Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Главный по конкуренции

На этой неделе депутаты планируют рассмотреть кандидатуры на должность руководителя Антимонопольного комитета
7 апреля, 2015 - 12:39
Главный по конкуренции
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Раду готовятся внести кандидатуру нового главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Об этом «Дню» сообщило сразу несколько источников — в КМУ и парламенте. Публично эту информацию изданию подтвердил заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономической политики, народный депутат от БПП Юрий Соловей. «Ожидается, что на этой неделе будет представление в парламент кандидатуры нового главы АМКУ. Думаю, во вторник. Вопрос сегодня стоит очень остро», — пояснил народный депутат.

УСМИРИТЬ ЦЕНЫ И ОТЧИТАТЬСЯ ПЕРЕД МВФ

Причина — рост цен, в частности, на газ, электроэнергию. «Это все зона ответственности АМКУ. Он должен проверить, что — в структуре тарифов, все ли они экономически обоснованы, нет ли там «дутого воздуха». А сегодня этого никто не делает», — резюмирует Соловей. Кроме того, по его словам, нужно мониторить стоимость социальных продуктов питания, которые 1,5 месяца назад  в отдельных случаях подорожали вдвое.

Согласно закону, вносить кандидатуру должен премьер Арсений Яценюк. Вчера он встречался с фракциями, в том числе и по этому вопросу. Но проголосовать Рада сможет не ранее среды. После подачи кандидатуры ее должен рассмотреть комитет по вопросам экономической политики (состоится в среду) и только потом — голосование в зале.

Подгоняет назначение нового руководителя антимонопольного ведомства и данное кредиторам обещание. «Большинство бизнесменов, как отечественных, так и зарубежных, жалуются на Антимонопольный комитет как на причину номер один трудностей ведения бизнеса в Украине... Мы прописали в меморандуме с МВФ, что мы обязуемся в первом полугодии полностью поменять состав Антимонопольного комитета, назначить нового главу, а уже во втором полугодии — полностью поменять антимонопольное законодательство», — пояснил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус.

Теперь немного об истории вопроса. С назначением нового руководителя АМКУ у власти не складывается вот уже год. После увольнения Василия Цушко должность долго оставалась вакантной, хотя «пропихнуть» в кресло главного антимонопольного «ревизора» страны пытались многих. Но все кандидатуры были столь одиозными, что депутаты, хоть и привыкшие к политическим назначениям, все же не рискнули включить «систему Рада». Одним из последних претендентов называли нардепа Андрея Иванчука. Однако после скандала с принятием закона об акционерных обществах (читай закон про «Укрнафту») его не рассматривают.

БУДУТ ЛИ НЕЗААНГАЖИРОВАННЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ?

Кто возглавит АМКУ? Как раз решается. И вопрос кадров стоит очень остро. Ведь ранее в разложенном Кабмином кадровом пасьянсе не было ни одной политически не заангажированной кандидатуры, рассказывает «Дню» народный депутат («Самопоміч») Виктория Пташник.

По мнению главы правления Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, вряд ли полностью независимая кандидатура появится в ближайшее время. А все потому, что нет политической воли сменить правила назначения главы комитета. «Те, кто контролирует монопольные рынки (а это вся украинская политическая элита), знают цену вопроса. Поэтому пока общество не поймет важность новых правил, изменений не будет», — уверен он. Однако готовить почву под цивилизованного главу АМКУ нужно уже сегодня, уверен Шабунин. «Антимонопольный комитет — даже более важный орган, чем Антикоррупционное бюро. Его роль в деолигархизации страны во многом решающая. Без него будет что-то похожее на рынок с искусственными монополиями, рядом с которыми очень тяжело жить адекватным компаниям», — рассказывает он. Помимо публичного избрания главы комитета на открытом конкурсе глава правления Центра противодействия коррупции также предлагает ограничить возможности для коррупционных действий в Антимонопольном комитете.

НОВАЯ МЕТОДИКА НАЧИСЛЕНИЯ ШТРАФОВ

Соответствующий законопроект подготовили депутаты пяти фракций, входящих в коалицию. В частности, парламентарии предлагают установить методику начисления штрафных санкций Антимонопольным комитетом за нарушение бизнесом законов о защите экономической конкуренции. Об этом идет речь в законопроекте «О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами Антимонопольного комитета Украины размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции».

