Институт исследований регионального развития Украины провел в начале этого года всеукраинское социологическое исследование «Коррупция в Украине». Его выводы свидетельствуют: коррупция в стране живет и здравствует, и, более того, — подпитывается непротивлением граждан. 71,6% респондентов считают, что не менее 50% чиновников местных органов власти коррумпированные, а среди чиновников вышестоящих органов власти коррумпированных еще больше — 80,7%. Властвует мнение «взяточничество — ненормальное явление»: с этим согласны 85,3% опрошенных, но вместе с тем 28,4% респондентов считают, что дать деньги чиновнику за положительное решение какого-либо вопроса — это не взятка, а нормальная оплата услуг. Почти 14% опрошенных демонстрируют наличие эластичной установки: взятка — это ненормально (в принципе), но дать взятку в конкретной ситуации — явление вполне нормальное. Мнение «с коррупцией необходимо бороться» разделяют почти все — 95,5% респондентов, но вместе с тем 43% опрошенных констатируют, что в Украине бороться с коррупцией бесперспективно. Здесь происходит очевидное столкновение идеальных представлений с реалиями жизни. 84% опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием считают, что для решения серьезных проблем можно давать взятки. Такого же мнения придерживаются 79,3% лиц со средним (средним специальным) образованием и 70,5% с незаконченным средним. Итак, чем выше уровень образования, тем больший процент респондентов лояльно относится к проблеме взяточничества.
Коррупция в Украине невероятно живуча, и у нее глубокие исторические и социально-экономические корни. Таков один из выводов «круглого стола», проведенного в Киеве Центром социально-экономических исследований CASE Украина и Аналитико-совещательным центром Голубой Ленты ПРООН.
Участники этого обсуждения попытались выстроить стратегию системной борьбы с коррупцией как общественно-экономическим явлением. В частности, ведущий исследователь CASE Украина Владимир Дубровский считает, что система «гибкой» законности, при которой вынужденные массовые нарушения невыполняемых законов караются выборочно, по усмотрению начальника, является первопричиной наиболее опасных, системных форм коррупции. В свою очередь, коррупция подпитывает «гибкую» законность. В результате образуется порочный треугольник: специфичная нормативная база (чрезмерно обременительная, противоречивая, двусмысленная, неполная, дискреционная, т.е. позволяющая чиновнику принимать решения по своему усмотрению) — ее выборочное применение — коррупция. А начиналось все, по словам Дубровского, еще в те далекие времена, когда стали появляться законы, противоречащие практике: они писались «для дураков» и применялись выборочно.
По мнению народного депутата Украины, председателя Совета предпринимателей при Кабмине Ксении Ляпиной, коррупция в Украине уже 15 лет существует как системная. Она закладывалась на основе поддержания неформальных отношений, для чего требовалось, чтобы не работала судебная власть и чтобы законодательство было до предела запутанным. Что и было сделано. «Наше законодательное поле похоже на болото с кочками», — констатирует Ляпина. Она уверена, что этот процесс не обошел стороной и бизнес. «Аморальная и унизительная для человека система неформальных связей селекционировала не лучших, а худших. Успешными в бизнесе часто становились не хорошие менеджеры, а те, кто имел хорошие связи и получал монополию», — оценивает ситуацию в отечественной бизнес-среде народный депутат.
Участники обсуждения приводили наиболее характерные примеры коррупционных действий. Например, приходит налоговик с проверкой и без обиняков говорит бизнесмену: «У тебя годовой оборот полтора миллиона — минимум пять тысяч я должен с тебя «накрутить», иначе меня выгонят с работы». И предприниматель вынужден соглашаться.
А инспектировавший недавно западную границу Украины председатель Всеукраинской общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, правоохранительных органах, прокуратуре и судах» Эдуард Ефименко ставит под сомнение эффективность программы «Контрабанда — стоп!»: «10 тысяч долларов — и «стоп» не работает». Есть ли выход из создавшейся ситуации и можно ли вообще победить коррупцию?
К сожалению, сегодня, по мнению Дубровского, основные усилия направляются на борьбу с коррупцией в плане наказания виновных. В результате увеличиваются суммы взяток (хотя не исключено, что временное увеличение коррупционных затрат бизнеса может быть связано с разрушением системы государственного рэкета, который был скоординирован сверху вниз). Под «предупреждением коррупции» часто подразумеваются меры по повышению ответственности и контролированности чиновников. Однако в условиях «гибкой» законности, отмечает эксперт, массовая коррупция тоже будет караться выборочно, поэтому такие меры, как наказание, не способны разрушить системную составляющую коррупции и ее связи с другими общественными явлениями.
«Старая система коррупции начала рушиться, но процесс еще не закончен. Сверху «крышу» срезали, а все средние цепочки остались, — излагает свою точку зрения Ляпина. — Они (коррупционеры. — Авт. ) стали еще злее, потому что больше рискуют. Как разрушить средние цепочки? Это можно сделать законодательно». Большие надежды возлагаются на внедрение законов о разрешительной системе и о проверках. «Это — два кирпича в здание новых прозрачных отношений», — считает народный депутат.
Отдельного разговора заслуживают монополии. Именно здесь, по словам Ляпиной, рождаются самые крупные коррупционные схемы. Особый интерес представляет монополия государственной собственности. Анализ показывает, что по количеству случаев коррупции эта сфера намного уступает другим, но зато по размерам взяток она может дать фору любой другой. «Как только сталкиваемся с госмонополией, то сразу попадаем в сферу очень высокой коррупции. Над этим никто не работал, поэтому нужен анализ коррупционной составляющей взаимоотношений компаний-монополистов с контрагентами», — считает Ляпина.
Для преодоления системной коррупции Дубровский предлагает установить общественный контроль за выполнением законодательства. По его мнению, для этого надо заручиться поддержкой всех тех сил, которые больше проиграли, чем выиграли от «захвата государства» коррупционерами. К ним эксперт относит большую часть малого и среднего бизнеса, иностранных инвесторов, а также большой бизнес — по мере избавления его от админресурса. «Сторона чиновников усилена системой. Мы никогда ее не поборем, если не усилим сторону предпринимателей такой же системой, но общественной. Нужно сделать общественные организации сильнее. Когда говорят, что чиновник безответственен, я сразу привожу статьи Уголовного кодекса. Например, «злоупотребление властью», но по ней никогда никого не привлекают: у чиновника всегда есть покровители свыше. Второе препятствие — сам предприниматель. Он очень прагматичен и подсчитывает, что ему дешевле — отстаивать свои права или как-то «порешать» вопрос», — характеризует позицию бизнеса Ляпина. В то же время она уверена, что изменений можно добиться, если госчиновник постоянно будет у всех на виду и поэтому сможет действовать только прозрачно. Ляпина облекла это пожелание во вполне зримый образ: «Чиновник должен двигаться, как трамвай по рельсам: четко, быстро и с комфортом. Когда трамвай сходит с рельсов, это должно быть видно всем. А сегодня чиновник мчится, как джип по правовому бездорожью, и поймать его за руку невозможно».