Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Херсонским НПЗ управляют «по-казахски»

А если так пойдет и дальше, то и вовсе продадут
18 ноября, 1999 - 00:00

На этой неделе на Херсонском нефтеперерабатывающем заводе, почти два месяца простоявшем из-за отсутствия нефти, запущен риформинг (процесс получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов. — Ред. ). Директор предприятия Степан Солонин, отвечая на вопрос «Дня», сказал: «Мы начали работать еще 30 октября. Нефть идет. Чья она — украинская, казахская, российская — я не знаю». «А кто ее поставляет?» «Казахстан. Нефть идет. Запас имеется. Запустили первичную переработку».

Но в июле этого года, когда Нацагентство по управлению госкорпоративными правами впервые в своей, а также в украинской истории, провело конкурс на право управления государственным пакетом акций ОАО «Херсонский НПЗ», Казахстаном в Херсоне и не пахло.

Выставлялись 50% + 1 акция ОАО. Победителем стала некая фирма «Торговый дом «Укрнефтепродукт», учредителем которой, по идее, должен быть государственный холдинг «Укрнефтепродукт». О том, что случилось далее и почему у победителя вдруг не оказалось нефти, чтобы обеспечить работу завода, история, а вернее нефтяное руководство, дипломатично умалчивает. В ГАХК «Укрнефтепродукт» автору сообщили телефон и фамилию руководителя «Торгового дома» — Александр Колган. Но узнав о том, что именно интересует журналиста, приемная A.Колгана переадресовала «День» в другой офис, к другому руководителю фирмы — Сергею Хоровскому. Секретарь означенного начальника в ответ на более чем настойчивые попытки «Дня» прояснить ситуацию, отвечала триединой формулой (Его еще нет — звоните позже, он занят — звоните позже, его уже нет — звоните завтра).

В сентябре Херсонский нефтеперерабатывающий остановился, поскольку перерабатывать стало нечего. Именно в сентябре, когда срыв поставок нефти в Херсон еще только обозначился, Президент Леонид Кучма (скорее всего, не зная об итогах упомянутого конкурса) договорился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым (по данным агентства Интерфакс- Казахстан) о передаче этого предприятия в управление Национальной нефтегазовой компании «Казойл», а практически — российскому ОАО «Группа «Альянс» во главе с известным бизнесменом Зией Бажаевым. Впрочем, сегодня уже нельзя однозначно утверждать о том, с чего начиналась коллизия: с пересохших нефтяных труб или, наоборот, именно названная договоренность и обусловила последующий двухмесячный простой предприятия.

Тем не менее, реализуя договоренность президентов, Кабмин Украины 7 октября своим распоряжением назначил казахскую компанию «Казнефть» уполномоченным лицом по управлению все тем же государственным пакетом акций (50% + 1 акция да еще 6% не проданных) Херсонского НПЗ в обмен на обязательства поставлять 3 млн. тонн в год. Однако и решение Нацагентства оставалось в силе.

Нужно было искать компромисс. И зампред агентства Владимир Емельянов очень мягко сообщил «Українським новинам» об ошибке, допущенной правительством в этом вопросе «из-за несогласованности действий государственных органов». «У нас не было оснований разрывать с победителем какие-то договорные обязательства», — сказал В.Емельянов. И тогда, очевидно, для спасения лица двух государственных органов была запущена легенда по договоренности между «Укрнефтепродуктом» и «Казнефтью». По словам В.Емельянова, они заключили соглашение о сотрудничестве по поставкам нефти на предприятие.

Первый заместитель председателя Нацагентства Елена Коваль, разъясняя «Дню» суть этой договоренности, сообщила, что произошла смена учредителей «Казойла», и теперь компания представлена «Торговым домом «Укрнефтепродукт» — «нашим победителем».

