17 марта, в связи с ситуацией с коронавирусом, парламент принял ряд решений относительно необходимых мер, особенно важных в это нелегкое время, чтобы бизнес смог достойно держать удар (законопроекты №3220, №3219 и №2539).
Среди принятых решений речь идет о введении моратория на любые проверки всех категорий налогоплательщиков органами налоговой службы и другими контролирующими органами со сроком действия моратория с 18 марта по 31 мая 2020 года, отсрочка срока подачи декларации о доходах для физических лиц до 1 июля 2020 года.
Кроме того, отмена штрафных санкций и начисления пени за нарушение налогового законодательства (кроме нарушений, касающихся уплаты НДС, акциза, ренты) — совершенных в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года, продление до 1 июля 2020 года срока подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах, предоставление права менять режимы работы и официальное разрешение на работу из дома.
В то же время временная отмена штрафов и пени за несвоевременную подачу отчетности по ЕСВ, временное освобождение от начисления и уплаты ЕСВ для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения (ФЛП). В период с 1 марта по 30 апреля 2020 года — отсутствие начисления и неуплата налога на объекты нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических или юридических лиц и налога на землю.
Однако эксперты говорят, что этих мер не достаточно, и бизнес , в первую очередь тот, который имеет наемных работников, пострадает. Детали — в комментарии «Дню» председателя Совета Института налоговых реформ, вице-президента Ассоциации налогоплательщиков Украины Елены ХОТЕНКО:
— Хорошо, что законопроект №3220 в поддержку налогоплательщиков вообще появился, это по крайней мере говорит о намерении правительства поддержать бизнес. Однако меры, которые в нем указаны, крайне недостаточно.
Например, освобождение на два месяца от уплаты единого социального взноса касается только предпринимателей, а за наемных работников придется платить, несмотря на то, что они вообще не будут работать. Зато в других странах правительства сделали не только отсрочки по уплате налогов, но и снизили налоговые ставки и сроки подачи деклараций.
Что хорошо в этом законопроекте?
• В период двухмесячного карантина не будут проводиться какие-либо проверки, кроме случаев, предусмотренных рамками уголовных дел.
• Будет скорректирован план-график документальных проверок, и те проверки, которые уже были запланированы на эти два месяца, начнутся только с мая.
• Не будет ответственности за нарушение налогового законодательства в течение этих двух месяцев.
• Отсрочено введение обязательного РРО. Тем предпринимателям, которые должны были вводить кассовые аппараты с 1 июля, перенесли срок на 1 августа, а тем, кто должен был вводить с 1 октября, — соответственно на 1 января. Также до 1 января 2021 года перенесли уплату штрафов, связанных с введением РРО.
• Вместе с тем у законодателей был реальный шанс отменить тотальную фискализацию, и это была бы одна из самых весомых поддержек малому и среднему бизнесу, которая бы сняла социальную нагрузку и напряжение между властью и бизнесом.
Что не сделано?
Вообще не уменьшили налог на доходы физических лиц. На сегодняшний день наиболее удручающее для бизнеса — это налоги и сборы на фонд оплаты труда. В некоторых странах мира бизнесу компенсируют до 70% затрат на заработную плату в связи с остановкой бизнеса. У нас даже не убрали обязательства по уплате ЕСВ с наемных работников.
Этим законопроектом совершенно не урегулировано понятие форс-мажорных обстоятельств в связи с карантином. То есть эпидемия входит в форс-мажорные обстоятельства, а карантин — нет. Это грозит рядом проблем с неплатежами, с иностранными контрагентами и валютными операциями.
Также этим законопроектом, к сожалению, никаким образом не урегулирован вопрос сроков оплаты нерезидентов по валюте и возврат валютной выручки. Хотя есть очень большие риски по задержке валютных платежей.
Аналитическими центрами, в том числе и Институтом налоговых реформ, были разработаны предложения правительства и парламента по поддержке малого и среднего бизнеса в период карантина, мы даже дали расчет компенсаторов. Но, к сожалению, эти меры, которые приняты в законе 3220, очень точечны и скупы. Хорошо, что они есть, но их очень мало.