Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Индекс прозрачности:

социальная ответственность украинских компаний критически низкая
16 октября, 2012 - 11:45

В Украине не очень, а может, и вовсе не любят олигархов. Не намного лучшее отношение и к рядовым представителям крупного бизнеса, которые, впрочем, далеко не всегда этого заслуживают. Как побороть предубежденность, влияющую на приоритеты общества? В мире для прививания рядовым гражданам если и не любви, то элементарного уважения к крупному бизнесу, от активности которого во многом зависит состояние экономики, создали и во многом реализовали учение о корпоративной социальной ответственности (КСО). Между тем, крупный бизнес в Украине в основном все еще не интересуется этой практикой и не демонстрирует достижения в ее реализации гражданам страны.

К такому выводу пришел Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности». На днях он обнародовал результаты второй ежегодной оценки крупнейших украинских компаний на предмет раскрытия информации относительно корпоративной социальной ответственности (индекс КСО). Исследование осуществлялось по критериям Глобального индекса прозрачности в рамках проекта «Объединяемся ради реформ», который финансируется Агентством США по международному развитию (USAID). В сентябре 2012 года аналитики Центра провели оценку веб-сайтов 100 крупнейших в 2011 году (по чистому доходу и чистой прибыли) компаний Украины. Исследовались уровень раскрытия информации о деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности. Особенность Индекса прозрачности заключается в том, что объектом оценки являются веб-сайты компаний, которые рассматриваются как основной источник предоставления информации о корпоративной социальной ответственности. Сайты оценивались по нескольким критериям. Это наличие отчета о деятельности компании в социальной и экологической сфере, прозрачность уровня раскрытия информации по ключевым сферам КСО, легкость доступа читателя сайта к информации. Изучалась также потенциальная доступность веб-сайта.

Средний уровень открытости компаний Украины составил лишь 14%. Исследователи определяют этот показатель как критически низкий. По их мнению, крупнейшие украинские компании не слишком активны в сфере КСО, а их сайты (у 18 компаний они вообще отсутствуют) не предоставляют достаточно информации о социальной ответственности. Только у 34 компаний на сайтах имеются страницы, посвященные их социально ответственной деятельности. Однако и это не свидетельствует о полноте информации.

Даже самые крупные компании из числа 100 исследуемых не готовят нефинансовые отчеты, рассказывает председатель правления Центра Марина Сапрыкина. Всего лишь 9 компаний (в прошлом году — 16) отчитываются о собственной деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности перед общественностью. Преобладают отчеты по выполнению принципов Глобального Договора ООН и нефинансовые отчеты в произвольной форме. Только две компании (СКМ и «Метинвест») подготовили отчеты по стандарту GRI (Глобальная инициатива по отчетности).

Впрочем, исследованием зафиксированы и позитивные сдвиги. Так, один из лидеров украинского крупного бизнеса — компания СКМ — уделяет корпоративной социальной ответственности серьезное внимание. В этом году ею внедрен специальный мини-сайт — портал по корпоративной социальной ответственности. В то же время исследование показало, что в этом году в своей социально ответственной деятельности компании больше всего заботятся о вопросах развития сообществ (21% раскрытия информации) и информации для потребителей, а менее всего — освещают вопросы этики и коррупции. Между тем в прошлом году КСО была направлена в основном на работу с собственным персоналом. Таким образом, отмечает Сапрыкина, можно сделать вывод, что компании Украины постепенно переходят от реализации внутренней корпоративной социальной ответственности к проектам, направленным на внешнюю целевую аудиторию.

Согласно отчету центра, самыми прозрачными в сфере КСО признаны предприятия сферы коммуникаций. Далее идут предприятия электроэнергетики. Им лишь немного уступают тяжелая промышленность (она больше всего представлена как среди Топ-100 компаний Украины, так и среди предприятий, вошедших в первую десятку нынешнего Индекса). Наименее «транспарентны» относительно освещения информации о КСО предприятия добывающей промышленности. Низкие показатели у предприятий фармацевтического сектора и агропромышленного комплекса. Неизменно низким остается, как отмечается в пресс-релиз-центре, уровень ознакомления посетителей сайтов компаний с международными и национальными инициативами в сфере корпоративной социальной ответственности.

По результатам исследования, наиболее информативным и прозрачным относительно предоставления информации о корпоративной социальной ответственности признан сайт компании СКМ. В нем 73% раскрытия информации. Далее идет дочь СКМ — ДТЭК, у которой 66%, и «сынок» — «Метинвест» с 63% открытости. Неплохие результаты у «АркелорМиталл Кривой Рог» — 56%. На пятом месте — «Киевстар» (56%). От него существенно отстают компании «Интерпайп» (43%), «Галнефтегаз» (39%), «Днепрспецсталь» (39%), «Метро Кэш энд Кэрри Украина» (34%) и «МТС Украина» (33%). Вот такова лучшая украинская десятка.

Однако авторы исследования признают, что оно во многом формальное, поскольку пользуется только информацией, размещенной на сайтах. Дает ли она полное представление о социальных приоритетах владельцев и менеджмента предприятий? «День» спросил у Сапрыкиной, можно ли узнать из контента сайтов, скажем, о том, какую зарплату — «белую» или в конвертах — получают работники предприятий. Как отметила руководитель Центра, такой информации на сайтах, конечно же, нет. И, как показал ее ответ, ею на самом деле и не интересовались. Впрочем, Сапрыкина отметила, что в дальнейшем исследователи, возможно, будут уделять этому вопросу больше внимания.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