Осеннее похолодание в ближайшее время может потеснить в рейтинге событий для граждан Украины даже финансово-валютный кризис. В домах уже холодно — дети и старики начинают болеть... А впереди зима, и, как предполагается, она не будет теплой. Что думают по этому поводу специалисты? Этот вопрос корреспондент «Дня» адресовал бывшему руководителю компании «Шелтон», занимающейся переработкой и поставкой нефтепродуктов, народному депутату от Партии зеленых, члену комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Игорю Кирюшину.
— У нас кризис всегда почему-то начинается перед зимой, из-за чего очень сильно бьет по людям. Если бы Нацбанк в марте, когда уже было известно, что цены на зерно будут падать, что наш металл в Юго-Восточной Азии уже не будет пользоваться таким спросом, начал делать то, что сделал в сентябре, — девальвацию гривни, то сейчас все происходило бы намного спокойнее. Но тезис о защите гривни оказался сильнее здравого смысла. И сегодня наш основной источник энергоснабжения — Россия — в жесточайшем кризисе. Ей необходимы финансовые ресурсы, а мы ими не обладаем. Так что сложностей на рынке энергоресурсов будет более чем достаточно. Как и в прошлом году, возможны отключения от энергосети целых районов. Поскольку Россия будет вынуждена давать газ — все-таки трубы идут через нашу территорию, то за транзит в Европу мы плату будем получать тем же газом. А с нефтью проблема сложнее. Ведь это валютный товар. Купить валюту на нашей бирже сейчас практически невозможно. Получается, нужно возвращаться к тендерному комитету, определять, что есть критический импорт, а где то, что может подождать. Иначе эту зиму будет очень трудно пережить.
— Но это мы уже проходили, и итог был не очень хорошим...
— Я не утверждаю, что это надолго нужно сделать. Лишь на зиму и на весну. Нам бы выдержать это тяжелое время... Если сможем покупать нефть и обеспечивать мазутом наши электростанции, то выдержим. А уголь? Его должны дать наши шахтеры. А еще можно закупать в Кузбассе. Оттуда очень много предложений. России нужны деньги, продукты питания. Если мы сможем купить все необходимое, то выдержим. Но нельзя закупать за рубежом вещи, которые сегодня стране не нужны. Можно даже ущемить своих бизнесменов, занимающихся импортом продовольствия. Полгода переживем без товаров из Италии, Франции, Америки, которые большинству наших людей все равно недоступны, без импорта, скажем, мебели. Что нам сегодня важнее? Входя в зиму, нужно предпринимать кардинальные меры. Кстати, принимать их не просто. За каждое такое решение правительство секут розгами в Верховной Раде. Ведь все эти решения вынужденные. Выбирается лучшее из худшего. Мы же не можем оставить людей без тепла. Еще можно посидеть вечером при свечах. Но без тепла не усидишь. Об этом нужно думать.
— Во всем мире энергоресурсы сегодня не проблема: они дешевеют. А у нас — все наоборот.
— Наш комитет воспринимает ситуацию как весьма критическую. Вот Президент указом от 24 июня ввел новые ставки акцизов. Это благое желание пополнить казну. Ведь нужно платить пенсии и зарплаты бюджетникам. Но кто просчитал, во сколько раз эти акцизы поднимут цены на продукты питания, как вырастут цены на промышленную продукцию, как это отразится на ее конкурентоспособности?
Мы разработали свои предложения, как дать бюджету наполнение, не повышая цен на продукты и товары. Акцизы на низкооктановые бензины и дизтопливо нужно уменьшить, осуществляя основной сбор налогов на автозаправках, где продаются высокооктановые бензины. Там и нужно черпать средства для бюджета.
А еще нужно усилить борьбу с контрабандой. Она просто разваливает государство, торговлю, бизнес. Большинство крупных фирм работают с рентабельностью до 10% именно из-за конкуренции со стороны контрабандистов. Кто может соперничать с их ценами, если они не платят налогов?
Кроме того, существуют совместные предприятия, выигравшие судебную тяжбу у государства по вопросу о налогах. У них они остаются без изменения в соответствии с гарантией государства, выданной в 1992 году. Сегодня у нас девять компаний, обладающих правом без акцизов и без налогов ввозить в Украину все, что им хочется. Президент собирается издать указ, запрещающий такие льготы, но это все равно временная мера.
Единственное правильное решение — снять, отменить акцизы и отправить сбор этих налогов на конечный этап, если речь идет о бензине — на заправки. Магазины, торгующие табачными изделиями, пусть оплачивают патенты. Это создаст равные условия для всех, кто имеет дело с подакцизными товарами, и воспрепятствует повышению цен на продукты питания, что очень важно в условиях финансового кризиса. И в этих вопросах мы находим общий язык с большинством фракций, включая коммунистов: дизельное топливо, низкооктановые сорта бензина должны иметь минимальный акцизный сбор и стоимость. На этом построена стоимость перевозки товаров, уборки урожая. На этих марках топлива ездят те, кто победнее: владельцы старых машин. Изменяя указ Президента, мы его не ухудшаем, а делаем лучше. И не уходим от рекомендаций МВФ о введении и увеличении акцизов. Мы их снижаем, но получаем реальные деньги от тех, кто продает эти сорта.
— Каков механизм этого?
— Сейчас Минэкономики, МВЭСторг должны вместе с нами проработать методику этого дела: введение месячного патента на продажу 92-го и 95-го бензинов. Он может стоить от 2,5 до 4 тысяч гривен и будет привязан к курсу доллара. Следовательно, это будет тот же акциз, но взиматься он будет только с продажи топлива, используемого очень состоятельными людьми. А на низкооктановые бензины — народный товар — сборы должны быть минимальными. Бюджет будет наполнен реальными деньгами. Ведь заправки заплатят в любом случае, но нужно, чтобы не в местный бюджет, а в центральный, откуда платятся пенсии и другие социальные выплаты, содержится армия и вся бюджетная сфера. В этом смысле я сторонник жесткой централизации. Центр — это то место, где сегодня делятся деньги и по необходимости выдаются. Ведь их-то нет. Большая часть поступлений, на которые надеялось правительство, оказались мифическими. Достаточно сказать, что 92-й и 95-й бензины в страну (по документам) вовсе не попадали, потому что за них нужно было платить акцизы. На заправках их было полно, а таможню проходил один 76-й. Таким образом воровали деньги у пенсионеров. Этого дальше допускать нельзя.