В последние месяцы циркулировали слухи об отставке Владимира Гройсмана с поста главы правительства. На его место якобы сватали нынешнего генпрокурора Юрия Луценко. Но сейчас (как раз к годовщине премьерства) ситуация как будто стабилизировалась (по крайней мере, в СМИ об этом стали меньше писать). К тому же совсем недавно Украина получила очередной транш от МВФ, который также является определенным стабилизирующим фактором. Все эти факторы, наверное, прибавили уверенности премьеру, но сначала он все равно решил пообщаться с журналистами, а не отчитываться в парламенте.
Значит, пресс-конференция имела для Гройсмана незаурядное значение как своеобразная репетиция перед отчетом в Верховной Раде, который, по-видимому не без его просьбы, парламентарии отложили на май. Недавно «День» писал о традициях парламентаризма в Великобритании, где нынешний премьер Терезия Мэй каждую среду отчитывается перед законодательным органом и отвечает на вопросы депутатов (№ 43 за 13 марта 2017 г.). Наши же политики, хоть и говорят постоянно о демократии и цивилизованном мире, но никак не привыкнут к соблюдению правил.
Поэтому 11 арпреля прессе была отведена роль своеобразного тренера, а также информатора о настроениях в обществе. Год назад, в апреле 2016 года, в статье «Правительство «Национальной сборной», «День» отмечал: «Почему не стоит вопрос — что должно решить это правительство? Какие задачи перед ним стоят? — и добавлял: — У людей возникает вопрос: мы вышли на Майдан, положили там больше сотни жизней и оказались еще дальше от Европы, чем во времена Януковича, от своих целей». Аналогичный вопрос может звучать от украинцев и сегодня: мы вернулись с фронта, где потеряли тысячи побратимов, за что они отдали свою жизнь?
Гройсман подготовился. Поэтому главным его месседжем на встрече с прессой стал стратегический план действий до 2020 года, или пять реформ, которые он считает программными и ключевыми для своего правительства и о которых докладывал на недавнем его заседании. «Фактически это тот план, который позволит нам дать ответ на вопросы, куда мы идем и что нужно сделать для того, чтобы Украина начала серьезно экономически развиваться», — говорил Гройсман на том заседании.
А саму встречу с журналистами он начал с короткого видеоролика «Украина в цифрах», из которого можно было узнать приятные данные: экономика страны в 2016 году выросла на 2,3%, средняя номинальная зарплата — на 35,4%, собранно 66 миллионов тонн зерна, дефицит бюджета сокращен до 3%. Словно подытоживая увиденное, премьер указал: «Нам удалось выполнить то, что мы обещали». 2017 год, пообещал Гройсман, будет годом роста национальной экономики и изменений в лучшую сторону социальных стандартов для граждан. «Мы начали капитальный ремонт страны», — определил он суть планируемых мероприятий в дорожном хозяйстве и инфраструктуре вообще, в образовании и медицине. «Все то, что произведет украинская экономика, мы реинвестируем в жизнь украинских граждан».
По-видимому, продолжая этот тезис, премьер прогнозировал: «Мы осовременим пенсии для 5,6 миллиона украинских граждан». По его словам, приблизительно 1,3 миллиона граждан получат повышение до 200 гривен, 1,2 миллиона (при сегодняшних ценах) — на от 200 до 500 гривен ежемесячно, почти два миллиона — от 500 до 1000 гривен. Еще 1,1 миллиона получат повышение пенсий на более чем 1000 гривен. «Осовременивание пенсий будет полностью связано с тем, какие взносы мы с вами платили. Это должна быть абсолютно справедливая, солидарная система». При этом он успокоил граждан: в пенсионной реформе, которую правительство будет предлагать парламенту, «нет ни одного параметра по повышению пенсионного возраста». «Без каких-либо дополнительных кредитов или чего-либо другого получат повышение пенсии из 12 миллионов (пенсионеров) 9 миллионов граждан».
Гройсман уверен, что соответствующие деньги будут найдены в экономике. Но, по-видимому, он не случайно говорил также и о том, что Россия рано или поздно выплатит Украине денежную компенсацию за оккупацию территорий, как в свое время это была вынуждена сделать Германия по итогам Второй мировой войны. «Это не только оккупированная часть Донбасса, но и Крым, куда россияне вошли, и фактически все, что принадлежит украинским гражданам, в один момент украли для собственных потребностей. Понимаю, что это не будет завтра. Но я точно знаю, что Россия будет платить Украине и всем другим странам, которым наносит вред».
Единственное, чего не услышали от премьер-министра участники пресс-конференции, — это самокритики и даже критики в адрес его министров. Речь шла только о тех (это, по-видимому, оппозиция), кто создает правительству всяческие искусственные преграды. В первую очередь на орехи досталось главе фракции партии «Батьківщина» Юлии Тимошенко. Говоря о судебном процессе по газовому спору с Россией в Стокгольмском арбитраже, он, в частности, сказал: «Если мы выигрываем, будет восстановлена справедливость в отношении Украины. Если, не дай боже, будет другое решение суда — это десятки миллиардов долларов, которые, по моему мнению, не могут быть предоставлены. Ведь это последствия подписания контракта Тимошенко. Придется передать Тимошенко вместо денег: если она подписала, пусть она и несет ответственность, почему за это должны платить украинские граждане? Другого варианта нет».
Не признал Гройсман вины власти и в срыве процесса приватизации, возложив всю вину за это на главу Фонда госимущества Игоря Билоуса, который накануне ушел в отставку. «Я вижу, что мы можем провести эффективную продажу ОПЗ (Одесского припортового завода), и перед новым руководителем Фонда, когда он появится, такой вопрос встанет», — указал премьер и отметил, что не правительство продает ОПЗ, а Фонд госимущества обязан подготовить предприятие к приватизации. «Мы утверждаем только условия конкурса», — добавил Гройсман, по-видимому, забыв, из-за чего в действительности дважды был сорван этот конкурс, который мог дать госбюджету не один десяток миллионов долларов.
«Это точно не шоу, — делится впечатлениями от пресс-конференции Владимира Гройсмана аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач на своей странице в ФБ, — а робкая попытка объяснить людям, чем он занимается и что планирует. Самое важное — сам факт, что он что-то планирует, причем в среднесрочной перспективе. Уже знаем, что разговоры о его отставке в прошлом. В будущем же приоритет отдан 5 реформам: земля, продажа госпредприятий, пенсионная, образовательная и медицинская реформы. Две ресурсные и три социальные. И вообще, правительство Гройсмана в современной истории Украины позже может быть определено как стабилизирующее».
Насколько стабилизирующим окажется правительство Гройсмана, должны определить граждане, исходя из своего уровня жизни (создание условий для ведения бизнеса, социальные гарантии, безопасность...). Пока, судя по настроениям и уровню доверия к нынешнему Кабмину, говорить об этом рано.