Сегодня в парламенте утвердят повестку дня народных депутатов на очередную сессию. Какой набор законопроектов получат народные избранники, пока сложно сказать. То, что в нем будет много резонансных — однозначно. Ведь на фоне завершения либерализации газового рынка vs приватизация «трубы», акцизная политика, отмена льгот для отдельных отраслей, евроинтеграция и много другого интересного. Нардепам придется на славу потрудиться и испытать себя на прочнось натиску лоббистов тех или инных бизнес-групп. За деятельностью мастеров «буквы» закона обещают неутомимо следить общественные организации. И параллельно предавать огласке все законопроекты, в которых замечены коррупционные риски. В первую очередь тест на коррупцию обещают проводить для законопроектов, выходящих из-под пера правительсва, поскольку у них больше всего шансов пройти Раду. По словам экспертов, 76% проголосованных парламентом во время прошлой сессии законов были внесены в парламент именно КМУ.
Первые результаты таких исследований уже презентовали аналитики Центра политических исследований и аналитики и народный депутат, глава парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак. Они пришли к выводу, что треть законопроектов, поданных Кабмином в парламент во время летних каникул, имеют коррупционные риски! Отметим, что при проработке проектов законов использовалась методология, нормы и стандарты ООН, ОБСЕ и других организаций. И учитывались такие критерии: нарушение баланса интересов и избыточное обременение для граждан и бизнеса, прорехи или коллизии в правовом регулировании, соединение регуляторных и контролирующих функций в одном органе власти и тому подобное.
«Была произведена экспертиза 31 законопроекта, которые будут поставлены на согласительном совете в повестку дня следующей сессии (то есть сегодня. — Авт.). Из 31 законопроекта, по которым был сделан антикоррупционный анализ, восемь имеют коррупционные риски», — делится полученными результатами Чумак.
Наибольший коррупционный риск аналитики нашли в законопроекте №2303а, который касается изменений к законодательству относительно оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине. «Возможная коррупционная схема базируется на том, что Фонду госимущества Украины будут предоставляться широкие и нечеткие полномочия относительно разрешения того, кого допускать на рынок оценки имущества, а кого нет. Последствия могут коснуться каждого, начиная с удорожания недвижимости. Именно поэтому мы рекомендуем не просто доработать, а отклонить этот законопроект», — говорит эксперт Центра политических исследований и аналитики Андрей Марусов.
Еще один коррупционный риск, по словам Марусова, содержится в законопроекте относительно безопасности и качества пищевых продуктов. «В этом законопроекте государственным инспекторам предлагается разрешить приостановить производство на заводах или в компаниях под предлогом безопасности», — отметил Марусов.
Есть вопросы у аналитиков и к документу №3095: Нацкомиссии государственного регулирования в сфере энергетики дано право применять большие штрафные санкции (разрыв между минимальным и максимальным — сто раз: от 1700 до 170 тысяч гривен) на предприятия-нарушителей, но критериев по выбору размера штрафа в конкретных ситуациях нет.
Эксперты одобрительно относятся к таким действиям общественности. Но отмечают, что контролировать надо не все проекты.
Один из инициаторов политического объединения «Сила людей» эксперт Института политического образования Александр СОЛОНТАЙ в комментарии «Дню» отметил: «Сейчас уникальное время, когда мнение власти и оппозиции совпали относительно необходимости подписания ассоциации с ЕС. И вопрос контроля коррупционных рисков должен касаться законопроектов, которые продвигают Украину к созданию ассоциации. Именно на эти законопроекты нужно обратить внимание гражданским организациям». По мнению Солонтая, каждая гражданская организация должна заниматься мониторингом своей сферы, чтобы не пропустить чего-то важного и потом «не биться с ветряными мельницами». Он приводит простой пример: в мае 2013 года нардепы утвердили антикоррупционное законодательство, но не досмотрели и приняли в нем норму, согласной которой депутаты местных и областных рад попадают под его действие, а вот АР Крым — нет. Из тех законопроектов, что на слуху, говорит Солонтай, сегодня также важно хорошо изучить законодательные инициативы, направленные на саморегулирование: «У нас есть сферы, которые без влияния и вмешательства государства привыкли работать более-менее нормально, поэтому в будущем их надо развивать. Например, организация транспортных перевозок, туристическая отрасль, предоставление сервисных услуг судовых экспертиз — тут везде работает малый и средний бизнес. Но сейчас под лозунгом евроинтеграции пытаются через парламент протащить очень много документов, разрушающих нормальную деятельность этих предпринимателей, потому что в их работу вклиниваются механизмы регулирования с участием представителей государства, которые зачастую и являются источником коррупции».
