Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фискальный фальшСтарт

Целесообразно ли вводить в Украине прогрессивную шкалу налогообложения?
2 марта, 2020 - 19:02
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Новая власть продолжает фонтанировать идеями (в частности, в налоговой сфере), которые в случае их реализации могут лишь ухудшить состояние и без того предкризисной отечественной экономики. Новации наподобие обязательности использования малым бизнесом кассовых аппаратов, или введение общего декларирования доходов домохозяйствами (исключительно с фискальной целью) могут лишь углубить «теневой» экономический сектор. К сожалению, из этой серии — недавно зарегистрированный во ВР законопроект авторства нардепа Александра Дубинского относительно внедрения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.

Сжато — о том, что предлагается. Идет речь об изменениях в Налоговый кодекс, которыми будут внедряться три ставки налогообложения физических лиц (НДФЛ): 18% — если доходы лица не превышают 10-кратный размер минимальной ежемесячной заработной платы, установленной законом для такого месяца (в настоящий момент — 47 230 грн); 36% — если доход превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, но меньший 20-кратного ее размера (от 47 230 грн до 94 460 грн); 54% — если база налогообложения превышает 20-кратный размер минимальной зарплаты (свыше 94 460 грн).

В настоящее время же в Украине действует единая ставка НДФЛ — 18% (так называемая пропорциональная, или «плоская» шкала налогообложения). Плюс — из зарплаты наемного работника взимается 1,5% военного сбора и 22% единого социального взноса (ЕСВ). Эти налоги и сборы, как правило, оплачивает в бюджет работодатель, будучи налоговым агентом. Иначе говоря, последний формально платит налоги за работника, который по большей части не осознает, на что именно тратятся эти средства, воспринимая их как тяжелый побор со стороны государства.

Тогда как, например, в США наемному работнику на руки выдается вся зарплата вместе с налогами, которые он перечисляет в бюджет самостоятельно. Это формирует адекватное отношение к фискальным платежам и высокое сознание относительно необходимости их платить. Среднестатистический американец добросовестно платит налоги, осознавая, что эти деньги идут не на коррупционный «дерибан» чиновниками-ворами, а на предоставление гражданам государством качественных и эффективных публичных услуг (справедливые суды, надежная оборона и правопорядок, прозрачная система государственного администрирования, качественное образование и медицина и тому подобное).

ПОЧЕМУ «ПРОГРЕССИВНОЕ» НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕСВОЕВРЕМЕННО?

Но вернемся к новации господина Дубинского, которую он, конечно же, объясняет значительным распространением прогрессивной системы налогообложения в мире и, в частности, в Европейском союзе. Мол, в большинстве стран ЕС действует именно такая модель взимания НДФЛ. То есть, нам опять предлагается механически примерять и носить единственно правильные «шляпки Европы», которые часто никак не подходят нашей экономике и нередко лишь подавляют ее.

К тому же, народный депутат традиционно апеллирует к социальной справедливости. Мол, богатые люди заплатят в госбюджет за бедных, которые за счет денег «богатеев» получат больший «ломоть» бюджетного «пирога» в виде щедрых социальных услуг.  Но действительно ли последствия новации будут отвечать благородной цели достижения социальной справедливости? А не будут иметь обратный разрушительный эффект в наших достаточно непростых реалиях, при которых значительная часть государственных средств банально разворовывается из-за многочисленных коррупционных схем? И осуществил ли автор законопроекта хотя бы минимальный анализ и экономический прогноз относительно вероятных негативных последствий? Скорее всего, нет!

В то же время, следует заметить, что эта «реформаторская новация»            — совсем не оригинальна. Ведь, еще в 2012 году у нее был предшественник, который сегодня является не наибольшим ли врагом действующей власти. Имя его — Петр Порошенко, который восемь лет тому назад, будучи тогда обычным бизнесменом, прорек на Давосском форуме: «Увеличение разрыва между богатыми и бедными в мире не оставляет альтернативу росту налогообложения богатых. В Украине для этого есть все необходимые предпосылки и мотивации, нет политической воли. Я думаю, она появится. Нужно вводить налог на имущество, нужно делать в этих условиях прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц».

И вот такая «политическая воля», похоже, в Украине появилась. Поэтому, видит ли кто-то еще хоть какую-то «идеологическую» разницу между нынешней властью и ее постмайданными предшественниками? Но выглядит так, что — в смысле бесстыдного популизма — никакой разницы нет.

Однако, даже экс-президент Украины Петр Порошенко тогда в Давосе все же не воздержался от серьезного предостережения: «Нужно сокращать разрыв между богатыми и бедными, но при этом всем не дать пойти финансовым потокам в тень».

