Трубы нефтепроводов, которыми не перекачивается нефть, заполняются технологической водой. Поэтому, если темпы строительства нефтетерминала «Южный» и соединительного трубопровода Одесса — Броды не возрастут, то будем гонять воду от Брод до Одессы и назад. Недавно премьер-министр Украины Виктор Ющенко уверял, что украинский отрезок Евроазиатского нефтетранспортного коридора будет введен в действие уже 1 июля, но уже вскоре мы слышим, что это торжественное событие переносится на конец 2001 года. Только в сентябре состоится сварка так называемых золотых стыков на границе Винницкой и Одесской областей. И как тут не вспомнить еще более оптимистическое утверждение экс-вице- премьера Юлии Тимошенко еще в прошлогоднем сентябрьском интервью «Зеркалу недели», где она сообщала, что нефтепровод Одесса — Броды «уже построен и вскоре может приносить прибыли». Как хотелось громкими заявлениями о воображаемых достижениях заработать скорые политические дивиденды! На самом же деле ситуация с украинским отрезком Евроазиатского нефтетранспортного коридора реально угрожает экономической и, в частности, энергетической безопасности страны. Дело в том, что упомянутые объекты являются основными элементами проекта создания этого коридора и сочетают диверсификационные проекты Украины с диверсификационными проектами стран Европы. Ввод их в действие совместно и с учетом также и интересов европейских стран должен способствовать усилению позиций Украины в энергетическом обеспечении и созданию для нее реальных условий вхождения в экономическое пространство Европы.
Напомним, что первое решение о необходимости строительства в районе Одессы морского нефтеперевалочного комплекса (МНПК) для принятия нефти, которая будет поступать в Украину морским путем, и поставка ее нефтеперерабатывающим заводам было принято правительством в феврале 1993 года.
Многолетняя проволочка с решением вопросов целесообразности строительства нефтетерминала, окончательного согласования его проекта привело к необходимости пересмотра принятых ранее правительственных решений даже по поводу строительства первой очереди МНПК. Комплекс был переориентирован на принятие каспийской нефти, перевалку транзитной нефти для поставки в страны средиземноморского бассейна и соединительным нефтепроводом Одесса — Броды в страны Европы с использованием существующего нефтепровода «Дружба» и строительством соединительного отрезка Броды — Адамова Застава на территории Польши. И только 15 ноября 1999 г. распоряжением Кабинета Министров Украины (№ 1247-р) был утвержден скорректированный проект строительства первой очереди МНПК мощностью 9 млн. тонн в год и общей сметной стоимостью строительства 737,5 млн. грн. Строительство соединительного нефтепровода МНПК «Южный» — Западная Украина (Одесса — Броды) длиной 667 км, диаметром 1020 мм с двумя нефтеперекачивающими станциями проектной мощностью 33,4 млн. тонн нефти на год (1-я очередь — 9,0 млн. т/год) было начато согласно приказу Госнефтегазпрома от 23.02.96 № 34. Сметная стоимость строительства определена в 569,3 млн. грн. (в ценах 1996 года). Сооружение нефтепровода поручалось ДАТ «Магистральные нефтепроводы «Дружба».
На сегодня строительство МНПК «Южный» профинансировано на 150,8 млн. грн., что составляет 20% проектной стоимости. Строительство соединительного нефтепровода Одесса — Броды обеспечено финансированием на 88 % (465,2 млн. грн.). Однако перечисление средств заказчику строительства задерживается из-за проблем технического характера. Так, Министерством экономики Украины до сих пор не согласован титул строения МНПК «Южный».
Но главной угрозой для своевременного ввода в действие нефтепровода Одесса — Броды и МНПК «Южный» является неразрешенность вопроса о приобретении около 668 тыс. тонн технологической нефти стоимостью (по предварительным оценкам) приблизительно 100 млн. дол. США. По выводам экспертов, готовивших справку к заседанию правительственного комитета по топливно-энергетическому комплексу, «своевременное приобретение технологической нефти для этих объектов возможно будет осуществить только при условии привлечения внешних финансовых источников», поскольку «почти все финансовые ресурсы ДАТ «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы» в течение 2000 — 2001 гг. будут задействованные для обеспечения строительства нефтепровода Одесса — Броды и НПК «Южный».
Кто даст деньги? Еще в 1998 году Президент Украины, учитывая позитивный опыт участия предприятий космической отрасли в международном консорциуме «Морской старт», поручил создать международный консорциум по строительству украинского отрезка ЕАНТК. Он должен содействовать привлечению соответствующих финансовых ресурсов для реализации нефтяного проекта.
