Перекусить на полпути к рабочему месту — таковы они, реалии современной жизни в больших городах. Словно грибы после дождя, в областных центрах друг за дружкой появляются фаст-фуды. «День» выяснял, какие тенденции будут наблюдаться на этом рынке в Украине в ближайшее время.
Эксперты прогнозируют насыщение рынка быстрого питания до 2012 года. По словам генерального директора «ФМ ГРУПП» («Смачна картопля», «Дрова», «Папа Джон», «КофеТайм») Дмитрия Погребицкого, «в ближайшие три года крупные сетевые операторы больше всего внимания будут уделять увеличению количества заведений за счет покрытия областных и крупных районных центров».
«Стратегически мы работаем следующим образом: в Киеве и городах-миллионщиках открываемся сами. В других областных центрах нам также интересно присутствовать на рынке, поэтому открываем свои точки по франчайзингу», — делится с «Днем» планами на будущее директор по маркетингу корпорации «ОМЕКС» («Два Гуся», «СІТІ», «Феличита») Михаил Темпер.
А вот с точки зрения руководителя отдела связей с общественностью компании «МакДональдз» Михаила Шуранова, «самым перспективным для развития остается Киев. По нашими данным, в Киеве наибольшая доля посещений по сравнению с другими городами. Однако за последний год-два темпы роста количества заведений общественного питания в городах с количеством населения 50—500 тысяч жителей соответствуют темпам роста в городах-миллионщиках. Мы ожидаем, что такая тенденция сохранится и в ближайший год-два. В 2008 году компания планирует открыть пять новых точек, в том числе и в Киеве».
На самом же деле развитие рынка быстрого питания очень зависит от уровня развитости коммерческой недвижимости (открытия новых торговых и развлекательных центров).
По мнению Темпера, главная причина популярности фаст-фудов — занятость людей и увеличение их платежеспособности. «К тому же рынок растет, потому что еще не наполнился нужной продукцией», — говорит он.
«В 2008 году ожидаем рост рынка около 20%. Категория растет и будет расти в ближайшие два-три года. В больших городах сегодня больше 80% жителей в возрасте от 16 лет до 65 лет питаются вне дома хотя бы раз в месяц. По нашими данным, существеннее всего растут такие сегменты, как рестораны быстрого обслуживания, заведения формата quick and casual (современная столовая), пицерии», — сообщает Шуранов.
Представители опрошенных «Днем» компаний считают, что до 2012 года на рынке будет до шести крупных операторов, которые будут занимать более 95% рынка. «Кроме стремительного освоения регионов, крупные отечественные компании, вероятнее всего, будут активно поглощать более мелкие бренды», — объясняет руководитель компании «ФМ ГРУПП».
Однако Темпер другого мнения: «Сейчас мы не практикуем покупку маленьких брендов для расширения своей сети, потому что, как правило, они продаются либо слишком дорого, либо это не то, что нужно. Сегодня мы ничем не заинтересовались».
О форматах заведений быстрого питания рассказал Погребицкий: «Активно будут развиваться форматы кофеен, пицерий, ресторанов традиционной и азиатской кухни. Из-за популярной в последнее время восточной кухни вполне возможно появление на рынке и этого формата». «ОМЕКС» уже вводит последний формат. «Сейчас работаем в направлении развития восточной и итальянской кухни, а также кофеен», — рассказывает Темпер.
Погребицкий не исключает появление в Украине еще 2—3 мировых брендов. Согласно его подсчетам, стартовая сумма инвестиций для вхождения на рынок составляет от $3—5 миллионов. По данным же «ФМ ГРУПП», сумма инвестиций в один квадратный метр заведения колеблется от $900 до $2000. Срок окупаемости одного заведения составляет 2—4 года. Эксперты компании также прогнозируют, что до 2012 года оборот рынка быстрого питания будет до $2 миллиардов.
«Кроме инвестиций, самое большое значение будет иметь существующий на рынке формат. На рынке Украины уже были случаи неудачной конкуренции. Чтобы соревноваться в этом бизнесе, нужна не только вывеска, но еще и качество аналогичной продукции с уже раскрученным брендом, уровень сервиса, ну и, конечно же, правильная реклама», — подчеркнул Погребицкий.
По мнению Шуранова, среди основных рыночных тенденций нужно назвать «лояльность» потребителей к определенным брендам. «Во-первых, потребители четко разграничивают для себя бренды и имеют хорошие представления о позитивах или о недостатках той или иной сети. Во-вторых, все больше потребителей выбирают между двумя-тремя известными марками заведений, которые хорошо зарекомендовали себя», — говорит он.