Свет и тепло — неотъемлемы в жизни современного человека. Природный газ обеспечивает и то, и другое, генерируя их в экологически самый чистый по сравнению с другими видами органического топлива, способ. Но некоторые государства используют газ как инструмент внешней политики и как компонент войны против соседей.
Украина не первый раз вынуждена противостоять газовой агрессии России. Отсутствие горячей воды летом и ожидание прохладной температуры в жилищах зимой прочно ввело в обиход украинцев понятие «энергетическая безопасность». Как соотнести эти процессы и подписание Соглашения об ассоциации? Что Соглашение дает Евросоюзу, Украине и каждому из нас, простых граждан с точки зрения повышения стандартов энергообеспечения?
Энергетическая безопасность в ЕС, как и все прочее, призвана защищать интересы потребителей, а не поставщика максимальным использованием механизмов свободного рынка и конкуренции. Этот подход также необходимо положить в основание правительственной политики в Украине. Но пока действия украинского правительства нельзя назвать комплексными и системными, поскольку цены на энергоносители и условия, по решению увеличивающейся нагрузки на семейные бюджеты граждан, растут очень несоразмерно.
Причина таких «ножниц» не в последнюю очередь лежит в заложенной еще с позднесоветских времен сложнейшей системы перекрестного субсидирования различных категорий потребителей. В постсоветское время это создало широчайшие возможности для злоупотреблений со стороны владельцев энергоресурсов и распределительной инфраструктуры, а также коррупционных доходов госчиновников.
Сломать ее могут только самоорганизация и инициативность, ярко представленная украинцами во время Евромайдана и противостояния агрессии Кремля. Стремиться есть к чему, ведь ЕС в среднем потребляет более чем в три раза меньше энергии на единицу ВВП, а значит, потребитель платит также меньше, даже по рыночным ценам, а еще имеет свободу выбора поставщика и возможность привлечения его к ответственности, ясность при расчете тарифов и еще много других преимуществ.
Соглашение об ассоциации не дает Украине гарантий бесперебойного обеспечения энергоресурсами и тем более дешевых цен, но создает необходимые предпосылки для создания прозрачного энергетического рынка, ориентированного на потребителя. Но требует изменений на уровне государства, предприятий-поставщиков, а также потребителей.
Соглашение ставит ряд требований. Одно из них — рыночные цены на энергоносители для всех потребителей. При существующем разрыве в доходах между ЕС и Украиной это кажется несправедливым большинству наших граждан. Но выгодны ли им текущие цены на энергоносители? Можно с уверенностью сказать, что нет. Оплачивая напрямую счета, каждый налогоплательщик должен учитывать, что с них также платят субсидии коммунальным хозяйствам, дотации убыточным предприятиям (НАК «Нефтегаз Украины», госшахты). А значит, работающая часть населения страны уже платит не просто рыночную цену за энергоносители, а еще и убытки, возникающие из-за управленческой бездарности и разворовывания бюджетных средств. Более того, эти деньги не идут на развитие системы безопасности страны, образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
При этом Соглашение предлагает весьма эффективный инструмент для минимизации роста финансовой нагрузки на потребителя — повышение энергоэффективности. Вместе с конкурентным рынком (несколько поставщиков, свобода выбора по аналогии с оператором мобильной связи или Интернет) это позволяет обеспечить привычный комфорт при приемлемых расходах.
Основным решением энергетических проблем в ЕС видят энергосбережение, и над этим работают политики, бизнесмены и обычные граждане. В Украине первое полугодие 2014-го прошло под лозунгом замены газа электроэнергией и местными топливными ресурсами. Давно предлагаемые европейскими институциями программы энергосбережения, включая возможности выгодного кредитования от Мирового банка, ЕБРР и ЕИБ пока что предполагаются к рассмотрению в 2015 году, это если у нового правительства не поменяются приоритеты.
Как быть среднестатистическому потребителю? Ответ простой — не сидеть, сложа руки, а проявлять активную гражданскую позицию.
На индивидуальном уровне каждый человек в состоянии заменить лампочки, провести утепление (лучше, конечно, замену) окон и дверей, при покупке новой бытовой техники предпочесть более экономные модели. Далее следует учет потребления и возможности его регулирования — счетчики и регуляторы для теплоносителя.
На уровне дома, улицы потребуется организация всех жильцов для проведения комплексного утепления подвалов, стен и крыш, переоборудования инженерных систем тепло и водоснабжения, обеспечения освещения. «Лоскутное» утепление скорее вредит, чем приносит пользу, приводя к растрескиванию несущих конструкций на стыках утепленных и неутепленных мест. Лучший комфорт и экономию ресурсов, а соответственно и денег жильцов обеспечивают усилия в составе общества владельцев многоквартирных домов.
На уровне населенного пункта организованная гражданская активность должна быть направлена на ликвидацию коммунальных ЖЭКов, поддержку частных поставщиков услуг по тепло, газо- и энергоснабжению, всеохватывающую установку счетчиков, создание условий для привлечения кредитных средств для малых и средних проектов по модернизации жилого фонда, распределительных сетей и генерирующих мощностей.
Что необходимо требовать от государства? Самое главное — не мешать административными и разрешительными мерами. Создать правовые условия для привлекательного инвестиционного климата в стране, прозрачные и долговременные условия работы для иностранного капитала, в частности через государственные банки обеспечить целевое финансирование проектов по санации жилищного фонда за счет средств международных банков, улучшить законодательство по обществам владельцев многоквартирных домов в части урегулирования прав собственности, провести децентрализацию.
Соглашение не заменит, но поддержит требования граждан, исходя из прописанных обязательств центральных органов власти по повышению прозрачности функционирования энергетического сектора за счет разделения сфер добычи, транспортировки и распределения энергоресурсов («третий энергопакет»), обеспечения равного доступа к инфраструктуре для всех поставщиков услуг, базированное на фактических затратах тарифообразование и повышение энергоэффективности на всех уровнях всеми доступными способами.
Если вкратце, то Соглашение выдвигает требования к власти провести реформу энергетики в интересах потребителей, предлагает пути минимизации финансовых затрат через повышение энергоэффективности и облегчает доступ к кредитным ресурсам для реализации необходимых проектов.