Но, похоже, нынешняя власть со своим «турборежимом» и «парадом» сомнительных инициатив вряд ли будет считаться с любыми факторами риска, только бы вернуть потерянные рейтинги и доверие со стороны народного большинства. А следовательно, быстрое и безоговорочное введение прогрессивной шкалы налогов на доходы физических лиц, с высокой вероятностью, приведет к еще большей «тенизации» украинской экономики. Объясню, почему.

Во-первых, никакого позитивного влияния прогрессивная система налогообложения ни на отечественную экономику, ни на перераспределение социальных благ не окажет, поскольку ею не предусматривается никакого снижения налогового давления на наемных работников, других граждан да и, собственно, на бизнес. В действительности, же нагрузка на фонд заработной платы достигает в Украине 41,5%. То есть, чтобы наемный работник получил на руки 1 000 гривен, нужно заплатить 415 грн общей суммы налогов (почти половину от совокупного дохода!). Но будет ли мотивировать работодателя делать «белой» зарплату работника размером, скажем, выше 47 230 грн, если нужно будет отчислять в бюджет почти 60% от ее размера?! Решили ли мы уже в стране проблему с теневой занятостью и достигли европейского уровня зарплат?

На самом же деле, отсутствие эффективных экономических стимулов в стране приводит к тому, что подавляющее большинство предпринимателей отдают преимущество налоговой «оптимизации» зарплатного фонда даже при нынешнем размере НДФЛ! Ведь, они знают, исходя из своего опыта, что при нынешнем уровне коррупции и при отсутствии наказания нечистых на руку чиновников, размер оплаченных налогов никоим образом не повлияет на рост качества публичных, правоохранительных, судебных, антимонопольных, образовательных, медицинских, социальных и всех других государственных услуг. А действенных стимулов для выхода «из тени» государство так и не предоставляет! В то же время, по свежему признанию самого премьер-министра Украины Алексея Гончарука, каждый пятый украинец работает без официального оформления. При этом имеем одну из самых низких минимальных зарплат в Европе. А по данным Госстата, трудовой доход до 20 тысяч гривен имеют аж 93% украинских наемных работников. Так что же, будем выводить из тени зарплаты, не снижая, а наоборот — повышая налоги?! Результат несложно предусмотреть: высокие «белые» зарплаты (которые у нас и так немногочисленные) частный бизнес, скорее всего, снизит в 2—3 раза — вплоть до минимальных, чтобы оптимизировать НДФЛ до тех же таки 18%. При этом украинский бюджет недополучит средств с налога на доходы физических лиц, которые в Украине составляют около 12% от всех налоговых поступлений.

Во-вторых, адепты прогрессивной шкалы налогообложения мотивируют ее внедрение тем, что, мол, бюджет будет получать больше денег в результате налогообложения высоких зарплат топ-чиновников. Якобы последние никоим образом не смогут «оптимизировать» налоги. Этот тезис не выдерживает никакой критики, ведь тем самым оправдываются «космические» зарплаты нефтегазовых, укрзализнычных и других «рулевых» в тотально бедной стране. На самом же деле, ставка у этих чиновников должна быть, скажем, выше минимальной зарплаты в 20—30 раз. Однако, вознаграждение (премиальные и другие доплаты) в несколько, а то и в несколько сотен миллионов гривен должна выплачиваться государством исключительно за конкретный и выдающийся результат в возглавляемой ими сфере. В то же время, если жилищная инфраструктура, или грузовые вагоны на железной дороге, извините, продолжают «дышать на ладан», то такие чиновники не должны заслуживать даже получение зарплаты по ставке. Если же государственный руководитель действительно заслужил высокое вознаграждение, скажем в 1 миллион гривен, то ничего страшного не будет, если он заплатит 18% НДФЛ в бюджет — ведь это будет солидная сумма в 200 тыс. грн (чего не скажешь о налогах из низких зарплат,  которые, скорее всего, будет применять бизнес по введению прогрессивной шкалы налогообложения).

В-третьих, налогоплательщики должны понимать, из чего именно взимаются фискальные платежи и как им выполнять свои налоговые обязательств — как это, например, понимают граждане США, стран Британского Содружества, ведущих государств ЕС. Украинцы  должны четко знать, когда и где им платить налоги, а также — отслеживать связь между фискальной нагрузкой и качеством общественных благ и услуг, которые получают от государства. Пока этого не будет, прогрессивную шкалу налогообложения внедрять нет никакого смысла. Ведь, что в действительности получает украинский налогоплательщик? Приведу лишь пару примеров.

Скажем, человеку делают операцию в государственной больнице — при этом он платит собственными средствами за саму хирургию, за необходимые лекарства, бинты для перевязки, за дополнительную медицинскую заботу, практически за все. В то же время, гражданин постоянно финансирует своими налогами «бесплатную» медицину. Но куда в действительности эти деньги  испарились?

