Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где дверь в МВФ?

Если ее не открыть, негативная спираль экономики становится крайне опасной с точки зрения национальной безопасности, — экономист
23 августа, 2016 - 11:15
ОЛЕГ УСТЕНКО / ФОТО C САЙТА GOLOS.UA

В конце прошлой недели Украина услышала несколько весьма положительных, на первый взгляд, топ-прогнозов. Открыл сессию этих откровений покидающий Украину посол США Джеффри Пайетт. В интервью одному из украинских изданий он сказал: «Хорошей новостью является то, что с практической точки зрения Украина не нуждается в выделении транша МВФ сегодня. ...Обменный курс стабилен, ...резервы достаточны, доверие по-прежнему существует». Тему продолжил Президент Украины Петр Порошенко. В минувшую пятницу на церемонии открытии станции метро «Перемога» в Харькове он заявил: «Я убежден в том, что в ближайшее время мы получим мощную финансовую подушку для реформ в виде транша Евросоюза». Оба эти высказывания для знающих людей звучат почти одинаково: у Украины есть трудности в возобновлении сотрудничества с МВФ и, соответственно,  в получении давно обещанного транша.

О перспективах получения транша МВФ и о том, как скажется этот фактор на таких жизненно важных для украинцев показателях, как курс национальной валюты и  инфляция, говорил с журналистами исполнительный директор Международного фонда Блейзера в Украине Олег Устенко. «Золотовалютные резервы Украины сейчас находятся вроде бы на неплохом уровне — примерно $14 миллиардов, — отмечает он. — Они перекрывают 3,5 месяца нашего импорта, что означает, что финансовая стабильность находится в контролируемой зоне. Но осенью этого года мы должны выплатить как минимум $600 миллионов процентов (так называемый купон) по европейским облигациям, реструктуризированным предыдущим нашим Минфином. Это первая составляющая, которая может продавливать курс. Вторая — это платежи по процентам  за кредиты международным финансовым институция по всем нашим внешним государственным и гарантированным государством долгам. А осенью не мешало бы начать активно закачивать газ в подземные хранилища. Это создает дополнительную потребность в валюте».

«Итого минимальная потребность в валюте на осень у страны составляет примерно три миллиарда долларов, — констатирует эксперт.  — И если предположить, что сотрудничество с МВФ к осени не будет восстановлено, то это означает, что Украине просто негде будет взять денег. Раньше можно было бы «хлопнуть дверью» и прекратить сотрудничество с МВФ, как нередко делали предыдущие правительства, когда речь с МВФ шла о каких-то непопулярных мерах, и выйти на внешние рынки заимствования капитала.  Тогда уже не обращали внимания, что у МВФ брали деньги под 3% годовых, а на внешних рынках — от 6% и вешали на страну дополнительную долговую нагрузку. Вопрос был в том, чтобы сохранить свой электорат».

Сейчас подобная стратегия, по словам Устенко, не сработает — нам никто не одолжит. А если кто-то и пойдет на это, то лишь под очень высокий процент — гораздо выше 10.  Так что внешние рынки не являются сегодня опцией для нашего правительства. Останется использовать деньги из золотовалютных резервов. Если потребность на осень минимум $3 миллиарда, то покрытие импорта будет уже меньше трех месяцев. А как только резервы опустятся ниже  $11 миллиардов, то финансовые рынки могут, что для них характерно, повести себя иррационально, что будет проявляться в том, что кредиторы наших негосударственных  структур (у них $100 миллиардов внешних кредитов) попытаются получить назад как можно больше своих денег: от одного до трех миллиардов. И тогда резервы, сократившиеся или снижающиеся до $11 миллиардов, получают дополнительный риск ужаться, при плохом раскладе, до восьми миллиардов. «А это уже крайне критичное значение, — подчеркивает Устенко.—  Это ниже двух месяцев покрытия импорта. В результате ситуация может развиваться по негативной спирали».

Впрочем, эксперт считает, что вероятность развития такого сценария не очень высока. Вместе с тем он предполагает, что это еще не конец истории. Когда гривня падает, можно ожидать инвестиционного всплеска. На этот год ее уровень по прогнозу Минфина должен составить 12,6% (по прогнозу Фонда Блейзера — от 15%), а кумулятивный уровень инфляции за 2014—2016 годы — 90% (цены вырастут в 1,9 раза). Причем для некоторых слоев населения она может достигать 50—80%. Больше всех пострадают от инфляции те, кто имеют минимальные, наименьшие доходы. Да и остальным потребителям будет очень не просто с такими всплесками курса гривни.

