Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Газовые козыри

Александр Нарбут: Цена газа на 2009 год для Украины может быть даже $250
9 сентября, 1996 - 19:11

Газовая тематика всегда была горячей для Украины. Так уже сложилось, что последние годы оживленные торги за голубое топливо начинаются осенью и не всегда заканчиваются с наступлением первых серьезных морозов. Этот год обещает быть еще горячее: на носу подписание долгосрочных контрактов, а «Газпром» обещает зафиксировать в них для Украины европейскую цену. Какие козыри имеет наша страна в своем арсенале для проведения успешных газовых переговоров? И не станут ли грузинские события и украинская реакция на них сигналом для очередной газовой войны между Россией и Украиной? Об этом «День» разговаривал с газовым экспертом Александром НАРБУТОМ.

— Даже довольно резкие комментарии и позиция Президента по поводу независимости Южной Осетии и Абхазии напрямую не будут определять российскую газо-энергетическую стратегию. Почему? Потому что Россия уже действует в газо-энергетической сфере без всяких сантиментов. Для нее это не просто сверхприбыльный бизнес. Это действительно мощный финансовый инструмент геополитического влияния. Украине придется пережить тяжелый и длительный период адаптации к высоким ценам на газ. Безусловно, ее экономическая динамика может протекать в этот период по-разному. Но, в то же время, России сегодня невыгодно уничтожать украинский рынок потребления своего газа.

Если предположить, что европейские цены на газ поднимутся до 0 и мы будем иметь такую же цену, то украинская металлургия, химия, энергетика окажутся в состоянии коллапса. Но, с другой стороны, россияне прекрасно понимают: рынок любой страны имеет свою ценовую эластичность. Нельзя сегодня устанавливать газовую цену 9,5 за тысячу метров кубических, а завтра увеличивать ее в два с половиной раза. Промышленность не сможет так быстро адаптироваться к новым ценам. Это будет шоком, который приведет к существенному снижению объемов потребления российского газа. А России это не нужно. Для нее важно увеличить газовые прибыли за счет повышения платежеспособности потребителей ее энергетических ресурсов. Политический компонент, конечно, будет влиять на цену газа, но в определенном диапазоне.

— Какой будет цена на импортный газ для Украины, учитывая политический компонент?

— Возможны три варианта. Первый проявится, если газовые события будут развиваться по нынешнему сценарию. То есть не будет консолидированной позиции между Президентом и премьер-министром в проведении газовых переговоров и, соответственно, единых директив. Плюс не будет новой энергетической стратегии. При таких условиях осенью цена газа на 2009 год может достичь потолка: от 0 до 0.

Второй вариант — идеалистический, когда Украина находит существенные козыри в переговорах с Россией. Но начинать нужно со сбора креативных, профессиональных и глубоко разбирающихся в тонкостях газовой сферы специалистов. Из них формируется рабочая «группа высокого уровня». Далее она определяет контуры новой газо-энергетической стратегии Украины, оперативно прорабатывает самые вероятные сценарии развития газовых переговоров и формирует на их основе директивы, которые своими подписями должны скрепить и Президент, и премьер-министр. Только при таком подходе переговорная группа сможет отстоять газовые интересы страны и договориться о цене газа в пределах 0—0. Кроме того, переговоры нужно проводить не только с Россией. В рамках переговоров относительно нового расширенного договора Украина—ЕС нужно обращаться для решения вопросов энергетической безопасности к отдельным влиятельным странам Евросоюза.

И третий вариант — золотая середина между двумя описанными выше. Если отдельные позитивные идеи все же придут в головы высших руководителей правительства, то можно рассчитывать, что цена голубого топлива будет в пределах 0—0. Я считаю этот вариант еще реальным. Такое повышение поставит многие украинские предприятия на грань рентабельности, но не выведет за нее.

Сегодня же НАК «Нафтогаз України» не проводит газовых переговоров с российской стороной, потому что он не имеет официальных директив. До конца непонятно, будут ли эти переговоры проводиться только хозяйничающими субъектами, по линии «Нафтогаз України» и «Газпром», или они будут подниматься на межправительственный уровень. Что, безусловно, следует сделать. Сегодня существует большой пакет межгосударственных договоров, которые создают правовую базу для поставок российского газа в Украину. Они же регулируют и вопрос о несанкционированном отборе газа. Именно эти договора нужно отполировать на межгосударственном уровне.

