и вкладчиками банков. Речь идет о множестве больших и малых юридических компаний, которые за небольшую плату предоставляют помощь по невозвращению кредитов коммерческим банкам. Объем несвоевременно возвращенных кредитов ежемесячно увеличивается. Пока эта тенденция некритичного характера. Конечно, что в условиях глобального мирового кризиса и в условиях уменьшения ВВП страны, — это объективная тенденция. Но если на этом пытаются заработать, тогда — другое дело. На беде зарабатывать аморально, и с этим следует бороться сообща. Иначе страна рискует потерять целостность банковской системы, которая выступает национальным достоянием.
— Поможет ли уменьшить количество плохих кредитов президентское вето на мораторий по отчуждению жилья должников?
— Принятый Верховной Радой закон о моратории на удовлетворение кредиторских требований банков — очень яркий пример популистских решений, которые только загоняют болезнь внутрь и не дают возможности найти оптимальный рецепт лечения. Думаю, что Президент поступил правильно, ветировав его. Другое дело, что правительство, Нацбанк, коммерческие банки сегодня должны найти наиболее оптимальные механизмы обслуживания, особенно валютных кредитов для населения. Если бы груз обслуживания валютных кредитов разделили между собой заемщик, парламент, НБУ и коммерческие банки, то появилось бы много позитивных примеров успешного решения этой проблемы. Нацбанк со своей стороны пошел на уступки, внедрив целевые валютные аукционы. Если НБУ идет на такие убытки, то почему остальные — нет?
— По различным оценкам, тенизация украинской экономики достигла 30%, и непрестанно продолжает увеличиваться. Как остановить уход бизнеса в «тень»?
— Уход бизнеса в тень связан с большой налоговой нагрузкой. Для прекращения оттока капиталов «в тень» следует уменьшить налоговую нагрузку для субъектов предпринимательства. Речь может идти о либерализации налога на прибыль, о более интенсивном возмещении НДС, даже о некоторых налоговых льготах для новосозданных предприятий. Но налоговые стимулы в период кризиса должны распространяться исключительно на производственный процесс. Еще одно — следует уменьшить налоги в Фонд заработной платы, отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Сегодня мы можем говорить, что для большинства налогоплательщиков ставка более 32% дестимулирует прозрачную выплату заработной платы. Из-за этого значительная часть зарплаты, которая раньше выплачивалась легально, сегодня вернулась в конверты. Снижение ставки этого налога — первоочередная задача для будущих правительств.
— Возможно, стоило бы к налоговым льготам подключить дальнейшее снижение учетной ставки Нацбанка, которое помогло бы удешевить кредиты для бизнеса?
— У меня нет сомнений, что на протяжении 2009 года Нацбанк постепенно будет снижать свою учетную ставку. Базовая ставка рефинансирования коммерческих банков должна соответствовать уровню инфляции. Понятно, что до конца 2009 года не будет стремительного роста инфляции, что и создаст основания для дальнейшего снижения ставки. Главное в этом процессе, чтобы Нацбанк организовывал эффективное рефинансирование банков, которые будут кредитовать реальный сектор экономики, то есть производителя. Банки же, со своей стороны, должны иметь совесть, устанавливая свою маржу. Сегодня для восстановления кредитования экономики главная проблема — отсутствие денег, а не стоимость кредита. Банки, которые выдают кредиты, делают это только для ограниченного круга своих клиентов, которых они хорошо знают. Новое же юридическое лицо практически не может взять кредит в банковской системе. Необходимо, чтобы население как можно быстрее понесло деньги назад в банки, а Нацбанк совместно с правительством принял меры по восстановлению доверия на межбанковском рынке. Ведь межбанковский рынок — не менее важный элемент успешного функционирования банковской системы, нежели финансирование НБУ. Финансовые перетекания между коммерческими банками более гибкие, более быстрые и менее забюрократизированные. Они должны сыграть важную роль в функционировании банковской системы, с точки зрения кредитования. К сожалению, доверие на межбанковском рынке Украины сегодня отсутствует.
— То есть население доверяет банкам, а банки друг другу — нет?
— Население еще не настолько доверяет банкам, чтобы они начали чувствовать себя безопасно и, соответственно, далее расширять свои риски на своих партнеров в банковской сфере. Сегодня банки думают о себе и о том, как выжить и удержать свое место на рынке.
— Выдержат ли государственные банки дополнительную финансовую нагрузку, которая свалилась на их плечи?
