Девять украинских энергоблоков, не включая Бурштынской ТЭС, которая в режиме энергоострова не первый год поставляет электроэнергию в Евросоюз, уже отвечают требованиям ЕС по регулированию частоты мощности и также могли бы экспортировать туда свою продукцию. Об этом заявил на конференции, посвященной интеграции энергосистем Украины и Европы, начальник службы евроинтеграции госпредприятия НЭК «Укрэнерго» Вячеслав Салимон. Правда, рядовой обыватель движение Украины в Европу замечает далеко не всегда. Но на самом деле этот процесс, во всяком случае, в сфере энергетики, хоть и тяжело, не без торможения, но все же идет.
НОВЫЙ ВЕКТОР
До недавнего времени Украина шла в основном в сторону России. Сегодня вектор движение изменился. По словам Салимона, в перспективе это позволит повысить экспортный потенциал страны, обеспечит нашей энергосистеме лучше использовать имеющиеся энергетические мощности, даст возможность эффективнее использовать первичные энергоресурсы, повысить надежность работы энергосистемы и качество электроэнергии. Но синхронная параллельная работа с континентальной европейкой системой ENTSO-E, отмечает специалист, будет возможна только после выполнения комплекса организационных и технических мер по приведению украинской системы в соответствие с европейскими требованиями.
Напомним, что меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в сфере энергетики между Украиной и Евросоюзом был подписан почти десять лет тому назад — 1 декабря 2005 года. В нем стороны обязались приложить максимум усилий для объединения европейской и украинской энергосистем. В 2006 году румынский системный оператор стал инициатором подачи заявки руководящим органам Ассоциации европейских системных операторов о присоединении украинской энергосистемы к европейской. Вместе с Украиной изъявила желание присоединиться к европейской системной зоне и Молдова. В 2008 году было утверждено техническое задание присоединения к этой зоне Украины и Молдовы. В этом году будет закончена исследовательская часть этого проекта.
В результате, уверен Салимон, будет подготовлено детальное соглашение, включающее все технические и юридические аспекты, реализация которых необходима для синхронизации. В Украине параллельно идет процесс модернизации, реконструкции и улучшения технического состояния электростанций и сетей страны, приведения в соответствие с европейскими системами украинского законодательного и нормативного поля. В прошлом году программа интеграции украинской энергетики с европейской была утверждена соответствующим приказом Минэнергоугля.
«Смещение энергетических пиков от страны к стране позволит нам лучше использовать энергетические мощности разных регионов», — отмечает Салимон. Он также говорит о так называемом каталоге требований, в котором будут перечислены мероприятия, реализация которых позволит украинской энергетике перейти на синхронную работу с европейской системой. «Эти требования к Украине не превышают требований к другим участникам, которые уже работают в синхронизированной системе», — говорит Салимон. Он также предполагает, что в каталоге должен быть указан какой-то «отлагательный» срок. Когда присоединялись Болгария и Румыния, они уже работали параллельно, но все еще выполняли заложенные в каталоге требования. «Каталог покажет нам, в какой точке наших достижений мы сможем перейти на синхронную параллельную работу», — объясняет начальник службы евроинтеграции.
МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА
«Интеграция энергосистем станет технологическим фундаментом, который позволит построить общий энергетический рынок, и это будет стимулировать нас к гармонизации его внутренних правил, — говорит член НКРЕКУ Владимир Евдокимов и добавляет: — И станет реальным источником для либерализации рынка в Украине». Он отмечает, что те дополнительные средства, которые появятся в украинской энергосистеме в результате решений о повышении тарифов, принятых недавно Нацкомиссией, будут использованы на мероприятия, гарантирующие серьезный эффект и в плане привлечения инвестиций в инфраструктуру, и для освоения правил и регламентов, работающих в Европе, и для реализации в Украине новой модели энергорынка.
Но что даст синхронная параллельная работа с европейской системой гражданам Украины? В первую очередь — это улучшение качества энергоснабжения. На конференции, в частности, прозвучало, что сейчас в Украине стандартное качество электроснабжения в среднем по регионам составляет 260 минут без света на одного потребителя, тогда как в некоторых регионах оно доходит до 860 минут. С приходом в Европу целевые показатели для нашей системы составят 40 и 70 минут для города и села соответственно. «Если мы войдем в европейскую систему, — отмечал далее из зала, не называясь, участник конференции, — мы будем просто вынуждены внедрять новую модель регулирования, а если туда не пойдем, то все останется как есть. Мы сейчас работаем синхронно с Россией, и все видят, что происходит».