Глава правления Центра противодействия коррупции Виталий ШАБУНИН оценил презентованное исследование так: «Это верхушка айсберга, а вся финансовая коррупция находится на уровне нормативных актов самого Кабмина». Поэтому, говорит он «Дню», основное внимание общественности должно быть приковано к принятию главной сметы страны на 2014 год. «Документ, где коррупция наибольше ударит по каждому гражданину — это бюджет, потому что он определит, что, кому и как будет выдаваться и под кого создаются те или иные коррупционные схемы», — подчеркивает Шабунин. В частности, отметил глава правления Центра противодействия коррупции, этот риск может сработать при разделении денег для подготовки проведения Евробаскет-2015. «И у меня глубокое убеждение, что начнут готовиться хорошо отлаженные схемы уже с бюджета 2015 года: свои строители, по три раза будем ремонтировать дороги, строить арены за наши деньги, но для решения других социально острых проблем денег не будет», — резюмировал он. Сбудется ли этот прогноз, станет понятно сразу после презентации проекта бюджета.
«Самый главный документ для анализа — это приватизация ГТС. Он хоть и отозван из парламента, но до президентских выборов будут попытки его протянуть в парламент и в поданной редакции принять. Если это сделают, то это не пойдет на пользу Украине и нашему обществу», — отметил в беседе с «Днем» глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий БОРОВИК. Эксперта беспокоит то, что в озвученной редакции под лозунгами прозрачности функционирования газового рынка по европейским правилам попытаются отдать украинскую ГТС в аренду России или получастному консорциуму.
К ТЕМЕ!
Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак заявил, что не согласен с предложением лидера фракции «Батьківщина» Арсения Яценюка о создании рабочей группы для подготовки евроинтеграционных законопроектов. «Я не вижу необходимости такую рабочую группу создавать», — сказал он вчера на брифинге.
Напомним, в понедельник лидер фракции «Батьківщина» Арсений Яценюк предложил создать совместную рабочую группу из представителей администрации президента, Кабинета министров и парламента для ускорения подготовки законопроектов, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. «Все требования Евросоюза должны быть выполнены. Более того, мы обращаемся к вам, уважаемый Владимир Васильевич (председатель Верховной Рады Владимир Рыбак — Ред.), в связи с тем, что время для принятия этих законов практически отсутствует, а ряд законопроектов еще не подготовлен, мы просим вас от украинского парламента выйти с предложением о создании немедленно совместной рабочей группы — администрация президента, Кабинет министров и Верховная Рада, которая представлена и оппозицией, и властью, и чтобы в Верховную Раду подавался подписанный всеми фракциями, которые готовы за него голосовать, законопроект», — сказал на заседании согласительного совета Яценюк. По его словам, такой подход к подготовке соответствующих законопроектов позволит в ближайшие 4 пленарные недели быстро проголосовать за все законопроекты, подготовленные этой рабочей группой и согласованные. Также, по словам Яценюка, в случае совместной работы представителей администрации президента, Кабинета министров и Верховной Рады над соответствующими законопроектами, есть все шансы проголосовать эти законопроекты в первом и втором чтении, и в целом.