Понятно, если не будет восстановлено сотрудничество с МВФ, то не будет финансовых поступлений в страну и от всех остальных возможных источников — от Мирового банка, европейских структур, Министерства финансов США. «Я думаю, что такое негативное развитие сценария с последующей девальвацией гривни до отметки ниже 30 грн./$1 может ударить по социальной стабильности, вызвать социальное напряжение, — отмечает эксперт, — что, в свою очередь, скажется на политической стабильности в стране, которая и без того находится в состоянии войны и поэтому имеет колоссальные проблемы».

«Но я предполагаю, что именно в связи с этим политические элиты в Украине постараются не допустить такого сценария, — отмечает Устенко. — Поэтому его вероятность я оцениваю не более чем в 10%. Реализация такого сценария означала бы не просто кризис, а более глубокую яму даже по сравнению с той, куда мы попали, получив независимость, из-за непроведения реформ. Мы и до сих пор, в отличие от всех наших западных соседей по Восточному блоку, не добрались даже до 70% того ВВП, с которого когда-то упали в 1991 году, а они уже превзошли его в 2-3 раза. Такой негативный сценарий представляется крайне опасным с точки зрения национальной безопасности и возможности выживания страны».

«Чтобы сохранить курсовую стабильность, необходимо немедленно, — уверен эксперт, — возобновить сотрудничество с МВФ. Мы не в той ситуации, когда можем выбирать. Тем более, что его требования к Украине в любой другой стране воспринимались бы на ура». У МВФ обычно три группы требований, объясняет Устенко,  переход к гибкому курсообразованию, снижение дефицита бюджета, а наша страна почти все 25 лет живем не по средствам. При первом президенте дефицит бюджета Украины доходил до 30%, тогда как нормальным считается дефицит в 3—4%, а инфляция раскручивалась до 10 тысяч процентов в год. 

И третья группа требований — проведение структурных реформ. «Тут Украина совершенно атипична в мировом опыте, в современной экономической истории, — подчеркивает Устенко. — Мы не желаем двигаться на этом направлении. Именно поэтому временно приостановлено сотрудничество с международными финансовыми институциями. Речь идет о том, боремся ли мы с коррупцией или допускаем в этом, в частности в декларировании доходов чиновников, пробуксовки, допускаем конфликты между НАБУ и Генпрокуратурой.  Для МФО это борьба между старой и новой Украиной, между чем-то плохим и чем-то хорошим, которое пытается и не может пробить себе дорогу. Так что приостановка сотрудничества с МВФ произошла из-за крайне низких темпов структурных реформ, в которых заинтересован, прежде всего, украинский налогоплательщик».

Эксперт рассказывает об исследовании, проведенном среди членов Украинско-американского делового совета, представителей крупного американского бизнеса, имеющих значительные лоббистские возможности в Вашингтоне. И 94% опрошенных членов этой организации сказали, что причина, мешающая  им инвестировать в нашу страну — это именно коррупция. «Так что объективный негативный фон, создающийся промедлением в важнейших структурных реформах, — убежден Устенко, — повлиял и на решения МВФ». Тем не менее, директор Международного фонда Блейзера считает, что Украина с вероятностью в 85% сможет не допустить негативного сценария развития ситуации в экономике и сумеет продолжить сотрудничество с МВФ.

«Если мы покажем, что с 1 сентября действительно начнется декларирование доходов чиновников, если мир увидит, что конфликт между Генпрокуратурой и НАБУ исчерпан, что страна строит институции европейского образца, то, конечно, сотрудничество с МВФ будет разблокировано, — прогнозирует экономист, — и к нам зайдет от $1 миллиарда до 1,5 миллиарда  от МВФ. И эти ресурсы будут также поддержаны дополнительно деньгами, минимум $700 миллионов cо стороны Евросоюза, $1 миллиард от Мирового банка и $1 миллиард кредитных гарантий США. Всего это больше $3,5 миллиарда. И тогда наша осенняя потребность в выплатах уже не будет проблемой...»

«День» спросил у Устенко: можно ли считать заявление посла США о том, что Украине практически не нужен транш МВФ, его прогнозом или завуалированным предупреждением, что транша  не будет? Эксперт уклонился от прямого ответа и стал рассказывать, что вскоре к нам прибудет новый посол США госпожа Мари Йованович, которую хорошо подготовили к работе в нашей стране...

PS. Вопрос дальнейшего финансирования Украины в рамках программы EFF отсутствует в августовской повестке заседаний совета директоров Международного валютного фонда, сообщается на веб-сайте Фонда.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