Согласно договорам, подписанным украинской стороной в январе 2006, а потом и в марте 2008 года, Россия должна обязательно обеспечивать Украине определенный собственный баланс потребления газа. В свою очередь Украина обязывается организовывать транзит российского газа в Европу. Кроме того, по одному из договоров, в случае потребления Украиной газа сверх нормы, она должна рассчитываться за него, исходя из базовой цены, которая на момент подписания этого договора составляла за тысячу кубических метров. Если бы Украина оперировала этим пунктом во время решения газовых проблем в первом квартале 2008 года, то сегодня расчеты за голубое топливо могли бы быть меньшими.

— Учитывая нынешние украинско-российские переговоры об инвентаризации и анализе действующих межправительственных договоров в газовой сфере, именно эти пункты станут предметом особого интереса?

— Я думаю, что не только. Существует целый ряд условий, которые нужно откорректировать. У нас подписано много договоров о гарантиях транспортировки российского газа в Европу, по которым объем транзита составляет не меньше 110 миллиардов кубических метров. Россия, по понятным нам причинам, пытается сократить эти объемы, используя альтернативные маршруты. На самом же деле обходных путей сегодня у нее немного, но такое стремление остается фактом. С другой стороны, очевидно, что без запуска второй российской ветки газопровода через Беларусь (Ямал — Западная Европа) воплотить такие планы в жизнь будет непросто. Именно поэтому вопрос о долгосрочных гарантиях от России по использованию украинских транзитных путей должен стать важной темой во время межгосударственного диалога о заключении долгосрочных газовых контрактов. Нам нужно получить от России официальный ответ: нужны ли ей транзитные мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) и перевести этот договор в плоскость «плати и качай». То есть, независимо от того, сколько россияне будут перекачивать украинской ГТС в течение определенного срока в договорах, платить они должны за мощности, которые будут готовы для перекачивания заранее определенных объемов. Это международный принцип в нефте- и газотранспортировке.

Россия же будет заинтересована, чтобы перевести газовые отношения между Украиной и Россией на уровень хозяйствующих субъектов. При таком подходе ни на одну межгосударственную договорную позицию уже нельзя будет опираться.

Кстати, за период оформления газовых договоров с Россией Украина успела подписать и ратифицировать еще Европейскую энергетическую хартию. Россия ограничилась только ее подписанием. Украине целесообразно поразмыслить над тем, какие из положений хартии можно взять за основу для формировании новых газовых отношений с «Газпромом». Кроме того, использование энергетических плюсов хартии станет важным политическим моментом: Украина может найти не только понимание, но и поддержку ряда европейских государств в новых отношениях с Россией.

— О каких пунктах вы говорите?

— В частности, речь идет о равном праве доступа к транспортировке энергетического ресурса как потребителей, так и производителей. У нас газовые отношения сегодня сформированы таким образом, что Европа Украину не видит. Она вроде бы и беспокоится, что же происходит с транспортировкой газа нашей страной. Однако юридические отношения выстроены только между «Газпромом» и европейскими энергокомпаниями. Украина могла бы там появиться, если бы предложила европейцам равный доступ к транзиту газа и взяла на себя обязательства, получив российский газ на границе с Россией, оттранспортировать его далее для европейских компаний.

— Вы назвали важный козырь при формировании газовой цены на следующие годы. А каким должен быть вообще план действий нашей страны на неминуемое повышение цены российского импортного газа?