Еще один пример. Часть ЕСВ, которая взимается из зарплаты наемных работников и поступает в Фонд страхования по временной потере работоспособности. К сожалению, по нашим данным, в Украине уже стало системой, когда человек, находясь на длительном больничном после операции, или из-за хронической болезни не может получить надлежащие ему страховые выплаты месяцами (а иногда и годами) — поскольку, якобы, в специализированном фонде хронически «не хватает средств». Но куда они деваются?!

И подобных примеров можно наводить множество. Поэтому возникает естественный вопрос: за что украинцы должны платить повышенные налоги по прогрессивной шкале? И будут ли наемные работники и частный бизнес их платить вообще, если перейдут в экономическую «тень», или в другие налоговые юрисдикции с более либеральными условиями?! Например, в Болгарию (где НДФЛ — 10%), Литву (15%), Румынию (16%). Или, может, в соседнюю Беларусь, где этот налог составляет 13%, или в Казахстан (10%). Кстати, даже при прогрессивной шкале налогообложения во Франции или Испании, государство меньше, чем в Украине, забирает в бюджет у лиц, зарплата которых ниже на четверть от средней зарплаты (во Франции — 14% с дохода, а в Испании — 12%)!

И, в-четвертых, сторонники прогрессивной шкалы налогообложения лукавят, когда говорят о том, что этот формат является якобы безальтернативным, поскольку преобладает в большинстве стран ЕС. Ведь, в странах Центральной и Южной Европы (то есть в молодых государствах-членах Евросоюза) по большей части работает как раз «плоская» система налогообложения с фиксированной ставкой. И это не случайно, поскольку в странах с переходной экономикой и с низкой налоговой культурой такая система оказывается наиболее эффективной.

В то же время, в Украине существует множество способов, как уклониться от нововведений «слуг народа». Например, богатые люди могут перевести часть бизнеса, юридическое лицо в другую страну с более привлекательным налогообложением. А работник с высокой зарплатой, когда узнает о повышении ставок, зарегистрируется ФЛП за третьей группой, выполняя часть работы в данном формате, и платя государству всего 5% налога, даже не 18%!

ЧТО НУЖНО ВМЕСТО «ПРОГРЕССИВКИ»

В действительности, в смысле потуг относительно внедрения прогрессивной шкалы НДФЛ, нынешние «реформаторы» от власти начали двигать нашу традиционно громоздкую налоговую систему вовсе не в ту сторону. Ведь для создания успешной национальной экономики в данном контексте, в первую очередь, необходимо выполнить, как минимум, следующие условия:

— правительство, вместо введения прогрессивной шкалы налогообложения (что означает фактическое повышение налогов для граждан), — наоборот, должно разработать программы снижения налогов, упрощения налоговых процедур для детенизации зарплат, провести судебную реформу с целью защиты собственности и самого бизнеса. Ведь, фискальная политика не должна демотивировать бизнес и наемных работников. Ведь справедливая налоговая система в нашей стране должна предусматривать низкие ставки, широкую фискальную базу и максимально простую налоговую отчетность и администрирование — в формате «государства в смартфоне». На сегодня же имеем лишь «обіцянки-цяцянки», которые не имеют ничего общего с реальным выходом экономики из «тени» и улучшением инвестиционного климата;

— прогрессивная шкала налогообложения не должна быть применена, пока экономика не будет расти на 5—7%, прямые иностранные инвестиции не достигнут 10             млрд долл. в год и пока украинцы не станут на ноги, получая достойные «европейские» зарплаты.  На данном этапе совокупную фискальную нагрузку нужно снизить с 41,5%, по крайней мере, на 5—10%. При этом, уменьшение налоговых поступлений в госбюджет будет компенсировано за счет роста внутреннего потребительского спроса (поскольку граждане получат на руки больше средств) и, соответственно, за счет увеличения количества непрямых налогов (НДС, акцизов и тому подобное) в структуре государственной сметы. Возможно, следует перенять опыт Польши, которая освободила от НДФЛ молодых людей в возрасте до 26 лет, годовая зарплата которых  не превышает эквивалент в 22 тысячи долларов США;

— необходимо использовать опыт США  или Канады в смысле получения наемными работниками всей брутто-зарплаты и самостоятельной оплаты ими налогов и страховых отчислений. Тогда статус реального, а не фиктивного налогоплательщика будет у всех украинцев без исключения. И только тогда появится смысл внедрять общее декларирование доходов.  Но при условии существования 3-летнего переходного периода, в течение которого налоговая не будет иметь права применять к физлицам-декларантам жесткие налоговые санкции и штрафы за мелкие и незначительные нарушения (скажем, до предельной суммы дохода в 500 000 грн.).

Олег Титамир, президент ОО «Украинская организация защиты потребителей услуг»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