Вчера два правительственных комитета — по вопросам экономики и финансов во главе с первым вице-премьером и министром финансов Николаем Азаровым и по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной безопасности, промышленной политики и чрезвычайных ситуаций во главе с Андреем Клюевым — рассматривали вопрос о готовности к пуску новых атомных энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС. По окончании было объявлено, что после соответствующих испытаний, которые ведутся в пятницу и в субботу, ХАЭС-2 будет подключен к энергосистеме Украины. РАЭС-4 будет введен в эксплуатацию в конце сентября.
В принципе, как пояснил журналистам советник первого вице-премьера Виталий Лукьяненко, это не дело правительственных комитетов, а тем более самого правительства — решать вопрос о готовности атомных блоков и их пуске. Для этого есть соответствующие ведомства и специалисты. Но на этот раз сложилась «неординарная ситуация». В правительство поступило обращение уже года четыре интересующегося атомной энергетикой заместителя председателя парламентского комитета по вопросам ТЭК и ядерной безопасности Андрея Деркача, который выступил на комитетах, по словам Азарова, «оппонентом» пуску новых блоков.
Во время почти двухчасового и, как говорят, довольно напряженного заседания комитеты, конечно, заслушали аргументы депутата, не являющегося, кстати, специалистом по атомным установкам. Но одновременно была предоставлена возможность высказаться специалистам и экспертам в этой области. Председатель Государственного комитета ядерного регулирования Вадим Грищенко после заседания сказал журалистам: «Мы полностью выполняем требования законодательства. А претензии можно предъявлять, если забыть о решении Верховной Рады Украины об утверждении национальной энергетической программы Украины до 2010 года. В ней четко определены сроки ввода в эксплуатацию второго Хмельницкого и четвертого Ровенского блоков в 2004 году. Мы справились с этим заданием. К этому нужно добавить, что парламент одновременно предоставил правительству право вносить в программу необходимые коррективы... И никто не покушался на исключительное право Верховной Рады на принятие решений». Грищенко также рассказал о степени готовности блоков. Глава комитета назвал не очень нормальной технологию, «когда из контекста документа выдергиваются какие-то отдельные «вещи» и трактуются с точностью до наоборот: вместо позитивного значения им придается негативное».
Свое мнение о степени готовности Хмельницкого блока к эксплуатации высказал журналистам и начальник отдела Курчатовского института (Россия) Юрий Крайнов: «У меня осталось хорошее впечатление от этого блока. Он достаточно готов к пуску, персонал обучен. Здесь все удалось сделать гораздо быстрее, чем это делается обычно, благодаря тому, что были набраны высококвалифицированные специалисты технической поддержки. По-моему, все здорово. Блок готов вполне к включению в сеть. Проведенные измерения, в частности, подтвердили, что активная зона обладает саморегулированием, то есть тем, что называется внутренней защищенностью».
И тут нельзя не напомнить, что 29 июля Украина подписала Гарантийное и Кредитное соглашения с ЕБРР и Евроатомом относительно модернизации и повышения безопасности своих новых ядерных блоков. Комментируя это событие, министр топлива и энергетики Украины Сергей Тулуб подчеркнул, что вопросы ядерной безопасности являются одними из самых приоритетных в эксплуатации ядерных блоков и, помня о Чернобыльской трагедии, Украина сделает все, чтобы ее ядерные реакторы были самыми безопасными на европейском континенте.