— Нужно начинать с формирования эффективной модели внутреннего рынка энергоносителей. У нас развивается рынок нефтепродуктов, нефтепоставок, электроэнергетики, но есть ли у нас газовый рынок? Я утверждаю, что нет. Сегодня существует монопольная модель обеспечения потребителей газом, которая не соответствует рыночному механизму. На внутренний рынок страны допущен российский поставщик «Газпромсбыт Украина». Я не считаю такое решение адекватным. Потребитель фактически не имеет свободы выбора. Что делать? Изменить механизм формирования рыночной цены на газ внутренней добычи, и тогда 20 миллиардов газа, который добывается «Нафтогазом» (а именно — его дочерним предприятием «Укргазвидобування», «Укрнафтой» и другими предприятиями), начнут формировать рыночный газовый сегмент. Демонополизировать рынок поставок газа можно и за счет контейнерных перевозок сжиженного газа или проводя активные переговоры со Среднеазиатскими странами. Кроме того, многовариантность получения энергии из различных энергетических ресурсов должна стать для потребителя реальностью. Тогда газ будет одним из ее компонентов и на него появится рыночная цена.

Вообще же достижение оптимальной цены на импортный газ зависит от искусства переговорщиков. Государство владеет намного большим арсеналом аргументов (не только экономических), чтобы не торговать национальными интересами в газовых вопросах. Например, можно напомнить России о незавершенном процессе распределения активов и пассивов бывшего СССР, стоимости базирования российского флота в Крыму и т.д.

— Появление новой стратегии невозможно без запуска новых газопроводов. В этом контексте интересной является информация о том, что мощности проекта «Набукко» уже на 100% забронированы потенциальными поставщиками газа. Это значит, что украинский вариант с Белым потоком провалился?

— ЕС и Брюссель делают очень многое, чтобы запустить «Набукко». По большому счету, сегодня существует газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум, который является транскавказской составляющей «Набукко». Достаточно проложить через Каспий газопровод длиной немного более 200 километров, объединив таким образом его правую и левую сторону, и дать возможность Туркменистану поставлять свой газ, который ЕС уже пытался забронировать на 2009 год. Но есть проблема... И она касается особой позиции Турции в этом вопросе. Турция не хочет быть просто территорией, по которой будет проходить газопровод. Ее должностные лица предлагают такой вариант: они покупают этот газ на своей границе, транспортируют его по стране и продают дальше в ЕС. Кроме того, не стоит забывать о большой протяженности и финансовой затратности на строительство газопровода «Набукко». Украина же имеет объективные возможности. И реальную опасность для нее представляет не «Набукко», а газопровод «Южный», который нацелен на ресурсную базу Каспия и Среднеазиатских стран.

— Если обходные газопроводы России и Евросоюза заработают, это будет означать конец транзитного счастья Украины?

— Чтобы украинская ГТС и дальше транспортировала не менее 120 миллиардов кубических метров, необходимо ежегодно инвестировать в нее 0—0 миллионов. И для этого нам не нужны никакие консорциумы. Если же реализуется сценарий с обходными газопроводами, то транзит энергоресурсов по Украине может упасть до 50 миллиардов кубометров в год и меньше. А поскольку себестоимость транзитных услуг зависит от объемов прокачки газа или нефти, то цена транзита в таком случае будет расти, стимулируя тем самым наших заказчиков транзитных услуг искать или строить обходные пути. Где брать деньги на модернизацию ГТС?

Я думаю, что на базе отечественной ГТС давно уже нужно создать компанию, которая будет наконец выполнять свои основные функции: будет зарабатывать деньги и увеличивать свою капитализацию. Сегодня «Укртрансгаз» этого не делает, потому что все решения принимаются НАК. Украинской власти, и правительству в частности, необходимо сделать все для того, чтобы конкурентоспособные украинские компании (не только газо-энергетического комплекса) стали если не транснациональными, то, как минимум, трансъевропейскими. И это будет настоящая экономическая евроинтеграция.

— Такой сценарий сразу же в своих целях использует «Газпром», а мы при этом потеряем важный козырь в вопросах ценообразования газа.

— Я патриот, но и сторонник здравого рассудка. Если не хватает ума отстоять собственные интересы, то, может, лучше всего найти хорошего инвестора, которым может быть не только «Газпром»... Какой смысл откладывать решение проблем на потом и надеяться, что появится волшебник, который все решит? Сегодня нужно принимать действенные решения, потому что завтра украинская труба потеряет инвестиционную привлекательность. Сейчас европейцам еще выгодно в нее инвестировать.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