Осведомленный источник в ликвидируемом, но все еще живом Госнефтегазпроме сказал «Дню»: «Тут настолько темное все, что не хочу даже вникать». Имелись ли при этом в виду какие-то намеки на связи г-на З.Бажаева или других лиц данной истории, сказать трудно. Но и председатель правления ГАХК «Укрнефтепродукт» Юрий Колупайло в разговоре с «Днем» заявил, что не уполномочен комментировать ситуацию.

Куда более определенно высказался Виктор Попов — президент концерна «Содружество», уже много лет поставляющего нефть на Херсонский НПЗ. По его словам, «Казойл» обладает ресурсами, и это (передача ему завода в управление. — Ред. ) самое нормальное решение. Приватизация в Украине, сказал В.Попов, украинскими резидентами — это не есть поставка нефти. Поэтому он считает, что любая интеграция с российскими и казахскими структурами в этом плане выгодна в первую очередь Украине: если условия будут паритетными и будут выполняться, то это «будет здорово и все будут с ними (структурами. — Ред. ) дружить».

Действительно, какая разница, кто управляет предприятием, кто поставляет ему нефть? Главное — чтобы оно работало, давало стране нефтепродукты и платило налоги.

Подтверждая эту мысль, премьер-министр Валерий Пустовойтенко заявил «Українським новинам», что правительство намерено продать госпакет акций Херсонского НПЗ казахским компаниям, если Казахстан выполнит свои обязательства по поставке 3 млн. тонн нефти. Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»

КОММЕНТАРИЙ Алексей НАРБУТ, заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины, президент концерна «Пульсар»:

— В делегации Казахстана на переговорах с Президентом Л.Кучмой оказался российский бизнесмен Зия Бажаев. И прозвучало предложение: мы готовы поставлять устойчиво нефть, но с условием, что будем контролировать процесс ее переработки на Херсонском НПЗ. Схема контроля — очень интимная и описать ее непросто. Насколько я понял из имеющейся у меня информации, она предусматривает, что «Казойл» покупает определенную долю в «Торговом доме «Укрнефтепродукт» (см. выше высказывание Е.Коваль. — Ред. ) и таким образом получает права на управление и контроль. А основным оператором и уполномоченным от «Казойла» будет российская структура, которую возглавляет г-н Бажаев, т.е. «Группа «Альянс». Таким образом казахи будут реализовывать свою часть проблемы, а господин Бажаев будет делать все необходимое, чтобы эта нефть была переработана и с выгодой продана, скорее всего, на внешнем рынке. Все российские схемы работы наших НПЗ до удивления похожи и ориентированы в основном на экспорт, а не на насыщение внутреннего рынка. Последний рассматривается ими как хороший рынок для сбыта нефтепродуктов, произведенных на российских заводах, а под видом поставки нефти на украинские НПЗ они пытаются сбить цену на транспортировку, чтобы удешевить плечо по поставке нефти и таким образом снизить стоимость тех нефтепродуктов, которые потом будут продаваться дальше на Запад. Безусловно, в их расчеты входит и повышение цен на украинском рынке. Сегодня сюда поставляют нефтепродукты по большому счету две-три структуры. Они легко могут договориться и диктовать цену.

Сегодня экономические решения Кабмина, мягко говоря, не просчитываются. Обвинения КМ в адрес Верховной Рады в том, что она принимает законы без указания финансовых источников для их выполнения, можно адресовать и самому Кабмину. В его решениях нет главного — просчитанности стратегических последствий. Об этом говорит и эпопея с Херсонским НПЗ. Вместо стратегической независимости в экономическом плане получается стратегическая зависимость. Идет сдача промышленности и наиболее слабой ее части — нефтепереработки. Слабость этой отрасли в том, что мы энергозависимы. То, как продаются объекты, говорит о том, что исполнительная структура просто сдает позиции. Одесский терминал не строится потому, что невыгодно тем, кто сегодня имеет лучшие позиции на Одесском НПЗ. — Зачем им терминал? Когда есть главное направление — Россия.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