О преимуществах, которые получат украинские граждане в результате объединения энергосистем и в итоге имплементации третьего энергопакета, рассказывал эксперт по энергореформе Андрей Колица. «Первое его преимущество (третьего энергопакета) — это безопасность поставок электроэнергии потребителям — тем элементам системы, которые за все платят, — продолжает эксперт. — Если мы привыкли, что в советской системе первым и главным было то, как работает энергосистема и надежность поставок, то в европейской системе каждое действие что-то стоит. Если отключается линия, если отключается потребитель — это возможно, но за это нужно заплатить такую-то сумму. Если у нас системный оператор, которому все мы, энергетики, подчиняемся, то в европейских странах оператор — это сервис, обеспечивающий доставку электроэнергии до потребителя».
«Как потребитель, я в Европе имею права и могу их отстаивать, — уверенно заявляет Колица. — Я главный, поэтому я имею коммерческие права: могу порвать контракт с поставщиком, право на компенсацию, если уровень услуг не удовлетворяет моих требований. Я могу купить электроэнергию по понятной мне цене и в том объеме, который мне нужен. Это базовые ценности, на которых строится энергетическая политика Европы. На конец прошлого года практически 70% электроэнергии, потребляемой в Европе, продавалось и покупалось на Общем рынке. И потребителя не волнует, где именно (в какой стране) он покупает электроэнергию. Его волнует, чтобы она была надежного качества и подходила по цене. Еврокомиссия ежегодно фиксирует такой показатель, как процент переходов потребителей от поставщика к поставщику. В Чехии, например, — это 5%. Вопрос в том, что в Европе оптовый рынок четко отделен от розничного. Как там обычный потребитель выбирает контракт. Он заглядывает в свой почтовый ящик и находит предложения от конкурирующих поставщиков. Студенты получают от них один тариф или программное обеспечение в подарок, пенсионеры — другой плюс — какую-то страховку. Игра идет за счет сервисных услуг, и за счет этого можно выигрывать в конкуренции».
ГРЯЗНУЮ ЭНЕРГИЮ ЕВРОПА НЕ ВОЗЬМЕТ
Все это очень заманчиво. Но реально ли и украинскому потребителю, получившему на днях повышение тарифов на электроэнергию до уровня, как говорится, мало не покажется, воспользоваться европейским качеством? Ведь грязная энергия Европе, как известно, совершенно не нужна. В связи с этим заведующий лабораторией экологических проблем энергетики Института угольных энерготехнологий Игорь Вольчин отмечает, что по загрязнению среды энергетики уже обогнали металлургов, существенно сокративших производство. «По всем трем основным загрязняющим веществам (СО2, пыль и NOx) мы (энергетики) должны сократить наши выбросы приблизительно от 50 до 10 раз (в 50 раз по пыли, в 40 — по диоксиду серы и в 10 раз — по оксиду азота), — говорит он. — Но кардинальный путь только один — новое строительство современных предприятий. Это позволило бы иметь и высокие технико-экономические показатели, и низкие выбросы».
«Всем понятно, что за такой короткий срок (до 1 января 2017 года остается немногим больше 2,5 года) мы не успеем выйти на такие показатели, — отмечает эколог, — поскольку на это требуются очень большие средства. Но такая ситуация была и в странах Восточной Европы, когда они присоединились к Евросоюзу. И нам теперь тоже предложен Национальный план сокращения выбросов, чтобы мы постепенно, но неуклонно двигались в направлении европейской директивы 2010/75/UA. Наш план отличается от нее и от планов других стран ЕС. Мы в нем идем на выполнение более жесткой директивы, но при этом просим продлить время для этого. Если все страны ЕС будут стремиться выполнить директиву до 2023 года, то мы уже получили разрешение работать над этим вопросом до 2033 года». «И такой план реален», — подчеркивает И.Вольчин.