Мир стоит на пороге полномасштабной торговой войны. Как передает Интерфакс-Украина, об этом газете Financial Times на днях сообщил министр финансов Бразилии Гвидо Мантега. Таким образом он в очередной раз предупреждает об опасности манипулирования валютными курсами.
Мантега заявил, что Бразилия готовит новые меры, направленные на предотвращение дальнейшего укрепления бразильского реала, а также намерена поднять вопрос во Всемирной торговой организации (ВТО) о недопустимости манипулирования валютными курсами. По словам министра, наибольшие злоупотребления допускают США и Китай.
«Это валютная война, которая перерастает в торговую войну», — заявил Мантега после того как на прошлой неделе интервенции на валютные рынки провели Бразилия, Чили и Перу, а курсы нацвалют Австралии и Швейцарии подскочили на фоне оттока капиталов из валют вяло растущих американской и европейской экономик.
Напомним, что именно Мантега, занимающий свой пост с 2006 года, и сформулировал в сентябре термин «валютная война». Тогда же Бразилия предприняла ряд мер, направленных на ограничение притока спекулятивных капиталов в страну, спровоцировавших повышение курса реала в паре с долларом на 39% за последние два года.
Министр заявил, что вопрос о валютном манипулировании будет поднят и на саммите G-20 в этом году; кроме того, он намерен предложить ВТО приравнять манипулирование обменными курсами к скрытым экспортным субсидиям, однако, по словам чиновника, едва ли стоит рассчитывать, что это предложение будет принято легко, поскольку Китай, вероятно, наложит на него вето.
Тем временем председатель правления Фонда Сороса Джордж Сорос в своей статье «Диалог глухих между США и Китаем» для «Проекта Cиндикат» также называет экономический конфликт США и Китая одним из наиболее тревожных глобальных событий. «Глобальные дисбалансы, которые были в корне краха 2008 года, не были устранены — в действительности некоторые из них только увеличились, — делает оценку послекризисных изменений Сорос. — США по-прежнему потребляют больше, чем производят, поддерживая хронический дефицит торгового баланса. Экономика США нуждается в более высокой производительности, но американские корпорации, которые работают очень прибыльно, накапливают наличные, вместо того чтобы их инвестировать. В Китае, наоборот, нужно сдерживать банковское кредитование, однако регулятивным усилиям мешает внебалансовое финансирование и развитие неформального квази-банковского сектора. Экономика демонстрирует признаки перегрева».
Эти дисбалансы, по мнению Сороса, можно было бы уменьшить, если бы США использовали больше фискальные, а не монетарные стимулы, а Китай позволил бы юаню повыситься в цене регулируемым образом. «Но внутренние политики в обеих странах мешают этому. И до тех пор, пока обе стороны не будут принимать целенаправленных усилий для достижения большего понимания, мир будет ждать беспокойное время в 2011 году и далее», — прогнозирует он.
Как вышеперечисленные угрозы могут сказаться на Украине и можно ли к ним подготовиться с целью минимизации негативного влияния на отечественную экономику? О наиболее вероятных сценариях развития торговых войн и возможных средств защиты от них «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
МИР ВCЕ ЖЕ ВОЗВРАТИТСЯ К ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
— Кризис действительно внес коррективы в международную торговую политику: много стран мира явным или неявным образом пытались ограничить доступ на собственный рынок, чтобы те мероприятия по стимулированию внутреннего спроса, которые осуществлялись за счет бюджетных ресурсов, шли на обогащение, а не вели к вытеканию ресурсов из страны.
На данном же этапе, когда мир переходит от собственно антикризисных мероприятий к посткризисному финансовому урегулированию и консолидации валютных средств, склонность правительств развитых стран мира к протекционизму несколько ослабится. Ведь либерализованная внешняя торговля позволяет ввести рыночные механизмы в формирование стабильности платежных балансов и финансов в целом. Относительно попытки вплести валютный компонент в виде манипуляций с курсом в торговую конкуренцию, то она будет иметь место. Хотя долго «играть» в этой сфере вряд ли возможно. Есть уже страны, чей потенциал в этой сфере исчерпался, как, например, в США.