«Все страны ЕС ее имеют. В законе поданы принципы, на основании которых конкретная градация штрафов будет разрабатываться Кабмином совместно с комитетом в течение двух месяцев после принятия документа», — пояснила один из авторов документа Виктория Пташник. По ее словам, существующее законодательство предусматривает достаточно высокую максимальную планку штрафных санкций. В частности, за серьезные нарушения антиконкурентного законодательства штраф может достигнуть до 10% годового оборота компании. В то же время АМКУ может за одни и те же нарушения наложить на одну компанию миллион, на другую — 30 тысяч гривен. «Это — ненормальная практика, когда предприниматели, в отношении которых возбуждено дело, до конца следствия не понимают, какой штраф к ним может быть применен. Мы хотим обеспечить полную прозрачность деятельности Антимонопольного комитета», — заявила парламентарий.

«В нашем производстве есть несколько дел, когда нарушения выглядят достаточно одинаково, а штрафы — совсем разные, — подтверждает сказанное депутатом партнер-учредитель адвокатского объединения Arzinger, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права Тимур Бондарев. — Зачастую мы не понимаем, каким образом определялся тот или иной размер штрафа». По его словам, это создает Украине негативную репутацию в сфере антимонопольного законодательства среди международных компаний.

И. о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка говорит, что еще в 2008 году Организация экономического сотрудничества и развития рекомендовала Украине внедрить четкую методику штрафования. АМКУ с этим согласился, но так ничего и не сделал, поясняет он. Ситуация усугубляется еще и тем, продолжает эксперт, что принятие методики калькуляции штрафов — требование Соглашения об ассоциации Украина—ЕС, и переходного периода для этого пункта нет. По словам Качки, оно должно быть выполнено к 1 января 2016 года.

В разработанном законопроекте также предлагается предоставить суду право снижать размер назначенного АМКУ штрафа, тогда как в настоящее время он может лишь отправить дело на новое рассмотрение обратно в АМКУ. «Если суд считает, что санкции АМКУ завышены, то он не имеет возможности пересмотреть их. Субъект должен возвращаться в АМКУ, и в порядке пересмотра или принятия решения в комитете фактически договорятся о новом размере штрафа... Мы думаем, что это непрозрачно. И такая практика должна быть остановлена», — поясняет Пташник.

По словам Бондарева, в действующем порядке есть и другие недостатки. Например, за нарушения, допущенные украинским подразделением международной корпорации, комитет может наложить штраф в размере до 10% от оборота всей корпорации. «Или же за нарушения, допущенные компанией в конкретной сфере деятельности, оштрафовать ее на процент от оборота, в том числе и в других видах деятельности, в которых не было никаких нарушений», — добавил он. Это создает сложности и непонимание со стороны инвесторов. «Представьте, если идет речь о дочернем предприятии международной компании, которое допустило правонарушение в определенной отрасли, и материнская компания должно уплатить штраф до 10% от глобального оборота!» — говорит он. Поэтому юрист предлагает учитывать при расчете штрафов только обороты в Украине и релевантные к конкретному продукту, о котором идет речь.

СОКРАТИТЬ ФУНКЦИИ АМКУ

Помимо этого, эксперты предлагают и другие меры, направленные на улучшение работы комитета.

Так, народный депутат Виктория Пташник считает, что коалиция должна определить новые приоритеты работы АМКУ и пересмотреть его структуру.

Также надо убрать несвойственные комитету функции, добавляет Тимур Бондарев. По его мнению, картели, злоупотребление монопольным положением, концентрации и согласованные действия — все это должно остаться в веденье АМК, остальное — забрать. Наличие множества функций, говорит он, не позволяет нормально работать ведомству и только загружает его. В частности, продолжает руководитель практики антимонопольного и конкурентного права Arzinger, непонятно зачем АМКУ выдавать разрешение на концентрацию по транзакциям, которые происходит в Южной Америке или Бразилии и не влияют на рынок Украины. По итогам 2014 года, подчеркивает Бондарев, АМКУ принял около 2,5 тысячи решений и выдал 2800 рекомендаций. В других странах, отмечает эксперт, комитеты принимают за год в 5—7 раз меньше решений.

Не менее важная инициатива, по мнению опрошенных экспертов, — публикация на сайте АМКУ принятых решений (законопроект №2102). Документ тоже находиться в Раде, говорит Пташник, но дальше комитета по экономическим вопросам он пока не пошел. «Его рекомендовали принять в первом чтении. Но АМКУ высказался негативно... Месяц прошел, но мы не получили от него ни одного конкретного замечания или предложения», — говорит депутат.

По словам Юрия Соловья, инициативы по улучшению антимонопольного законодательства парламентским комитетом по вопросам экономической политики поддерживаются. И на этой неделе их тоже попытаются включить в повестку дня заседания ВР.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