Новый вариант перестройки угольной отрасли должен появиться в конце 2010 года после завершения «Программы поддержки угольного сектора». Данная программа проводится под эгидой Европейской комиссии и охватывает Львовскую, Донецкую и Луганскую области. На ее реализацию Еврокомиссия выделит 8,939 миллиона евро. Воплощением угольной идеи в жизнь будет заниматься консорциум во главе с австрийской Hulla&Co Human Dynamics KG, также туда вошли компании Royal Haskoning, GARP, MWH и Kopex.
Программа состоит из нескольких компонентов: институциональное упрочение угольной отрасли страны, стратегия развития отрасли, социальная политика и экологические вопросы. «Среди прочего, проект будет заниматься вопросом обеспечения безопасности шахт... И в его рамках будет запущен пилотный проект под названием «Безопасная шахта», в котором мы постараемся воплотить все наилучшие, на уровне европейских стандартов, меры относительно обеспечения безопасности», — подчеркнул в ходе презентации первый секретарь посольства Европейской комиссии в Украине Ганс Райн. В ходе исследования европейские эксперты проведут оценку материальных активов шахт и разработают технико-экономическое аргументирование по созданию Фонда социального развития. «Конечная цель — разработка генплана развития угольной отрасли Украины», — подытожил руководитель группы экспертов программы Войтек Моджиевский.
«Такая помощь является безусловно полезной, — отмечает в комментарии «Дню» директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин.— Но это «гуманитарные» проекты. Они не помогут какой-то отдельной шахте решить конкретные финансовые проблемы». Эксперт убеждает, что сегодня более актуальной является не проблема выработки четкого плана реформирования угольного сектора, ведь он уже давным-давно разработан украинскими учеными на основании заграничного опыта. Главное, по мнению Сапрыкина, найти политическую волю для проведения непопулярного реформирования.
Почему нардепы боятся решать угольный вопрос, «День» спросил главу парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталью Королевскую. «Угольная промышленность стала выгодным полем боя политических проектов. Поэтому в течение 15 лет она постоянно страдает от неудачных попыток, и в ней никак не удается реализовать те меры, целью которых является улучшение ситуации», — говорит она. Выходов, по ее мнению, может быть два: либо вообще не трогать шахтеров до окончания избирательного процесса, либо же не мешать реформам и, наконец, создать в стране государственную интегрированную угольную компанию (наподобие частной), либо государственный холдинг. Последний вариант поможет государству упорядочить систему управления своим имуществом, оптимизировав все производственные расходы и прибыли компания. А после появления интегрированной компании и госхолдинга, в перспективе можно рассчитывать на их выход на международные рынки для привлечения инвестиций в угольную отрасль.
«Такой вариант реален... — комментирует идею по созданию госхолдинга Сапрыкин. — Можно подобрать территориально несколько серьезных шахт, углеобогатительных фабрик, сделать несколько показательный холдингов, но все шахты загнать в холдинг — такой возможности и экономической целесообразности нет». Государству, по мнению Сапрыкина, было бы целесообразней заняться взвешенной приватизацией шахт. Следует учесть и тот факт, что на фоне почти рентабельных шахт (которые готовы купить многие отечественные ФПГ) существуют и сверхубыточные. И за них государство должно просить у инвесторов условную цену, например, одну гривню. Вместо этого, эксперт предлагает требовать от новых владельцев сохранить производство, рабочие места и погасить долги.