НАК «Энергетическая компания Украины» исполнился год. Правда, на «юбилейной» пресс-конференции довольно злободневный вопрос о том, жить или ликвидироваться, не обсуждался. Итоги работы компании отклоняют стрелку в сторону «жить».
Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за пять месяцев текущего года выросли на 2,2% (до 98,4%) расчеты потребителей с энергопоставляющими компаниями. Последние в свою очередь рассчитались с Оптовым рынком электроэнергии на 95,3%, что на 1,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На два процента (или на 973,2 млн. кВт.ч) сократились сверхнормативные потери в электросетях.
Но, как заявил на пресс-конференции исполняющий обязанности первого вице-президента НАК «ЭКУ» Богдан Доцишин, ликовать по этому поводу не стоит. В одном ряду с приведенными положительными данными имеются и другие. Прибыльность предприятий электроэнергетики падает, себестоимость реализуемой продукции растет. Затраты топлива на производство электроэнергии в пять-семь раз выше, чем в странах Европы. Износ основных фондов энергопредприятий неумолимо приближается к 100%. Одна из основных причин этого — в хроническом дефиците инвестиционных ресурсов. По мнению Доцишина, отпугивают крупный капитал даже не налоги, а отсутствие комплексного подхода к государственному управлению вообще и управлению энергетикой в частности. «Реформы в энергетическом секторе носят половинчатый характер и с 2001 года вообще не продвигаются, — листал специалист свой толстый блокнот. — Неэффективно используются полученные средства». По словам Доцишина, деньги на строительство четвертого блока на Старобешевской ТЭЦ и на строительство Днестровской гидроаккумулирующей станции, тянущееся с 1983- го года, выделялись неоднократно. Но оно все еще не закончено. Стоит ли еще туда инвестировать — вопрос риторический.
В далеком 2000-м был объявлен конкурс на приватизацию шести облэнерго. Ставили на Запад, а национального инвестора, естественно, в расчет не брали. В угоду первому, увеличивая инвестпривлекательность, даже пошли на повышение тарифов на электроэнергию. В результате два предприятия из шести якобы купили американцы, четыре — словацкая компания. Но со временем большинство из них, должно быть чудом, очутились в собственности отечественных финансово-промышленных групп. Больше экспериментировать с разгосударствлением энергоотрасли не стали. На приватизацию остальных предприятий был наложен мораторий, который сегодня, по словам Доцишина, здорово мешает привлекать иностранных инвесторов. «Тогда Фонд госимущества и Минтопэнерго осуществляли управление корпоративными правами по принципу: что-нибудь кому- нибудь и как-нибудь продать, — возмущается он. — Предполагалось, что контрольный пакет акций заинтересует стратегического инвестора, но как бы не так!..».
И многие считают, что изменить статус-кво можно только за счет повышения тарифов (без модернизации материально-технической базы). Пока одни принимают решение о том, что цены должны ползти вверх, в НАК «ЭКУ» уверяют, что это вынужденная мера и к ней прибегают последний раз. Если повезет, в будущем отрасль будут поднимать за счет продажи акций, улучшения корпоративного управления, внутренних инвестиций. Но это будущее может реально наступить только после обновления основных фондов, которое и собираются провернуть за счет кредитов и повышенных тарифов. «Кредиты — это не манна с неба, которую мы получаем. Банки не станут давать деньги, пока не будет рыночных условий работы электроэнергетики», — ответственно заявляет Доцишин.
Можно только позавидовать НАК «ЭКУ», не теряющей присутствия духа и собирающейся в таких условиях создавать конкурентоспособную энергетическую компанию международного уровня. Впрочем, пока есть только красивая концепция развития энергетики на принципах рыночной экономики. В соответствии с ней, до 2030 года планируется обновить весь комплекс теплоэнергетики. «Принятие решений должно происходить по несложной математической формуле из двух действий, — озвучивает Доцишин собственную теорию возрождения украинской энергетики. — Консолидация общества (действие первое) плюс энергетика. И это равно Украине в Европе». Очень похоже на известный ленинский лозунг, ничем, несмотря на сплошную электрификацию, не закончившийся. «Смелая» провокативная теория мало смущает автора. «Этого ли мы хотим? — спрашивает он, но, похоже, даже больше у себя, чем у выбитых из колеи журналистов. — Что скажут наши потомки, если мы исчерпаем все природное богатство?!». Словом, в НАК «ЭКУ» умеют думать. И работать тоже.