Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Философия мэра

Владимир ГРОЙСМАН: Национальные налоги должны работать на развитие страны, а не на содержание чиновников
12 ноября, 1996 - 18:52
ВЛАДИМИР ГРОЙСМАН / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Городской голова Винницы — один из самых младших руководителей такого масштаба в стране. Но у него уже есть чему поучиться. Более того, Владимир Гройсман официально признан лучшим мэром Украины. Потому что находится в полном взаимопонимании с городским советом, где его поддерживают все политические силы. Потому что в городе нет ни одного дома без тепла. Потому что все муниципальные чиновники знают, что молодой мэр не прощает халатности и строго наказывает за безответственность. Но сложно ли быть мэром вообще и в Виннице, в частности? Таким был первый вопрос к гостю «Дня».

— Если относиться к этой работе серьезно, то довольно сложно. Но есть ли вообще какая-то простая работа? А мэру, в нашей системе, приходится работать, как минимум, 17 часов в сутки. Но когда видишь реальный результат своей работы, то на усталость уже не жалуешься... Если есть работа, то должны быть и ее позитивные последствия. А если их нет, то нужно понимать, что что-то происходит не так.

— А что в работе мэра самое сложное?

— Все не просто. Город — это живой организм. И очень важно его ощущать, сбалансировать все его органы, все направления жизнедеятельности. Город — это здравоохранение, образование, культура, экономика, многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство.

— А какая отрасль сильнее всего тянет ваш город назад?

— Самая главная наша проблема — это нехватка финансовых инструментов, ресурсов для обновления всех названых отраслей городского хозяйства. Если в стране не будет проведена действенная реформа местного самоуправления, то нам и в конкретном городе, и в государстве, в целом, не достичь позитивной динамики. Необходимо провести децентрализацию финансовых потоков и создать мотивационные инструменты для городов и регионов. Тогда они будут развиваться. А давайте посмотрим на нынешние наши города, и на Винницу, в частности. Мы увидим, что для города государством не созданы мотивации, чтобы он мог наращивать свой промышленный потенциал, чтобы развивалась его экономика. В государстве должны быть определенные правила, которые мотивируют территории к развитию. Если мы возьмем, например, наш бюджет, на основе которого мы формируем все наши действия, то увидим, что 70—75% процентов его доходов — это налог с прибыли физических лиц, а также земельный налог и местные налоги и сборы. А вот доходы от того, что производят наши предприятия и платят соответствующие налоги, до нас не доходят. Эту систему нужно менять. Территории должны иметь достаточно экономических инструментов, чтобы аккумулировать ресурсы и направлять их на разрешение проблем, которые накапливались годами.

— Но ведь если вы получаете в распоряжение городской власти налог с физических лиц, то вы должны быть заинтересованы в работе предприятий. Ведь когда человек больше зарабатывает и при этом еще и получает «белую» зарплату, то и город от этого богатеет, получает больше налогов...

— Абсолютно верно. Но я считаю, что этот ресурс для развития города недостаточен. Меня беспокоит уровень заработной платы на предприятиях города. Только месяц назад мы приняли решение о развитии промышленного потенциала Винницы, и, я считаю, это послужит толчком для развития экономики. Это элемент нашей долгосрочной и среднесрочной стратегии. Она основывается на серьезном анализе ситуации в городе. Дело в том, что у нас есть несколько довольно-таки мощных в прошлом предприятий, которые сегодня просто на грани развала. Но в планы их нынешних владельцев возрождение этих предприятий не входит.

Они сели и ждут: что дальше будет на рынке — земля подорожает или что-то еще произойдет. И я понял, что в городе нужно создавать альтернативу для таких работодателей. Так родилась зона промышленных предприятий — так называемый Винницкий индустриальный парк — территория, которая имеет единое концептуальное решение с точки зрения размещения предприятий и обеспечения их инфраструктурой. Буквально десять дней назад мы открывали там наш первенец — предприятие Барлинек. Здесь 600 рабочих мест, а зарплата, которая по городу в среднем составляет 1140 гривен, будет достигать 1600. И это — только начало.

