Правительство решило ликвидировать авиастроительный концерн «Антонов» из-за отсутствия потребности в такой юридической форме организации работы в отрасли. В любом случае речь не идет об отказе государства развивать украинское самолетостроение. Более того, правительство сегодня усиленно работает над решением, которое позволит отечественному авиастроению расправить крылья. Об этом в эксклюзивном комментарии «Дню» рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Юрий БРОВЧЕНКО, который, в соответствии с текстом опубликованного на сайте КМУ от 19 июля 2017 года постановления, возглавил ликвидационную комиссию.
«Решение создать этот концерн было продиктовано условиями сотрудничества с Российской Федерацией. У них был такой концерн. И нам нужно было создать аналогичную структуру. По крайней мере так мне доложили. Детали того решения мне не известны, так как я в этом участия не принимал. Я пришел в министерство в 2016 году», — рассказал Бровченко.
Заместитель министра подчеркнул, что сейчас правительство проводит сугубо техническую работу по ликвидации юридической оболочки. Ведь концерна как такового уже нет больше года. Решение о ликвидации государственного авиастроительного концерна «Антонов» было принято еще в январе 2016 года из-за «отсутствия участников в нем». В марте —июне 2015 года три предприятия, которые входили в состав концерна: ГП «Антонов», Харьковское государственное авиационное производство и ГП «Завод 410 гражданской авиации» были переданы Укроборонпрому.
«Поскольку концерн был создан распоряжением Кабинета Министров, то и ликвидация его должна быть осуществлена решением КМУ. Отсюда — такое постановление. На сайте МЭРТ есть информация, что таких структур-оболочек на балансе министерства сегодня около 3000. Все они нуждаются в ликвидации. Раньше руки никак не доходили. А теперь вот потихоньку мы начинаем наводить порядок», — объясняет Бровченко.
Все три предприятия: ГП «Антонов», ХГАВ и ГП «Завод 410», по словам Бровченко, работают в «штатном режиме». Более того, они опять «объединены». «В прошлом году решением концерна Укроборонпром была создана «Украинская авиастроительная компания», в состав которой вошли предприятия авиационной отрасли», — отметил собеседник «Дня».
Бровченко подчеркивает: ГП «Антонов» как профильное научное и производственное предприятие авиационной отрасли работает и будет работать. Более того, правительство, по словам заместителя министра, предпринимает все возможные меры, чтобы помочь ему стабилизироваться и выйти на новые показатели. «В частности, сейчас нами прорабатывается вопрос относительно особенности корпоратизации этого предприятия. Чтобы мы могли сохранить ГП «Антонов» в государственной собственности, но в то же время позволили на предприятие зайти иностранному инвестору», — объясняет Бровченко. По его словам, нашему предприятию в том виде, в котором оно в настоящий момент существует, сложно работать и конкурировать на международном рынке. «Авиастроительством полного цикла занимается очень мало стран. Практически все сегодня работают кооперациями, привлекают инвестиции под конкретные проекты», — объясняет чиновник. Поэтому, по его словам, правительство работает над совершенствованием действующего законодательства, чтобы открыть дорогу к кооперации и инвестиции. «Украине сегодня вытянуть авиаотрасль самостоятельно практически невозможно», — убежден заместитель министра экономического развития и торговли.
Опрошенные «Днем» эксперты с логикой объяснений главы ликвидационной комиссии соглашаются: ничего страшного для ГП «Антонов» правительство не сделало, но мотивы таких реорганизаций комментировать, к сожалению, не берутся.
«Ничего с ГП «Антонов» не происходит. Просто КМУ ликвидирует юридическое лицо, созданное несколько лет назад. Ранее к него входили 410 завод, ГП «Антонов» и Харьковский авиационный завод. Потом эти предприятия передали Укроборонпрому. А в составе государственного концерна после передачи предприятий остались только печать и устав, ну может еще стул», — объясняет главный редактор интернет-портала «Авиабиз» Богдан ДОЛИНЦЕ. Эксперт допускает, что на концерне могут «висеть какие-то долги», и потому понадобилась такая сложная схема: випотрошить объединение (забрать три предприятия под управление Укроборонопрома), ликвидировать его, создать новое («Украинская авиастроительная компания»). Я же как автор материала о ликвидации должности главного авиаконструктора на ГП «Антонов» допускаю, что еще одним мотивом могли быть кадровые чистки.
Но на данный момент точно ответить, что кроется за логикой юридически-правовых перипетий, которые происходили в авиастроительной отрасли за последние 12 лет (см. вставку к материалу), мы пока не готовы, но будем продолжать следить за темой. Ведь когда верстался номер, нам удалось пообщаться с Русланом Коржем, который на время принятия решения о расформировании государственного авиастроительного концерна (а принималось оно, как оказалось, еще весной 2015 года) был в кресле заместителя министра экономического развития и торговли, и он согласился ответить на наши вопросы, но после окончания рабочего дня.
Также мы бы хотели наконец услышать голос руководителя новосозданной «Украинской авиастроительной компании» (УАК) — Михаила Гвоздева. Это уже третий материал, в котором мы затрагиваем вопросы, которые непосредственно касаются сферы его ответственности, но пока никакой реакции от пана Гвоздева на наши публичные обращения не было. Учитывая такое «молчание», мы даже допустили, что УАК еще до сих пор не создана. Ведь в сети интернет есть всего два упоминания о ее существовании: решение о создании — на сайте ГП «Антонов» и объяснение Антимонопольного комитета, в котором говорится, что корпорация будет заниматься разработкой, производством, продажей и послепродажным обслуживанием самолетов марки «Антонов». При этом состав корпорации в выводах АМКУ обозначен как «информация с ограниченным доступом». Но заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Бровченко заверил: УАК создана и уже работает.
СПРАВКА «Дня»
В 2005—2007 годах в Украине существовала самолетостроительная корпорация «Национальное объединение Антонов» в составе ГП «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова» (в настоящее время — ГП «Антонов»), «Авианта», «Завода 410 ЦА», ХГАПП и украинского НИИ авиационной технологии.
В 2007 году на ее базе появился концерн «Авиация Украины», впоследствии переименованный в концерн «Антонов».
В разное время он имел от трех до десяти участников. Так, при создании «Авиации Украины» в 2007 году в нем были запорожское КБ «Прогресс», НИИ «Буран», Харьковское агрегатное КБ, харьковский завод ФЕД, ГП «Новатор», казенное предприятие «Радіовимірювач». Их исключили из состава концерна в 2008 году. Также в концерн «Антонов» входил завод «Авиант», пока в 2009 году его не сделали филиалом ГП «Антонов».
В конечном итоге в концерне остались только госпредприятие «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и госпредприятие «Завод 410 гражданской авиации».
В течение марта — июня 2015 года все три предприятия передали в концерн Укроборонпром.
А в январе 2016 года государственный авиастроительный концерн «Антонов» был ликвидирован из-за отсутствия участников.
В июне 2016 года на сайте ГП «Антонов» появляется сообщение, что авиастроительные предприятия Украины объединили в корпорацию «Украинская авиастроительная компания».