Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Это прорыв в бизнес-образовании»

1 февраля, 2012 - 21:14
НА ФОТО: ЛЕКЦИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММЫ «МВА ДЛЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ» ЧИТАЕТ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ МИМ-КИЕВ ЮРИЙ МАРТЫНЮК. (В УГЛУ НА КАРТЕ УКРАИНЫ «КОРОНАМИ» МИМ-КИЕВ ОБОЗНАЧЕНЫ РЕГИОНЫ, КОТОРЫЕ СОТРУДНИЧАЮТ С «БИЗНЕС-ПЛАТФОРМОЙ»: ЛЬВОВ, ВИННИЦА, КИЕВ, ДНЕПРОПЕТРОВСК И ДОНЕЦК) / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»
Начало на стр. 1-я ПОЛОСА

Но если посчитать стоимость программ для киевлян и не киевлян, то она отличается почти в два раза. Ведь им нужно арендовать жилье, оплачивать проезд. Кроме того, они вынуждены систематически оставлять рабочее место. И это выходит достаточно большая инвестиция. Кстати, на этих программах почти нет женщин. Ведь если мужчины могут позволить себе оторваться от работы и от семьи, то для женщины это становится довольно сложной проблемой.

Так появился вопрос разработки специальной программы дистанционного обучения. Проект разрабатывался компанией «Инком», ее директором Александром Кардаковым (в настоящий момент «Октава» капитал. — А.Д.), кстати, он — наш выпускник, и компанией «Cisсo», предлагающей сетевое оборудование. Мы обратились к ним с вопросом профессионального технического наполнения программы, которая не связана с ведением бизнеса, а имеет отраслевую специфику. Впоследствии появилась идея, из-за того, что «Cisсo» — это мировой игрок дистанционного оборудования, воспользоваться их разработками. Так, фактически, родилась идея нашей нынешней «бизнес-платформы».

К слову, у нас уже был опыт использования этой технологии. В сотрудничестве с американским университетом Carnegie Mellon University (CMU), мы с 2007 года проводили лекции с использованием дистанционного оборудования. Американские профессора читали лекции для наших слушателей, находясь у себя, в своих аудиториях.

Поэтому, когда мы восстанавливали помещение, то заложили возможности использования оборудования «Cisco». В 2007 — это было минимальное начало. А в 2010-м мы запустили полноценные лекции...

— Фактически, «Мим-Киев» является первым, кто осмелился использовать в бизнес-образовании технологии дистанционной связи?

— Я думаю, мы вообще первые в образовании, не только в бизнес-образовании. Первые в Украине. И здесь важно отметить, что это не дистанционная учеба. Когда мы взялись за реализацию проекта и закупили оборудование «Cisсo-telepresence», то советовались с американцами как лучше назвать эти программы. Ведь дистанционная учеба сегодня достаточно скомпрометирована из-за отрыва во времени, это скорее «учеба по переписке». Зато технология «Cisco» позволяет учиться в реальном времени.

— Но так же можно настроить связь в реальном времени с помощью, например, «Skypе»?

— Да, но там совсем другое качество. Здесь совсем другая организация работы камер, работают специальные 3D-проекторы. Преподаватель может писать на доске и сразу это изображение оцифровывается. Можно показывать статьи, графики, рисовать схемы, и тому подобное. Есть целый комплекс оборудования, которое позволяет обеспечивать максимальный эффект реальности. Это возможность забыть, что ты — это изображение. Абсолютный эффект присутствия. Профессор, когда читает лекцию, видит группу, видит, кто и что пишет, кто с кем перешептывается, кто отвлекается. Причем — изображение высокой четкости! Нет задержки звука, изображения.

— На какую аудиторию рассчитывали, запуская проект?

— Самые первые наши пробные лекции состоялись в 2008 году. Мы тогда пробовали работать на арендованном оборудовании. Создавали мосты между аудиториями в Днепропетровске, Киеве и Донецке. Но это была просто апробация технологии.

Уже впоследствии, если точнее, то в апреле прошлого года, когда закупили свое оборудование, мы смогли реализовать полноценный проект и назвали его «бизнес-платформа». Наши преподаватели в рамках корпоративной программы работали в режиме онлайн со студентами компании «Прикарпатье облэнерго». Эти люди не могли ездить в Киев, отвлекаться от своей работы. А использование «бизнес-платформы» дало нам возможность учить их на расстоянии, без отрыва от работы.

Скажу честно, заказчик не сразу согласился на такой «эксперимент». Они сомневались в нем. Но это была единственная возможность для нас и для них организовать такую программу. И оказалось, что технология работает. Когда в конце первой лекции раздались аплодисменты нашим преподавателям, то стало понятно, что «лед тронулся».