Однако правительство упрямо игнорирует это поручение. После чего и международное сообщество, реагируя на изоляционистскую политику Украины, рассматривает другие пути транспортировки каспийской нефти. Агентство торговли и развития США профинансировало разработки технико-экономических обоснований альтернативных украинскому проектов, в частности, в Румынии и Болгарии. Отказ правительства Украины от международного сотрудничества оценивается посольствами США, Польши и других европейских стран в Киеве как отход от коммерциализации проекта. Уже с весны 2000 года американская сторона дистанцировалась от поддержки украинского маршрута, который до этого ею одобрялся. Ускоренному развитию альтернативных проектов транспортировки нефти способствуют мощные нефтяные компании из Италии, Франции, Германии. Все более реальными становятся нефтетранспортные коридоры через территорию Ирана к Персидскому заливу и через Румынию. Кстати, последняя уже создала международный нефтетранспортный консорциум.
Если внимательно проанализировать ход выполнения правительством решений СНБО, которые базировались на прогнозах развития событий вокруг украинской части ЕАНТК, то вырисовывается наихудший из предполагаемых сценариев. Во-первых, правительством не выполняются ключевые положения нормативных актов Президента Украины по данному вопросу. Во-вторых, должностные лица совсем не настроены на сотрудничество с таким авторитетным учреждением как СНБО, которое возглавляет Президент Украины. Так, 13.03. 2001г. устраивается совещание под председательством премьер- министра, на котором буквально проталкиваются концептуальные подходы руководства ДАТ «Магистральные нефтепроводы «Дружба» о реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора, идущими вразрез и дезавуирующими решение СНБОУ о создании международного консорциума. Обращают внимание также решения, зафиксированные в протоколе совещания у премьер-министра, по поводу ликвидации ЗАО «Укрнефтетерм», тогда как Указ Президента Украины от 7.12.2000 г. наоборот, предусматривал преобразование этого предприятия в АО открытого типа с целью привлечения к реализации проекта средств иностранных, в первую очередь польских, партнеров.
Эксперты расценивают эти действия правительства как попытки использовать внутриполитический кризис, чтобы упразднить нежелательные (для определенной группы интересов) положения Указа Президента. Совещание состоялось непосредственно накануне визита Л.Кучмы в Польшу, который проходил в сложных внутри- и внешнеполитических условиях. Его решения нарочито широко освещаются в СМИ. После чего во время визита абсолютно очевидным стало негативное отношение польской стороны к некоммерческой модели реализации ЕАНТК. По конфиденциальной информации, полученной из источников, близких к посольству РП в Украине, польская сторона очень озабочена последними заявлениями премьер-министра Украины по поводу проекта ЕАНТК, поскольку фактически не видит в бюджетной модели его реализации места для сотрудничества двух сторон. Кроме того, польское руководство негативно относится к деятельности председателя ДАТ «Дружба» как координатора проекта. И, поскольку проект все-таки международный, этого нельзя не учитывать.
Целесообразно напомнить, что решения СНБОУ от 31.10.2000 г., в которых речь шла о неотложных мерах относительно активизации участия Украины в ЕАНТК, были направлены на переход от бюджетной модели финансирования проекта к модели консорциума, предусматривавшей формирование заинтересованности в реализации украинского маршрута у крупных нефтяных кампаний. В 1998 — 1999 годах после серии переговоров с руководством нескольких американских и европейских нефтяных фирм были получены официальные предложения рассматривать их как потенциальных участников консорциума. Возможно, именно эти переговоры частично обусловили согласие администрации США рассматривать украинский маршрут транспортировки каспийской нефти как один из возможных.
Особое внимание обратили эксперты на указание премьер- министра Государственной налоговой администрации, ГлавКРУ, СБУ и МВД проверять финансово-хозяйственную деятельность ДАТ «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы» только по согласованию с Кабинетом Министров. Хотя при таком масштабном строительстве, да еще на государственные средства, следовало бы более внимательно контролировать их использование. Между тем, пресса уже нынче не исключает возможности финансирования со стороны ДАТ «Дружба» предвыборной кампании премьера в случае продолжения бюджетного финансирования проекта ЕАНТК и его передачи проекта в исключительное подчинение этого предприятия («Киевский телеграф» №12, май 2000 года). И, кажется, автор был прав. Упоминавшийся выше Указ Президента правительством был проигнорирован. Совещание от 13 марта особый акцент сделало на продолжении бюджетного финансирования.
В данном контексте указание премьера, которое играет роль охранной грамоты или, как говорят сейчас, «крыши» для указанного нефтетранспортного предприятия, дает также основания допустить, что часть бюджетного финансирования проекта ЕАНТК может направляться на решение собственных экономических и политических задач, которые, конечно, находятся вне национальных интересов.
Внутреннеполитические игрища, тщательно маскируемые под реформы, могут дорого стоить украинскому народу. Нефтетерминал и нефтепровод без нефти никому не нужны. Это будет еще один величественный памятник украинскому хуторянсту. Как уже стоят монументами без электроэнергии, а поэтому никому не нужными, три линии электропередач в Европу по 750 кВ каждая.