Поэтому те заявления, которые сегодня звучат от мирового финансового сообщества, например, от министра финансов Бразилии, — это ничто иное, как попытка экстраполировать тенденции 2009—2010 годов на будущее.
Я же убежден, что тенденция наоборот будет обратной, и мир будет возвращаться к либерализации торговли. Но уровень либеральности мировой торговой системы все же будет несколько слабее, чем до кризиса. Новый протекционизм приобретет новые нормы и ограничения, которые достаточно тяжело преодолеть. Речь идет о фитосанитарных нормах, о защите прав интеллектуальной собственности, торговых марках и т. д.
Украине же нужно профессионально отстаивать интересы своих экспортеров, пользуясь опытом многих развитых стран, где вопросами продвижения своих производителей на внешних рынках занимаются и президент, и премьер-министр, и правительство... Да и не нужно забывать о повышении конкуренции на внешних рынках. Ведь активно растет ряд развивающихся стран, и они все больше выходят на внешние рынки — это страны Латинской Америки, Восточной Азии. И именно это для Украины является большим риском, чем потенциальные торговые войны в виде барьеров доступа на рынки развитых государств.
МОНЕТАРНУЮ ПОЛИТИКУ СЛЕДУЕТ КОРРЕКТИРОВАТЬ И БЕЗ УГРОЗЫ ТОРГОВЫХ ВОЙН
Виталий КРАВЧУК, старший исследователь Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций:
— Мировая торговая война, как следствие валютных операций, конечно же, может коснуться экономики Украины. Но заявления господина Мантега, по-моему, делались больше в контексте проблем Бразилии, где в настоящий момент происходит сильное укрепление национальной валюты через значительный приток капитала в страну, и это подрывает конкурентоспособность бразильского экспорта. Такое явление, конечно же, является угрозой для экономики Бразилии, особенно в условиях, когда ряд стран проводит достаточно-таки экспансивную политику через вливание значительных объемов ликвидности в свои финансовые системы.
Впрочем, конечно, Украине нужно провести коррекцию своей монетарной политики. Но делать это нужно из более общеэкономических мотивов, чем прогнозы относительно угрозы мировой торговой войны. Ведь, скажем, фокус лишь на доллар США — не очень здоровое явление для экономики государства в целом. И стоит заметить, что первые тенденции к правильной монетарной реформации уже есть, хотя и медленные: наши международные резервы уже достаточно диверсифицированы, а в банковской системе, да и в международной торговле роль доллара тоже несколько снизилась.
УКРАИНУ МОГУТ СПАСТИ МАЛЫЙ БИЗНЕС И ОТКАЗ ОТ ДОЛЛАРА И ЕВРО
Владимир СТУС, руководитель группы аналитики и прогнозирования Центра стратегических инициатив:
— Озвученный министром финансов Бразилии Гвидо Мантега сценарий уже давно реализуется. Но это не финансовый сценарий, а часть глобального цивилизационного процесса. И торговая война — это лишь начало. Дальше последуют: резкое увеличение протекционизма; обвалы ряда ведущих мировых валют, некоторые из них станут «деревянными», как когда-то советский рубль; лопание надуваемых сейчас пузырей; экономические блокады и эмбарго, а впоследствии — резкое снижение объемов международной торговли, переход по факту на золото-сырьевой стандарт; выход кризиса за преимущественно экономические рамки.
И это все отобразится на отечественной экономике намного серьезней, чем в 2008 году. Сначала негативно, затем, если Украина не даст втянуть себя в глобальные разборки и будет действовать по тактике «Наша хата с краю», — то позитивно. Но позитивно не в том смысле, что тут будет все замечательно, а в том смысле, что за рубежом будет гораздо хуже.
Дабы минимизировать риски от прогнозированной мировой торговой войны, нам следует в политическом плане соблюдать максимальный нейтралитет, дистанцируясь и от РФ, и от США, и от ЕС. В экономическом плане — не надеяться на экспорт сырья и металлопродукции, а развивать внутренний рынок, машиностроение, сельское хозяйство и малый бизнес.
В финансовом плане нельзя возобновлять кредитование населения в валюте. И внимательно следить за долларом. Наряду с евро, это слабая и обреченная валюта. Нужно заранее, насколько это возможно, вывести валютные резервы Украины из доллара и евро.