— По моему мнению, дополнительная финансовая нагрузка на государственные банки — довольно опасный процесс, который сегодня следует осторожно контролировать. Риски для стабильности государственных банков растут, если они начинают решать проблемы отдельных государственных монополий. Такой механизм разрешения текущих проблем больших государственных монополий и других государственных учреждений очень опасен для здоровья самих «спасателей», то есть госбанков. Эта опасность заключается в том, что попытка популистскими мероприятиями удержать низкую тарифную политику вымывает из баланса государственных монополий значительные средства, которые пытаются заместить кредитами государственных банков. Проблема заключается в том, что мы не знаем, кто из монополистов работает хорошо, а кто — плохо. А в этих банках лежат вклады населения. Следовательно, население все равно заплатит за эту тарифную политику: сейчас или потом. Государственные банки ни в коем случае не должны прикрывать недостатки в работе государственных монополий или государственных регуляторов.
— А они могут обанкротиться?
— Чтобы не допустить этого, существует НБУ, который регулирует деятельность любого банка и следит, чтобы его нормативы соответствовали стандартам банковской системы...
— Как отразится запрет валютного кредитования на потребительском спросе? Ведь для банков — это безусловно оздоровительная мера. А для спроса — охлаждающая. Сейчас у нас кризис, падает ВВП, казалось бы, нужно стимулировать спрос... Ведь именно так действуют в других странах, в частности, в США?
— Иллюзия, созданная в предыдущие годы, что валютные кредиты более дешевые, чем гривневые, сыграла плохую шутку со многими украинскими заемщиками и банками. Искусственное завышение курса национальной валюты обвело вокруг пальца очень многих участников рынка. А сейчас наступил период отрезвления. Пришло понимание того, что подавляющее большинство кредитов, особенно для внутреннего потребления, должно выдаваться в гривне. Аналогичная проблема существует в других странах.
— В законе об ограничении валютного кредитования депутаты записали норму о запрете вывода валюты из страны. Не поздно ли они опомнились?
— Лучше бы они вообще этот вопрос не рассматривали. Вся история развития финансовой системы мира с ее недостатками и достижениями говорит об одном: чем больше ограничений — тем меньше иностранной валюты. По моему мнению, ограничение права украинского заемщика самостоятельно принимать решение о досрочном возврате кредита — ошибочно. Потому что в любых новых соглашениях, если таковые будут заключаться, за это правило заемщику нужно будет доплатить. А платить всегда будет не тот, кто дает деньги, а тот — кто одалживает. Это предоставляет дополнительный козырь иностранным кредиторам. С другой стороны, украинские предприятия, которые сегодня имеют позитивную экономическую динамику и которые связаны с импортозамещением, с реализацией продукции на внутренний спрос (например, фармацевтика, аграрный комплекс), в условиях снижения курса гривни имеют возможность увеличить свое производство. Возможно, у них появляется шанс досрочно погасить кредит. Если это выгодно, то зачем запрещать? Такие искусственные ограничения, включая разговоры об обязательной продаже экспортерами 50% валюты, приведут к уменьшению объемов поступление валюты в страну.
— Когда возобновятся благоприятные инвестиционные условия в Украине?
— Даже в развитых странах существенно ограничился доступ к кредитам. В мире в целом царит экономический пессимизм. Поэтому ожидать, что после принятия даже наилучших и самых прогрессивных законов и регуляторных актов все станет на свои места, не стоит. Золотой дождь из иностранных инвестиций обязательно прольется на Украину... Нужно только набраться терпения. Безусловно, 2009 год будет самым тяжелым годом за период кризиса для украинской экономики. Но во время кризиса нам необходимо сохранить существующий экономический потенциал, и решить, какие структурные изменения следует провести для завоевания новых рыночных ниш.
Так, на внутреннем рынке речь идет о производстве товаров текущего потребления. Посмотрите, до кризиса практически 90% всех товаров, начиная от туалетной бумаги и заканчивая авто, импортировалось. Поэтому, сегодня любое импортозамещение за счет отечественного производителя принесет очень большую пользу экономике страны. Наступило время развивать украинский продукт... На внешних рынках большим остается потенциал украинского сельского хозяйства. Через определенное время возродится металлургическая и химическая отрасли. Но на внешних рынках существует еще одна потенциально интересная и перспективная для Украины ниша — машиностроение. И главный вопрос для ее успешного освоения — сможет ли Украина найти мощных партнеров в машиностроении, не пытаясь обязательно производить законченный конечный продукт, а используя возможности производства определенных элементов, комплектующих деталей. Украине следует быть прагматической и очень умело проводить переговоры с потенциальными партнерами.