Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины предлагает позволить всем потребителям самостоятельно выбирать поставщика газа. Об этом речь идет в обнародованном на сайте НКРЭ проекте постановления «Об определении степени квалификации потребителей природного газа». Документ подготовлен для выполнения принятого в 2010 году Закона «О принципах функционирования рынка природного газа». В соответствии с данным законом, в 2012 году должен начаться первый этап либерализации газового рынка. Право самостоятельно выбирать, у кого и по какой цене покупать газ, получат частные предприятия, бюджетные организации, теплокоммунэнерго (ТЭК) и население. С 1 марта 2012 года такую возможность, говорится в проекте постановления, могут получить промышленные предприятия, с 2013 года — бюджетные учреждения, еще через год — ТЭК, и в 2015 году — население. Какие плюсы и минусы от такого шага получат потребители и поставщики газа? И реально ли уложиться в данные сроки? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ Центра «Номос»:
— Необходимость разработки и внедрения этого постановления — одно из условий членства Украины в Энергетическом содружестве. Это правильный шаг для создания конкурентного рынка потребления газа на внутреннем рынке по европейскому образцу. Но, исходя из практики и скорости внедрения директив ЕС, нужных для старта модернизации украинской ГТС, можно предположить, что такие намерения, скорее всего, останутся на бумаге. К сожалению, деятельность профильного министерства и НКРЭ в части европеизации украинского газового рынка имеет имитационный характер. Вспомним, что в рамках Энергетического содружества и расширения сотрудничества с ЕС Украина приняла летом 2011 года Закон «О принципах функционирования рынка природного газа». Но, чтобы он начал реально действовать, нужно было принять еще ряд подзаконных актов. Например, запустить постановление той же НКРЭ о доступе к единой системе транспортировки газа в Украине и подземным хранилищам, то есть о доступе к газотранспортной инфраструктуре всех заинтересованных сторон (другими словами, — операторов рынка). А этого так и не сделали. То есть механизма реализации свободного доступа потребителей к поставщикам газа на внутреннем рынке нет. Если не решить этот вопрос, то о создании конкурентного рынка потребления газа в Украине можно забыть. Данная ситуация похожа на такую, когда, чтобы сделать шаг, ногу занесли, но движения так и нет. Поэтому обнародование проекта постановления не означает его принятия и имплементацию.
В целом, предложение НКРЭ ликвидирует газовую монополию, существующую сегодня. В таком формате не только НАК, который сегодня является монополистом, но и другие компании получат равный доступ к трубопроводным мощностям в Украине. И частная газодобывающая компания сможет продавать энергоресурс потребителям не только того региона, где она работает. За потребителя поставщики будут бороться ценами. И если потребителя удовлетворит предложение определенной компании, то НАК «Нафтогаз Украины» не сможет отказать ей прокачать этот газ по «трубе» к потребителю в любую точку страны. Более того, НАК обяжут постоянно держать определенный резерв свободных мощностей, чтобы потенциальные субъекты хозяйствования могли им воспользоваться.
Юрий КОРОЛЬЧУК, эксперт Института энергетических исследований:
— Это путь либерализации торговли газом и установления конкуренции на внутреннем рынке. И именно такой ход поможет Украине в будущем ограничить растущее влияние «Газпрома» на внутреннем рынке. Это значит, что подконтрольные сегодня России украинские облгазы (через отдельных бизнесменов) получат реальных конкурентов (другие «новые облгазы»), которые будут продавать нероссийский газ. По-моему, таких альтернативных новых облгазов после начала действия этого постановления появится не менее 50. Но здесь есть все же один риск: желающих поставлять газ к потребителю будет много, но труба одна. И вот здесь заложен конфликт интересов — владельцы этих компаний могут не договориться, и тогда начнутся корпоративные конфликты. Но для населения это принесет более широкий выбор поставщика газа и рыночную цену на него.
Богдан СОКОЛОВСКИЙ, бывший уполномоченный Президента Украины по энергетической безопасности:
— Данную идею поддерживаю, но, по-моему, мало времени, чтобы перестроить техническую систему снабжения газа. Кроме того, люди и бизнес-структуры должны приспособиться к изменению поставщика и рыночному характеру в газовых отношениях. И сломать ментальность установленного алгоритма в отношениях «потребитель — поставщик» трудно. Сегодня потребитель, который десятками лет привык жаловаться и искать управу на поставщика в одном направлении, должен освоить все по-новому. Это изменить сложно, и именно это заберет больше всего времени.
Еще одно. Система начнет действовать только при условии наличия многообразия альтернативных поставщиков газа. Сегодня теоретически альтернатив много, но технической возможности взять другой газ, кроме российского, нет. Поэтому власти нужно обновлять газотранспортную систему, синхронизировать ее с европейской, а также строить LNG-терминал, чтобы принимать газ из Азербайджана, Египта, Катара, Алжира и других стран. На это нужны деньги и время. По моим подсчетам нужно минимум пять-семь лет, чтобы создать это.