Для развития экономики города следует создавать новые рабочие места, причем на новых высокотехнологических предприятиях, где есть соответствующие условия труда и соответствующий уровень заработной платы. Таким образом, будет создана конкурентная среда среди предприятий, чтобы работодатели боролись за работника. Тогда будет соответствующий уровень зарплат и отчислений в бюджет. И при этом нужно выводить заработную плату из тени и, таким образом, создавать дополнительный ресурс для бюджета. Другой путь — пересматривать участие территорий в общенациональных налогах. В центре должны наконец понять, что Украина — это не только Киев. В провинции живет большинство людей. Территории — они как пазлы, из которых составляется картина страны. И нам нужно заботиться, чтобы на всех территориях были построены условия для нормальной жизни. Здесь у меня такая философия. Человек — объект деятельности. Вокруг него должны строиться различные процессы — и здравоохранение, и образование, и жилищно-коммунальное хозяйство. На всех этих направлениях мы должны построить систему, которая бы создавала максимальный комфорт для человека. Но сегодня, и я хорошо это осознаю, у нас для этого ограничены финансовые возможности. И все же мы находим средства, чтобы строить в Виннице дороги, восстанавливать освещение улиц, обновлять парки и другие объекты благоустройства, строим больницу, школу — делаем все для того, чтобы картина города выглядела как единое целое и без негативных прорывов.

Возвращаясь к нашему индустриальному парку, скажу, что кроме Барлинека, который уже работает, здесь будет построена большая кондитерская фабрика на две с половиной тысячи рабочих мест и средней зарплатой в 2200 гривен на сегодняшний день, а в перспективе — не менее, чем средняя зарплата по отрасли (соответствующее соглашение я подписал два недели назад). На проработке в мэрии находится проект соглашения о строительстве нового молокозавода под известным национальным брендом. И еще один проект выдвигает большая отечественная фармацевтическая компания, которая хочет построить у нас фармацевтическую фабрику.

— Все это будут украинские инвестиции или также и иностранные?

— По моему мнению — не так важно, откуда приходят деньги. В мире нынче с капиталом так все переплелось, что и не поймешь, кто откуда. Главное, чтобы это был честный цивилизованный капитал, а его происхождение меня почти не интересует.

— В Украине уже фактически зима. Как в Виннице к ней подготовились?

— На сто процентов. Все дома города с теплом. Но я хочу сказать, что жилищно-коммунальное хозяйство — это самая проблемная отрасль городского хозяйства и у нас, и в целом по Украине. Потому что на ней кто-то все время пытается сделать политику, получить политический капитал. Но я убедился, что самый лучший политик может быть неудачным хозяйственником, и наоборот. И когда в сугубо хозяйственную тематику жилищно-коммунального хозяйства входит политика — с этого начинаются все проблемы. Пришло уже время нам всем научиться называть белое — белым, черное — черным. У нас в государстве нынче есть проблема с энергоносителями, и с большим энергопотреблением. А, значит, в жилищно-коммунальном секторе нужны единые и понятные правила игры. Если услуга стоит одну гривню, то что будет, если постоянно предоставлять ее за 50 копеек? Кого мы в этом хотим обмануть? И сколько мы при этом теряем? И что вследствие этого происходит? Когда я попытался сам себе ответить на эти вопросы, то понял, что мы попадаем в чем дальше, тем большую бездну. Посмотрите на нынешнее состояние внешних и внутренних инженерных сетей. Посетите котельные. У нас, как и во всех других регионах, есть котлы с коэффициентом полезного действия 65%. А нынешние технологии позволяют иметь КПД 95%. Следовательно, треть энергоносителей мы просто выбрасываем в воздух. И, чтобы изменить ситуацию, нам нужно иметь капитал для модернизации, а для этого нужны рыночные условия, при которых мы сможем его привлечь. Если же тариф не покрывает наших расходов, и государство не позволяет его повышать, то оно должно возмещать нам убытки. Потому что ни один местный бюджет не может позволить себе платить за убытки коммунальных предприятий.