— То есть уже есть одна группа, которая начала и закончила обучение с использованием «бизнес-платформы». Вы делали замеры, какова эффективность такого метода обучения по сравнению с классическим?

— Не делали. Но лучшей, на наш взгляд, оценкой эффективности этого метода для нас стал набор этой компанией второй группы студентов, которая уже учится с помощью «бизнес-платформы».

— И после этого вы решили применить этот подход на МВА в ІТ-секторе?

— Это был еще один очень серьезный шаг нашего развития. Потому что в отличие от корпоративной программы, где есть один заказчик, который приглашает людей принять участие в этой программе, это был открытый рынок. Мы набирали людей с открытого рынка. Предлагали услугу людям, пришедшим получать МВА в IТ.

В первом случае преподаватель был в Киеве, а группа — в Прикарпатье. Сейчас есть преподаватель в Киеве и три группы — в Киеве, во Львове и Виннице. Фактически есть три аудитории, которые объединены этим «Cisсo-telepresence». Преподаватель работает «вживую» с аудиторией в Киеве. Аудитория во Львове видит лектора и слушателей Киева и Винницы. Студенты Винницы видят Киев и Львов. Дискуссия может быть в Киеве, может быть Винница-Киев, Львов-Винница, Киев-Львов, но модерируется преподавателем из Киева. То есть существует виртуальная аудитория, объединяющая три города.

Это доступ к качественному бизнес-образованию людей в регионах. Подавляющее большинство украинских бизнес-школ сосредоточено в столице, а это значительно усложняет доступ к учебе людей из регионов. Поэтому наша «бизнес-платформа» является своего рода прорывом в другом способе организации образования.

— Как экзаменуются студенты, которые учатся с помощью «Cisсo-telepresence»?

— Как раз с экзаменами проблем не было. Высылаются задания, и студенты их выполняют. Есть специальные программные продукты, которые позволяют достаточно эффективно протестировать знания студента без его физического присутствия перед экзаменатором.

— А что тогда самое сложное в организации обучения с помощью «бизнес-платформы»? Какие барьеры пришлось преодолевать, реализовывая проект?

— В первую очередь, психологический. Конечно, должно пройти определенное время, чтобы привыкнуть и слушателю, и преподавателю к тому, что они — «в телевизоре». Конечно, впоследствии они об этом забывают и не замечают. Однако первое знакомство всегда достаточно «специфическое». Вот представьте, вы заплатили достаточно большие деньги, приходите на первую лекцию, а там — телевизор. Уже потом, когда этот «телевизор» включается, приходит понимание, что это за программа и как она работает.

Психологический барьер — достаточно сильный фактор. Возможно, именно поэтому мы решили реализовать нашу первую программу с помощью «бизнес-платформы» именно для ІТ-специалистов. Все-таки они более адаптированы к информационным ноу-хау. Кроме того, это у них вызывает дополнительный интерес к учебе.

— Не было ли технических барьеров для внедрения этой технологии в Украине, ведь нужно, в частности, чтобы была обеспечена соответствующая скорость Интернета?

— Никаких.

— Сколько стоит эта технология? Какая сумма денег, скажем, нужна, чтобы оборудовать одну аудиторию?

— Это очень дорогое оборудование. Я не могу назвать цену. Однако замечу, что «Cisсo» поддержало нас как партнер. Ведь они тоже имеют свой интерес в этом проекте. Это абсолютно новый шаг для украинского рынка. Нигде и ни у кого в Украине нет аналогов этого оборудования. Более того, аналогов нет даже в Восточной Европе. Фактически МИМовцы стали первопроходцами, поэтому, бесспорно, мы имеем приоритет в использовании этого оборудования. Кстати, у нас уже есть несколько предложений относительно реализации совместных проектов на базе этой платформы с Польшей, Словенией. Они хотят, чтобы мы поделись опытом и помогли им в реализации таких программ.

— Учебная программа с использованием «бизнес-платформы» дороже, чем «классические» МИМовские модули?

— Компания тратит на организацию корпоративной программы с выездом в Киев значительно больше денег, чем стоимость программы с использованием дистанционного оборудования.

— То есть по прейскуранту она немного выше, но если прибавить к стоимости «классического» модуля стоимость проживания, проезда и недополученной прибыли ввиду отсутствия работника на рабочем месте, то получается, что она ниже?

— Стоимость по прейскуранту приблизительно одинаковая. Но если все это пересчитать, то получается достаточно ощутимая экономия.

— Какой процент занятий сегодня в МИМ проходит в дистанционной форме при помощи этой компьютерной платформы? Планируете ли увеличивать этот показатель? Почему?

