Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Государственные тендеры – под прицелом АМКУ

Эксперт: Сегодня Антимонопольный комитет должен стать главным фильтром экономики
7 августа, 2014 - 11:55

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) взялся за государственные тендеры. Об этом вчера сообщил и.о. председателя АМКУ Николай Бараш.

По его словам, как и ранее, в структуре выявленных Комитетом нарушений доминируют ценовые сговоры — 60% всех дел. «Среди всех выявленных антиконкурентных действий 88% — это закупки. Конечно, есть и другие случаи, но  тендеры, тендеры  и еще раз  тендеры — главное. Всего 229 обращений поступило в центральный  аппарат АМКУ от правоохранительных органов. Абсолютное большинство из них касается  сговоров и проблем, связанных с проведением тендеров», — признает  он. Комитет борется с этим, однако  отследить, был ли заговор перед тендером, сложно. Еще сложнее, если он был устным.

Конкретного количества открытых тендерных дел и общих сумм по ним он не назвал, хотя «День» и просил поделиться этой статистикой. Бараш навел общее количество решений, принятых комитетом по итогам года, — 3177 дел на общую сумму штрафов и взысканий 722,2 миллионов гривен.

Факты же  тендерного сговора при госзакупках  он  проиллюстрировал на двух примерах. Так, случаи тендерного сговора АМКУ нашел по двум тендерам, касавшимся закупки компьютеров для государственной компании «Укртрансгаз». «Цены были завышены в результате этого сговора в 2—3 раза. Общие суммы наложенных штрафов небольшие: дважды по 1,2 миллионов гривен, но завышение цен «Укртрансгазом» было на около  90 миллионов гривен», — рассказывает Бараш. Выявленные факты нарушения АМКУ направил в компанию и в правоохранительные органы. Но реакции пока нет.

Сегодня есть два ключевых органа для противодействия коррупции в государственных закупках —  Госфининспекция и АМКУ, рассказывает  «Дню» председатель правления «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин. Прокуратура, СБУ и милиция подключаются к этому вопросу позже. У эксперта  есть вопрос —  эффективен ли сегодня АМКУ? «Нет. Критически неэффективен. Хотя АМКУ имеет более чем достаточно полномочий, чтобы быть эффективным в противодействии коррупции в госзакупках. А с новым законом он имеет еще больше полномочий для освещения: у него появилось право внесения компаний в «черный список» при условии выявления в сговоре, что  автоматически выводит компанию из участия в тендерах на 3 года», — говорит он.

Хороший пример неэффективности АМКУ, по мнению Шабунина, — это беспорядок в закупках лекарств для смертельно больных украинцев. Переплата за лекарства для онкологии — 100%, рассказывает председатель правления «Центра противодействия коррупции», или 50% в аналогии с эфферентными ценами других стран, и в разы переплаты по сравнению с прошлым годом. «Абсолютно монополизирован рынок государственных закупок всех  лекарств, в том числе для противовирусной терапии и туберкулеза. Мы в прошлом году показали в своем отчете названия компаний, как они между собой связаны, как они абсолютно между собой  делят антиконкурентно рынок. Реакция  АМКУ — ноль. Мы повторили эту  информацию для нового  АМКУ — реакция ноль.  Нынешняя  переплата за эти лекарства государством — это ответственность Антимонопольного комитета. Это  последствия  его бездеятельности», — рассказывает Шабунин.

Вполне понятно, что система антимонопольного противодействия  в стране должна усиливаться. Ведь за 23 года тендеры превратились в фейковую конкуренцию. Связанные между собой компаний, фирмы, не имеющие нормальных уставных фондов, — это все составляющие одной цепи, которые разрушают украинскую экономику изнутри. В нормальных странах госзакупки имеют еще одну функцию — повышение конкурентности и возможность поддержки нормальных компаний. И задачи антимонопольного органа — смотреть, говорит Шабунин, чтобы не было случаев, когда в рамках одного тендера две компании выступают основными претендентами, которые зарегистрированы на одном и том же оффшоре  и имеют одного владельца. «Как правило, тендеры на миллионы гривен, а ценовая разница у таких связанных компаний  отличается аж 1% или 1,5%. Очевидный сговор участников тендера», — рассказывает о классике украинского тендерного жанра Шабунин.   По его мнению, именно сейчас АМКУ должен выполнять роль экономического фильтра и не допускать в кровеносную систему  токсины,  чтобы не образовывались тромбы.  По мнению Шабунина, полномочий для этого  у Антимонопольного комитета достаточно. «Вопрос исключительно компетенции и желания заниматься. Без эффективного Антимонопольного комитета навести порядок  в государственных закупках и абсолютно монополизированной экономике не удастся. В лучшем случае будет монополизированная экономика,  а в худшем —  олигархическая.  Пока  АМКУ не заработает нормально, коррупция не исчезнет», — суммирует он.

В самом же АМКУ говорят, что и так работают сегодня  из последних сил: дел только прибавляется, а численность работающих сокращается.  Бараш рассказал, что из 9 членов центрального офиса АМКУ сегодня реально работают только пять. Назначить новых  не могут, потому что парламент,  уволив предыдущего председателя АМКУ Василия Сушко, так и не дождался от  правительства новой компромиссной фигуры. Кроме того, никуда не делась идея сократить количество государственных служащих,  и под это попадает  и Антимонопольный комитет.

«Если говорить о  госзакупках, то им (работникам АМКУ. — Авт.) вообще не нужно думать, потому что такие организации, как наш Центр, или «Наши деньги» делают основную роботу — показывают  цепочку взаимосвязей компаний в тендерах. Им нужно лишь открыть материалы журналистов  и исследовать», — считает  Шабунин. А в целом в системе АМКУ, по его мнению, если и сокращать кадры, то параллельно определенную часть высвобожденных денег отдавать на повышение зарплат, чтобы мотивация рабочих росла.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