— А вам приходится это делать?

— Для меня это уже третий зимний период. В 2005—2006 гг. отопительный сезон я исполнял обязанности городского головы. Это совпало с газовыми проблемами, когда Россия сознательно перекрывала вентиль для Украины, и об этом говорили на всех телеканалах. В апреле, когда отопительный сезон уже закончился, причем в цену для населения был заложен тариф из расчета 50 долларов за тысячу кубометров, нам сказали: вы должны заплатить не по 50 долларов, а по 95. И фактически, таким образом, для нас образовался долг в 18 миллионов гривен. Он висит и по сей день. И это никого не интересует. Я понимаю, что у государства также нет таких ресурсов, чтобы компенсировать абсолютно все. Но это не может быть проблемой только местных органов власти. Пока же мы остаемся с ней один на один. Тем не менее, в Виннице я делаю все от меня зависящее, чтобы у жителей постоянно были и тепло, и горячая вода, и все другие коммунальные услуги.

— Сегодня поднимается вопрос о том, чтобы повышать плату за газ отечественной добычи, которая полностью используется на нужды населения...

— Я за то, чтобы цена соответствовала действительности, она не может быть ни заниженной, ни завышенной. И когда кого-то осуждали за то, что они поднимают тарифы на жилищно-коммунальные услуги, то я удивлялся: как это поднимать — цена должна соответствовать действительности, то есть все расходы должны быть учтены и должна быть добавлена хотя бы минимальная рентабельность. Это и будет реальная цена. Здесь, конечно, нужно сверяться с платежеспособностью населения. Возможно, сегодня предельный барьер для субсидий нужно сделать не 20, а 10%. И все встанет с головы на ноги. Тогда можно и решать. Возможно, поднимать цену на газ. А самое главное, что мы должны создать условия, чтобы наши люди могли больше зарабатывать. И при этом энергетических ресурсов нам нужно меньше расходовать. Тогда в государстве будет баланс.

— Ощущаете ли вы проблему инфляции? А здесь еще необходимость повышать цены на газ, на жилищно-коммунальные услуги... Это может дать толчок новому ценовому витку. Как следует с этим бороться и нужно ли вообще?

— Откуда берется инфляция? Когда появляются ничем не подкрепленные деньги. Но когда мы говорим о жилищно-коммунальных услугах, то следует понимать, что они также кем-то производятся и направляются на рынок. И рынок должен знать, что заложено в эти услуги — зарплата, энергоносители и тому подобное — и иметь возможности для их приобретения. Продавать за 50 копеек то, что стоит гривню — это разгром. И перспектив у такой политики нет. Реальные цены должны быть на все товары, которые продаются на рынке. Иначе мы вообще потеряем жилищно-коммунальное хозяйство. А я знаю как мэр, это — 80% нашей жизни. Потому что инженерные сети есть не только в жилых домах, но и в больницах, библиотеках, школах.

— Озабочены ли мэр и мэрия тем, чтобы находить какие-то внутренние возможности для того, чтобы как-то сдерживать рост жилищно-коммунальных тарифов?

— Безусловно, и мы над этим вопросом упорно работаем. Я вижу два направления. Это построение эффективной системы управления. Один из приоритетов здесь — уменьшение постоянных расходов. А второе — это модернизация и внедрение новейших технологий, которые повышают эффективность использования энергоресурсов, являющихся основ ой формирования того же тарифа. Я называю: 80% тарифа это электроэнергия, газ, вода, заработная плата и налоги. Не заложено в него ни развитие, ни обновление основных фондов. Поэтому, не дожидаясь никаких общегосударственных решений, я начал реформу жилищно-коммунального хозяйства в Виннице. Начали мы с оптимизации расходов и, в первую очередь, административных. А те ресурсы, которые при этом высвободились, были направлены на непосредственные производственные нужды. Так как из 100 работников — 60 принадлежали к админперсоналу. Теперь мы повысили ответственность работников, точнее, очертили их обязанности. Достаточно сказать, что до моего прихода ЖЭКи получали 2—3 миллиона гривен дотации. И это считалось нормальным. Сегодня наши ЖЭКи уже и не думают покушаться на бюджет. Они понимают, что возможности для этого закончились. В городе четко определено — кто и какие территории обслуживает и сделано экономическое обоснование соответствующих расходов. А вот на обновление основных фондов, на модернизацию, на новую технику и малую механизацию, помощь коммунальщикам из городского бюджета поступает.

