Украинскую власть устраивает изобретенный правительством Юлии Тимошенко механизм сохранения отсталости нефтегазового сектора. Его суть заключается в том, что за все будут платить следующие поколения, а правительство будет только управлять финансовыми потоками. Как иначе можно прокомментировать вторую за последние полгода докапитализацию НАК «Нафтогаз України»?
4 августа Кабмин постановлением №302 распорядился влить в госхолдинг «Нафтогаз України» 63,3 миллиарда гривен через выпуск ОВГЗ со сроком обращения до 10 лет и ставкой до 14,3% годовых.
Более того, правительство обязало НАК продать их часть и выйти с вырученными деньгами на межбанк. Речь идет о сумме эквивалентной 3,1 миллиарда долларов. Потому что именно столько НАК «Нафтогаз України», в соответствии с текстом того же постановления, обязан зарезервировать на счету в НБУ. «Нафтогазу України» поручено обеспечить использование полученных ОВГЗ в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании, в том числе использовать средства от реализации облигаций для покупки и резервирования 3,1 миллиарда долларов на счету компании, открытом в НБУ, средства из которого будут использоваться по решению Кабмина», — говорится в вышеупомянутом в документе.
Другими словами, Кабмин выливает на валютный рынок Украины 38,44 миллиарда эмиссионной гривни. В прошлом году обменять эту сумму на доллары можно было максимально быстро за 3—4 дня, говорят финансовые аналитики. Но темпы сегодняшних межбанковских валютных торгов такие, что рынок проглотит эти 38,44 миллиарда гривен за день-два. А как на это отреагирует гривня? Фактически же, в сущности, правительство, осуществив такую сделку, планирует просто вывести с рынка 3,1 миллиарда долларов, на фоне существенного сокращения экспорта и при «плавающем курсе» это может означать одно — гривня опять упадет.
Есть еще один интересный момент. Сумма дополнительной эмиссии для НАК «Нафтогаз України» практически совпадает с той суммой, которую от него требует оплатить «Газпром». Как известно, российский газовый монополист выставил нам счет на 5,296 миллиарда долларов США, что сегодня составляет немного более 63 миллиардов гривен. Да и эксперты не отрицают, что средства, вероятно, будут использованы на оплату российского газа.
Напомним, что это уже во второй раз за последние полгода правительство докапитализирует НАК «Нафтогаз України». В конце мая этого года власти уже влили в корпорацию 22 миллиарда гривен.
А впервые к такой практике правительство прибегло в 2008 году, когда приняло постановление об увеличении уставного капитала компании на 18,6 миллиарда, до 24,2 миллиарда гривен, за счет внесения в уставной фонд гособлигаций. Эти облигации НАК впоследствии начал продавать, как правило, госбанкам или заключать с ними операции РЕПО, что позволило ему получать гривню для конвертации ее в доллары и оплаты поставок российского газа. Впоследствии такой механизм понравился и правительству Николая Азарова, которое активно продолжило эту практику.
В целом, манипуляции с НАК «Нафтогаз України» только на первый взгляд являются безопасными. В действительности это создает колоссальные проблемы и угрозы для Украины.
Во-первых, такая политика осуществляет значительное давление на государственный бюджет. В данном контексте как-то нехорошо жаловаться правительству на то, что в бюджете не хватает нескольких миллиардов гривен для пенсионеров, врачей и учителей, а что главное — на солдат, если оно ежегодно тратит десятки миллиардов на поддержку неэффективной государственной компании.
Во-вторых, государственные банки вместо кредитования реального сектора экономики отвлекают значительные колоссальные ресурсы в поддержку НАК. При этом они сформировали такой портфель обязательств компании, что в случае ее банкротства государственные банки также станут банкротами или будут просить из бюджета дополнительные средства на докапитализацию.
В-третьих, докапитализация компании за счет выпуска ОВГЗ — это прямой грабеж будущих поколений, поскольку через 5—10 лет они вынуждены будут отдавать долги за то, что сегодня часть Украины получает газ по ценам, ниже, чем его покупает.
В конечном итоге, имея возможность из бюджета поддерживать НАК, нынешнее правительство в действительности не имеет реального весомого стимула для снижения стоимости цен на газ и повышения тарифов на его транспортировку. Возможно, из-за этого до сих пор мы не видим существенного прогресса в вопросах реформы газового и газотранспортного сектора. Народ же терпит.
