Несмотря на весьма распространенный, в том числе и в выступлениях первых лиц государства, тезис о гражданском обществе и контроле с его стороны за работой или бездеятельностью государственных структур, на практике общественных контролеров у нас, как правило, не воспринимают. И тем более, когда речь идет о государственных закупках. Не успел недавно основанный союз общественных организаций «Тендерная палата Украины» выдвинуть первое официальное обвинение — заявить, что Национальная библиотека имени Вернадского в прошлом году использовала лишние 4 млрд. бюджетных денег и безосновательно списала материальные ценности, как из Минэкономики последовал суровый окрик.
Уже на следующий день департамент координации госзакупок этого ведомства собрал пресс-конференцию. И, как говорится, уже в первых строках прозвучало заявление директора департамента Светланы Нежновой о том, что «Тендерная палата» получила невиданные до сих пор преференции по части рассмотрения жалоб участников торгов и фактически бесконтрольной подготовки выводов по возможностям применения процедуры закупок у одного участника и проведения торгов с ограниченным участием, что ранее относилось только к административным функциям чиновников.
Но, естественно, официальные мотивы для этого возмущения были совсем иными. По словам Нежновой, другие общественные организации, которые, безусловно, также имеют право контролировать госзакупки, не имея таких преференций, просто не могут работать на равных с Тендерной палатой. Такой дискриминации Минэкономики, естественно, допустить не может.
Не меньшее возмущение Минэкономики вызывают положения, обязывающие размещать массивы информации относительно проведения процедур госзакупок хоть на одном интернет-сайте, соответствующем специальным (без уточнения. — Авт.) условиям. Это утверждение, на первый взгляд направленное против свободы получения информации, на самом деле исходит из заботы об участниках торгов, на плечи которых ляжет необходимость платить неограниченному количеству сайтов за размещение информации. Минэкономики исходит из чисто формальных соображений и утверждает, что эти специальные условия могут привести к монополизации информации о сфере госзакупок. Но его предложение в еще большей степени можно рассматривать как стремление получить монопольные преференции — вместо многочисленных сайтов предлагается один — принадлежащий Минэкономики, на котором и будут размещаться все объявления.
Впрочем, о своих планах в области совершенствования госзакупок представители Минэкономики могут говорить долго, вдохновенно, однако не слишком конкретно. В исключение, правда, можно записать начинающиеся со вчерашнего дня проверки (совместно с прокуратурой, СБУ и КРУ) выполнения заказчиками закона о закупках, а также анонимное анкетирование о том, что мешает эффективно участвовать в тендерах. Теории и методологии при этом более чем достаточно. А вот о контроле, к примеру, за закупками в госрезерв — ни слова. Но, на соответствующий вопрос журналистов, Нежнова ответила, что этим Минэкономики не занимается. Как же тут обойдешься без Тендерной палаты и ее преференций?