— У нас фактически действует две программы. Одна корпоративная и вторая — «MBA в IТ». Мы не только планируем, мы уже пошли дальше. Сегодня действует наш совместный проект с Винницей и Львовом. Называется он «Управленческие студии». Мы шли на этот проект как на возможность продвижения этой технологии среди довольно широкого круга лиц. МИМ не берет в настоящий момент денег за участие в «Управленческих студиях». И мы не ограничиваем аудиторию. Фактически прийти послушать может каждый, кому интересно. Темы бесед преимущественно философские, но они все о бизнесе.

Кстати, когда мы, обновляя работу «Управленческих студий» после новогодне-рождественских праздников, спросили у аудитории, кто из них был на предыдущих наших встречах, все подняли руку.

— Я так понимаю, это ваши потенциальные студенты?

— Я на это очень надеюсь.

У нас есть еще несколько проектов, которые планируем реализовать при помощи этой платформы. Ведь на самом деле ее возможности значительно больше. Можно проводить круглые столы, бизнес-заседания, корпоративные совещания и тому подобное. Эта технология уже довольно распространенная в мире. Можно сказать, что это — корпоративный стандарт.

Кроме того, для нас эта «бизнес-платформа» очень важна для обеспечения высококачественного наполнения наших программ. Вот, например, раньше, чтобы пригласить иностранного специалиста прочитать лекцию или присоединиться к нашему обсуждению, нужно было сначала согласовать с его графиком, потом решить финансовые и организационные вопросы его пребывания здесь: переезд, проживание, питание, досуг и тому подобное. Это уже получалось целое событие. А при помощи «бизнес-платформы» все стало намного проще и спокойнее. Просто согласовывается время, когда приглашенный для беседы эксперт приходит в специальную лабораторию, нажимает на кнопку и определенное согласованное время, скажем 2—3 часа, принимает участие в соответствующем мероприятии. Причем у него обеспечен полный эффект присутствия: он может шутить, комментировать, рассказывать и даже прерывать собеседника.

— В настоящий момент учатся на «бизнес-платформе» IТ-шники, а кто на очереди?

— Перед нашей с вами встречей у меня была встреча в Фонде «Возрождение». Мы хотим совместно реализовать учебный проект для журналистов, пишущих на экономические темы. К нам часто обращаются с просьбами о комментариях. Самые популярные вопросы на сегодняшний день: «Каким будет курс доллара?» и «В чем хранить сбережения?». Как-то журналист, записывая комментарий нашего специалиста, рассказывавшего о ВВП, переспросил: «А причем здесь Владимир Владимирович Путин»? И это вовсе не смешно. Есть острая необходимость повышать уровень знаний нашей экономической журналистики.

Мы надеемся, что в сотрудничестве с партнерами мы сможем реализовать такой проект. На себя МИМ-Киев возьмет экономический блок вопросов. Но должен быть и блок сугубо журналистского наполнения. Мы надеемся, что это будет какая-то международная масс-медиа структура, которая расскажет нашим медийщикам, как пишутся материалы на экономическую тематику на Западе. И здесь нам опять сослужит службу оборудование «Cisсo-telepresence». На Западе во всех компаниях типа Bloomberg, Reuters это оборудование уже установлено.

Кроме того, есть идея очень интересного проекта — организовать «Сезоны газеты «День» в МИМе». Мы тут много говорим о бизнесе. Но я чувствую запрос нашего сообщества на разговор вне программы, на совершенно другие вещи, которые не связаны с бизнесом. Сами мы этого сделать не можем. У нас есть связи в бизнесе, но там не так много людей, которые могут быть авторитетами. Поэтому мы бы хотели пригласить «День» на разговор о вечном: моральных установках, жизненных ценностях, о живой истории, которая заставляет жить по-другому. О всем том, о чем пишет «День».

«День» нас очень долго поддерживает, помогает нам, и мы, в свою очередь, хотим поддержать его.

Наша задача — создать для Украины экспертную платформу. Привлечь на одну платформу всех ведущих экспертов из всех ключевых областей общественной жизни. Как говорит председатель нашего наблюдательного совета Виталий Гайдук: «МИМ — это больше, чем бизнес-школа».

Мы называемся «МИМ-Киев», но видим себя национальной бизнес-школой. Так нас видит наш наблюдательный совет. Но мы не сможем быть национальной бизнес-школой, собирая людей между «Шулявкой и Печерском», нужно идти в регионы. В настоящий момент они к нам приехать не могут. Значит, нам нужно ехать к ним.

— Сегодня это Винница, Львов, Киев. Это области, можно сказать, наибольшей инвестиционной активности в Украине. Какие на очереди?

— К нам поступают предложения фактически со всех регионов. Вот, в частности, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Харьков хотят, чтобы мы у них запустили «Управленческие студии». Единственное, что сдерживает, это то, что мы не хотим открывать эту площадку лишь для того, чтобы ее открыть. Мы хотим наполнять ее реальными проектами структурных учебных программ.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