Меньше двух месяцев осталось на раздумье международным компаниям — потенциальным участникам конкурса по определению партнеров в соглашениях о разделе продукции (СРП) при геологоразведке и последующей промышленной эксплуатации Юзовской и Олесской площадей. Заявки будут приниматься до конца дня 23 апреля. Правда, участвовать в этом соревновании сможет далеко не каждый. Стоимость одного только пакета геологической информации, входящего в конкурсную документацию, необходимую участникам, составляет: по Олесской площади — 10,5 миллиона гривен, по Юзовской — 15. «Мы будем рады приветствовать все ведущие мировые компании, которые примут участие в наших конкурсах», — сказал глава Государственной службы геологии и недр Эдуард Ставицкий и отметил, что многие из них уже изъявили желание принять участие в конкурсе. Об этом, по его словам, шла речь и в письмах, направленных руководителями компаний премьер-министру Украины Николаю Азарову, и во время их личной встречи с Президентом Виктором Януковичем.
Характеризуя возможности, открывающиеся перед инвесторами, глава Госслужбы перечислил едва ли не все виды углеводородов, залегающих в наших недрах, но не стал скрывать, что Украина в основном надеется получить на этих площадях так называемый сланцевый газ, залегающий в нетрадиционных коллекторах. По предварительным оценкам украинских геологов, на Юзовской площади предполагается добывать 10 миллиардов кубометров газа в год, на Олесской — 2,5 — 3 миллиарда кубометров.
Советник министра экологии и природных ресурсов и секретарь межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения СРП Владимир Игнащенко сравнил эффективность проектов по добыче углеводородов на глубоководном шельфе Черного и Азовского морей и на двух названных площадях. По его словам, на шельфе газ станет доступен только через 10 — 12 лет — раньше это невозможно даже теоретически. А на названных сухопутных площадях, в случае успешной реализации проектов по сланцевому газу, уже в конце четвертого — в начале пятого года работ. На 6 — 7-й год намечается промышленная разработка. Такие жесткие задачи будут поставлены перед победителем тендера.
Как отметил Игнащенко, «проекты являются очень рискованными». По его мнению, эти риски нельзя недооценивать хотя бы потому, что до сих пор в Европе не добыто ни одного кубометра сланцевого газа. Кроме того, чтобы добыча была коммерчески привлекательной, необходимо отработать соответствующие технологии. Он приводит в пример Китай, где уже пробурили два десятка скважин, но пока коммерчески привлекательного дебета газа добиться не удалось. Игнащенко уверен, что на конкурс в Украину приедут 3 — 4 компании из мировой топ-десятки. Он объясняет, что столь большие по площади участки (по 7 тысяч квадратных километров) предусмотрены именно для того, чтобы как-то компенсировать риски, связанные с отсутствием детальной геологической информации. Благоприятен для инвесторов и срок проекта — 50 лет, что позволяет пробурить на этих площадях тысячи и тысячи скважин. Им разрешено создавать консорциумы, разделяя риски и финансовую нагрузку и привлекая новейшие технологии. Минимальные инвестиционные обязательства поискового периода, например по Юзовской площади, составляют 200 миллионов долл., добычного периода — 4 миллиарда долл.
Геолог отмечает, что в США стоимость одной скважины поначалу составляла 12 — 15 миллионов долл., а затем была снижена до 5 миллионов долл. Он, видимо, уже знает наиболее вероятных конкурсантов, но пока избегает конкретных названий, чтобы не делать ненужной рекламы. (Правда, ранее Ставицкий сообщал, что Shell уже подготовила проекты работ, окупаемости и добычи по Юзовской газовой площади и, в случае победы в конкурсе, готова в ближайшие три года вложить в освоение несколько миллиардов долларов.) С украинской стороны в СРП будет принимать участие компания «СПК-Геосервис». Доля иностранных инвесторов в проекте не может превышать 50%. По соглашению о разделе продукции государство будет получать 15 — 16% добытого сланцевого газа или других углеводородов.
«День» поинтересовался экологическим аспектом проектов, поскольку некоторые страны Европы запретили добывать сланцевый газ на своей территории. Отвечая на этот вопрос, Ставицкий отметил, что экологическую составляющую заложат в постановление Кабмина, которым будут утверждены основные критерии этого проекта и требования к инвесторам. Глава Госслужбы геологии и недр ссылается на опыт США и Канады, где не было катастроф в процессе добычи сланцевого газа. Он заверяет, что сегодняшние технологии находятся на таком этапе, когда не используются опасные для грунтовых и поверхностных вод реактивы. Для гидроразрывов, по словам Ставицкого, используются в основном вода и песок. А что касается запрета на добычу сланцев во Франции, то, по его мнению, он был подготовлен в основном усилиями «атомного лобби», никак не заинтересованного в появлении конкурента на рынке энергоносителей.
Тем не менее, Ставицкий согласился, что «в этом направлении будет необходимо работать и привлекать общественные организации, являющиеся выразителем общественного мнения». Он обещает также «учесть эти вопросы в конкурсной документации».
«День» поинтересовался, не пугает ли инвесторов «сланцевых» проектов горький опыт компании Vanco, СРП с которой в свое время было расторгнуто по инициативе украинского правительства, а суды длятся до сих пор? Такая ситуация теперь исключена, сказал Ставицкий, подчеркнув, что новый украинский закон о СРП рассмотрели едва ли не все торговые палаты мира и не обнаружили в нем таких рисков. Чиновник сожалеет о случившемся с Vanco и отмечает: если бы соглашение действовало, то сегодня с морского дна могли бы уже идти в Украину и нефть, и газ.