— Поддерживаете ли вы такой путь для развития жилищно-коммунального хозяйства, как создания кондоминиумов, то есть объединений совладельцев жилья?

— Это абсолютно нормальный подход. Ведь хозяева частных домов отвечают за свою территорию, за свое жилье, за крышу над ним и подвал. Сегодня государство отдало в частную собственность квартиры, кроме подвалов, крыш и лестничных клеток. Это — неправильно. У объединения совладельцев есть возможность определять, какая организация будет обслуживать его дом, и благодаря этому сокращать расходы. Достаточно сказать, что в Виннице сегодня действуют четыре или пять компаний, которые занимаются санитарной очисткой. Есть из кого выбирать. Так же и с лифтами. Можно платить за их обслуживание как и раньше, а можно выдать каждому жителю специальную карточку, и тогда каждый будет платить конкретно за себя. Государство должно поддержать такие объединения, сделав в домах капитальные ремонты и, если необходимо, реконструкцию. А потом отдать их на баланс новым владельцам, и пусть они далее будут хозяйничать в доме и на прилегающих к дому территориях, которые им также должны передаваться. Ресурсов, которые дает квартплата, на это должно хватить. А для малообеспеченных граждан следует продумать взвешенную социальную политику и поддерживать их, чтобы они могли платить за предоставляемые им услуги. В Виннице уже создано более 80 таких объединений, и они работают, получив дома на свой баланс. Когда включается механизм ответственности, то сразу же появляется необходимость экономить, а распространенная в прошлом формула «все вокруг мое» уже не действует. Люди начинают понимать, как можно эффективно использовать лифты, освещение лестниц, подвалы. И понятно, что в итоге никто не будет выплачивать за получаемые услуги больше, чем они стоят на рынке. Другого варианта просто нет. Государство же, например, никому не указывает, как нужно обслуживать автомобиль. Этим занимается владелец. А чтобы у него не было проблем, ему нужно больше зарабатывать.

— Как вы можете заставить предприятия, расположенные в вашем городе, платить большую заработную плату и увеличить долю зарплаты в себестоимости?

— Вы же знаете, что у нас нет таких возможностей, да и быть их не может. Эти рычаги должно применять государство. Правила, созданные им, или, наоборот, отсутствие этих правил, дали возможность некоторым людям заработать много денег. Эти люди включили свои мозги, используя эти правила, и все предоставленные государством возможности, чтобы зарабатывать деньги. Так же ему нужно поступить в отношении простых граждан. Если же этого сделать не удастся, и людям, как и раньше, будет более выгодно работать в тени, то никто ничего в бюджет платить не будет. А сугубо административными методами эту проблему не решить никогда. Нужны нормальные правила игры: умеренные налоги и, в первую очередь, на фонд заработной платы. И второе — максимально жесткая ответственность за неуплату. Для исполнения налоговая система должна быть максимально простой, а с точки зрения ответственности — максимально жесткой. И тогда будет снят вопрос о всех злоупотреблениях служебным положением. Что же касается местных бюджетов, то их стоило бы наполнить, позволив получать часть средств от налога на прибыль предприятий. Ведь национальные налоги собираются для того, чтобы стимулировать развитие страны, а не для того, чтобы содержать безумные чиновнические аппараты. Мы сейчас работаем над предложениями, в соответствии с которыми должна быть создана мотивация путем уменьшения местных налогов и сборов с тем, чтобы предприятия могли инвестировать сэкономленные таким образом средства в своих работников, в свой социальный капитал. Другой вариант — вывести зарплату из тени. И тогда мы сами будем зарабатывать деньги и сами расходовать их на нужды общества, регулярно отчитываясь об этом перед ним.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