Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Франшиза для сепаратиста?

Как мой знакомый вместо квитанции в больнице получил... страховой полис
20 августа, 2014 - 11:55

...У моего знакомого появилась боль в спине. И так сильно прихватило, что без профессиональной врачебной помощи выбраться из неприятности было невозможно. «Радикулитники» со стажем посоветовали обратиться в авторитетное в городе медучреждение — ГУ «Участковая клиническая больница станции Ужгород ГТОО «Львовская железная дорога», более известную ужгородцам, как «Железнодорожная больница», поэтому знакомый, не тратя попусту время, направился туда.

• Опытный врач внимательно осмотрел его и направил на рентген. Поскольку тот не является железнодорожником, то за эту процедуру он должен был внести в кассу 47 грн 70 коп. Заплатив указанную сумму и получив документальное подтверждение оплаты, пациент не стал рассматривать бумажку, а скорее пошел на процедуры. Полученный же в кассе документ внимательно рассмотрел только дома и долго не верил глазам своим. Угадайте, что ему выдали в кассе: а) кассовый чек; б) приходную квитанцию; в) счет с банковскими реквизитами; г) страховой полис? Если вы мыслите рациональными категориями и имеете не слишком богатое воображение, то к правильному ответу не придете, даже если попросите убрать два неправильных варианта. Выручить может разве что звонок другу, а точнее — моему другу, которому в качестве подтверждающего документа за оплату рентгена выдали... страховой полис ОДО СК «Нафтагазстрах».

• Прояснить эту довольно-таки непонятную ситуацию я попросил главного врача ГУ «Участковая клиническая больница станции Ужгород ГТОО «Львовская железная дорога» Владимира Канчия. Поскольку больница является государственным учреждением и опосредствовано финансируется из госбюджета через структуры ГП «Укрзализныця», в первую очередь интересуюсь объемами бюджетных ассигнований учреждения и основаниями для установления оплаты за медуслуги.

«Из госбюджета мы получаем средства только для заработной платы и на уплату налогов. На приобретение необходимых медикаментов на нынешний год нашей больнице из бюджета выделено 36 тысяч 700 гривен, а на питание — 15 тысяч 300 гривен, и тратятся они только на приобретение дезсредств и неотложной помощи, — говорит пан Владимир. — Понятно, что полнокровно функционировать мощному медицинскому учреждению с таким финансированием проблематично. Поэтому на протяжении уже десяти лет железнодорожные медики пользуются услугами страхователей. Все работники «Укрзализныци» застрахованы и лечатся на страховые средства и имеют соответствующий лимит возмещений. Но кроме железнодорожников, за помощью в больницу обращаются и другие ужгородцы и жители окружающих сел, лечение которых нуждается в дополнительных средствах. Леча их, мы зарабатываем средства для поддержания жизнедеятельности больницы. Наши тарифы установлены в соответствии с Постановлением Кабмина №1238, которое содержит перечень таких услуг. Больница передает себестоимость услуг страховой компании, которая утверждает соответствующие страховые платежи в зависимости от страхового риска. Все полученные от пациентов средства поступают на счет страховой компании. Каждый месяц больница дает сводный акт, и страховая компания возвращает ей деньги за себестоимость услуг. Из полученных от пациентов сумм компания оставляет себе 27-30%. Собственно говоря, если в больнице вам сделают рентген, то в тарифе услуги врача, рентгенолога, стоимость пленки, реактивов, электроэнергии воды и всего прочего будут составлять около 35 грн. Потом страховщики «добавят» сюда еще свои 27-30%, и пациент уже платит почти 50 грн и заручается страховыми гарантиями в течение суток».

• Несмотря на то, что страхование добровольно, согласия клиента страховаться никто не спрашивает. За время, пока компания на протяжении месяца на свое усмотрение распоряжается средствами, полученными от пациентов больницы, медики покупают материалы и все необходимое, а уже потом получают от страховщиков деньги, которыми компенсируют свои расходы. Польза для страховщиков является очевидной, что подтверждают и их неоднократные победы в разных рейтингах успешности. Сама же больница, в отличие от партнеров, явно не процветает. Имея хорошую профессиональную репутацию в крае, выглядит она довольно жалко и безотлагательно нуждается в средствах если не для капитального осовременивания, то хотя бы для косметического ремонта.

Интересуюсь, почему пациент вносит платеж не непосредственно на счет больницы, а вынужден покупать совершенно ненужный ему сертификат, который почему-то называется «договором добровольного медицинского страхования»?

• «Для того чтобы предоставлять платные услуги, мы должны иметь фискальный регистратор, модем и телефонную линию, связанную с налоговой инспекцией, — объясняет главный бухгалтер больницы Ольга СМАГА. — Все это стоит дорого, и у нас нет таких денег, потому и ввести не можем, а без кассового регистратора не имеем права брать плату».

Честно говоря, такая аргументация не является убедительной. Разовые затраты на приобретение оборудования, о котором говорит главбух, у интернет-продавцов могут ограничиться максимум 10 тысячами гривен, что намного меньше от тех сумм, которые на ровном месте «перехватывают» от медиков страховщики.

Не менее интересно было узнать, почему единственным страхователем в медучреждениях, подчиненных «Укрзализныце», является СК «Нафтагазстрах», а не, скажем, «Зализобетонстрах» или более уместная в данном случае «Шпаларельсастрах»? Оказывается, сотрудничество между ними регулируется Генеральным соглашением, заключенным в 2011 году. Согласно ему, все железнодорожники Украины страхуются исключительно в «Нафтагазстрахе», а «чужие» пациенты должны получать так называемый монополис. Таковы правила игры, установленные тогда для всех ведомственных медучреждений железной дороги Украины и не измененные до сих пор.

Ответ на вопрос, почему именно были введены именно такие — довольно сомнительные как с правовой, так и с финансовой стороны правила игры — в Ужгороде искать нечего, ведь на местах — только исполнители воли столичных начальников.

• Ситуация становится более-менее понятной, когда узнаешь, кто причастен к созданию и деятельности ОДО СК «Нафтагазстрах». Так вот, директором успешной компании, получившей монопольное право на все виды медицинского страхования в громадном хозяйстве украинских железнодорожников, в свое время была первый заместитель руководителя Главного управления делами той-таки «Укрзализныци», уроженка Луганска Яна Курбатова, а саму «Укрзализныцю» возглавлял Владимир Козак, бывший дежурный по станции Ясиноватая, следовательно — заместитель начальника ст. Авдеевка, начальник службы перевозок Донецкой железной дороги, генеральный директор ахметовского «Лемтранса», при Януковиче — дважды гендиректор «Укрзализныци», нардеп от Партии регионов и министр инфраструктуры в правительстве Азарова. При такой ситуации сам Бог велел дать команду всем подведомственным медучреждениям осуществлять страховые операции в частной компании.

Но и это еще не все. В соответствии с балансовым отчетом компании за 2011 год, в числе ее основателей значится ряд юридических лиц, в том числе и зарубежных, и граждане Украины Александр Козырев и Андрей Остапко. По данным сайта «Наші гроші», эти лица фигурируют и в ряде других компаний группы народного депутата Украины Юрия Иванющенко. Злые языки говорят, что именно Юра «Енакиевский» — земляк президента-беглеца — в эпоху наибольшего ренессанса Межигорья был личным кошельком «Вити Енакиевского», а сейчас его средства поддерживают сепаратистов «ЛНР» и «ДНР». Но это уже тема явно другого, не журналистского расследования.

Василий ИЛЬНИЦКИЙ, специально для «Дня», Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