КОММЕНТАРИИ
«МЫ НЕ ВИДИМ НИКАКИХ КОНКРЕТНЫХ ПОПЫТОК РЕФОРМИРОВАТЬ ЭТОГО МОНСТРА УКРАИНСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»
Виталий ШАПРАН, финансовый аналитик:
— Решение докапитализировать НАК «Нафтогаз України» вредит государственному бюджету Украины. Ведь, во-первых, увеличивает его дефицит. А во-вторых, еще туже завязывает на шее налогоплательщиков петлю «Нафтогаза України».
Как бы там ни было, но нам давно пора отделить хозяйственную деятельность НАКа от государственного бюджета. Да, это — государственное предприятие, но совсем необязательно, чтобы Кабмин проводил его расчеты. Давно пора делать это самостоятельно. И нести за это полную ответственность.
Но пока мы не видим никаких конкретных попыток реформировать этого монстра украинской энергетики. Где обещанные демополизация, изменение структуры управления, приватизация? То есть не сделано никакого шага, который бы позволил избежать в будущем таких-от эмиссий.
Конечно, эта эмиссия была прогнозируемой. Она необходима, чтобы НАК «Нафтогаз» удержался на плаву, рассчитался с кредиторами. Но у палки два конца. Не навредим ли мы гривне, реформируя НАК? Ответ на этот вопрос зависит от того, куда пойдут эти дополнительно эмитированные деньги, какая их часть выльется на валютный рынок, и вообще выйдет ли на валютный рынок, или НБУ продаст «втихую» нужный объем из резервов, как это делалось ранее.
Одним словом, если уже решили вливать дополнительные 63 миллиарда гривен, то должны максимально продуманно ими распорядиться.
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЭМИССИЯ ОВГЗ — ЭТО СХЕМА, ПРИДУМАННАЯ ТИМОШЕНКО В 2009 ГОДУ»
Юрий КОРОЛЬЧУК, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий:
— Никакой реформой НАК «Нафтогаза» в решениях правительства сегодня и не пахнет. И такие решения дополнительной эмиссии потому подтверждение. То, что НАК накачивают облигациями, свидетельствует о том, что ни о какой ликвидации его газовой гегемонии нет и речи. Он и в дальнейшем будет накапливать долги по дотациям. Это удобно: вешать на «Нафтогаз» всех собак. А эмиссия ОВГЗ — это самый простой отработанный механизм этих собак прокормить. Кстати, такую схему первой начала применять Юлия Тимошенко. Именно ее правительство летом 2009 года (соглашение с «Газпромом» было подписано в январе 2009 года. — «День») начало капитализировать «Нафтогаз» за счет выпуска ОВГЗ для покрытия его дефицита, вызванного разницей между ценами импорта газа и ценами его продажи населению и теплокомуненерго.
«СЕГОДНЯ НУЖНО ПРОЙТИ «МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ»
Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобальных исследований «Стратегия ХХ»:
— Эта практика не нова. И она ведет в тупик. Дополнительная эмиссия — это ситуативное решение проблемы. Без реформирования решить проблему долгов НАК «Нафтогаз» правительство не может.
Конечно, это решение моментно снимет «жар». Чтобы сейчас компания из-за финансового сбоя не остановилась, правительство должно дать ей деньги. Другого выхода нет.
Вполне очевидно, что в этих 63 миллиарда гривен правительство могло заложить будущие расчеты за реверсный газ в Европе, и, возможно, какую-то часть — на погашение долга перед «Газпромом».
Но я бы не брался стопроцентно утверждать. Что эта эмиссия была сделана, чтобы рассчитаться с россиянами (РФ выставила Украине счет на 5,296 миллиардов долларов, что по курсу НБУ составляет 65,6704 миллиарда гривен. — «День»). Более того, на мой взгляд, ни о каких расчетах за газ не может идти и речи, пока РФ осуществляет агрессию по отношению к Украине.
А что касается реформ «Нафтогаза», то планы такие есть. Другое дело, насколько они фундаментальны. Нам сегодня нужно пройти «между Сциллой и Харибдой». С одной стороны — провести фундаментальные реформы, что создает определенный организационный диссонанс в компании. Бросившись в реформирование, важно не потерять управляемость, особенно газотранспортной системой, которая в таких обстоятельствах особенно важна. Ценность же не в «трубе», а в управлении ею. «Харибда» заключается в искушении все законсервировать до окончания войны.
На мой взгляд, правительство докапитализирует «Нафтогаз», чтобы не допустить неуправляемость системы.