Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инновационный прыжок

невозможен без создания спроса на хай-тек
27 мая, 2004 - 00:00

Центр инвестиционно-инновационных программ Национального института стратегических исследований 27—29 мая при поддержке Кабинета Министров Украины проводит в Киеве международный форум «Инновации. Инвестиции. Интеграция». Его цель — определить механизмы и инструменты становления инвестиционно-инновационной модели экономического развития, которая обеспечит развитие «экономики знаний», «экономики здоровья», «общества гуманитарных и социальных инноваций» в независимой Украине.

Попытки преодолеть проблемы экономического развития Украины за счет применения инновационного развития не новы — почти каждое правительство предлагает соответствующие программы. Впрочем, по статистическим данным в инновациях Украина пока что отстает не только от ЕС, но даже и от РФ. Причины такого положения следует искать в механизмах и источниках обеспечения инновационного развития в Украине. На государственном уровне еще нет консенсуса относительно того, каким образом должны достигаться его высокие ориентиры. Программы и концепции инновационного развития носят преимущественно декларативный характер. Их не понимают и не поддерживают на уровне производства, и потому они не воплощаются в жизнь.

Следует признать, что для украинской экономики попытки осуществления «технологического скачка» обращались потерями для других секторов, поэтому общий для экономики эффект был негативным. В первую очередь, это происходило за счет того, что форсирование инновационного развития предусматривало применение стимулов для производителей, которые использовались нецелевым образом или поглощались затратностью всей экономики. В условиях несовершенства соответствующих рыночных рычагов попытки ускорить инновационное развитие приводили к перераспределению средств в теневую сферу.

Нужно признать, что в экономике не было создано общего спроса на инновации, то есть мотивации применять новосозданные конкурентоспособные технологии, продукцию или услуги, а также организационно- технических решений производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и социальной сферы. Причины этого следует искать и в низком платежеспособном спросе населения, и в налоговом законодательстве.

Все еще проблемными остаются источники инновационного развития. Дело в том, что патерналистские настроения советских времен и по сей день позволяют рассматривать эту проблему под следующим углом: дайте средства, а мы принесем большие прибыли. Такой подход высасывал бюджетные средства, усиливал диспропорции между отраслями и давление на другие сектора экономики Украины, что вызывало сокращение в них рабочих мест и свертывание производства.

Продукция высокотехнологических предприятий не находит сбыта в других отраслях, состояние которых выглядит как существование, и вовсе не свидетельствует о выходе на новый качественный уровень. И наконец, эффективность «точек роста» поглощается расточительностью других секторов экономики.

Сегодня важность задач инновационного развития и жесткая конкуренция вынуждает нас всесторонне его стимулировать. Тем временем в Украине должен быть усилен механизм ответственности, прозрачности, контроля за эффективностью инновационных центров. Государство должно выступить активным игроком в создании общенационального спроса на инновации. Речь идет о том, что есть широкий набор инструментов, которые ничего не стоят государству, но за счет развития мотивационного поля способны многократно усилить инновационную составляющую курса экономических преобразований.

Значительное количество предприятий украинской промышленности убыточны или относительно нерентабельны по сравнению с мировыми предприятиями-аналогами. При этом тенденция убыточности национального производства не была сломана в течение всех лет независимости, а темпы накопления долгов предприятиями оставались стабильно высокими. Таким образом, основа инновационного развития — прибыль — на предприятиях имела тенденцию к сокращению. Цена товаров не содержит инвестиционной составляющей и предприятия не могут осуществлять инновации. На сегодня практически не уделяется внимания анализу неэффективности национального производства и недостаточной мотивации. Применение принципов и механизмов инновационного развития к убыточной среде неадекватно.

Подводя итоги, следует напомнить, что инновационное развитие в Украине — комплексная системная проблема, выходящая за рамки сугубо инновационно- промышленной политики, и должна решаться в промышленной, финансовой, социальной, внешнеэкономической сферах. Учитывая это, приоритетными направлениями обеспечения стратегии инновационного развития национальной экономики являются:

I. Преодоление низкой продуктивности национального производства, убыточности национальных предприятий, повышенных ресурсозатратности, энергоемкости и тому подобное. Целью этого является стимулирование эффективной работы национальных предприятий, обеспечение конкурентоспособности национальных производителей, высвобождение ресурсов в пользу инновационных секторов. Это предусматривает осуществление таких шагов:

— совершенствование действующей модели ценообразования, антимонопольного регулирования для обеспечения реструктуризации цены на национальных предприятиях всех форм собственности. Реструктуризация цены должна осуществляться в направлении увеличения прибыли, уменьшения расходов, повышения доли заработной платы в цене национальной продукции. Это может быть достигнуто средствами налоговой политики;

— внедрение механизмов мотивации к снижению ресурсозатрат на основе прямых и косвенных форм стимулирования с целью повышения инновационной составляющей украинских товаров;

— совершенствование организационных методов регулирования рыночной конъюнктуры для обеспечения паритета между секторами экономики, а также для самодостаточного воспроизводства субъектов рынка;

— устранение диспаритета между ценами на внутреннем рынке Украины и мировыми ценами на товары и услуги с целью предупреждения использования без надлежащего возмещения украинских ресурсов (труда, сырья, экологии и тому подобное);

— предупреждение и недопущение практики использования украинских предприятий нерезидентами для спекулятивных игр или для вытеснения украинских конкурентов;

— уравновешивание условий ведения бизнеса в Украине с условиями стран — торговых партнеров;

— обеспечение структурной перестройки путем стимулирования эффективности производства и поддержки высокопроизводительных отраслей с одновременным сокращением неэффективных и малопродуктивных предприятий.

II. Политика доходов. Ключевой здесь является проблема увеличения доходов населения и повышения уровня жизни для обеспечения стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке на продукцию инновационных секторов. Этого можно достичь:

— введением минимального уровня оплаты труда, который реально учитывает уровень жизни в стране и параметры социального обеспечения, запретом предприятиям устанавливать меньший уровень заработной платы;

— корректированием заработной платы с учетом показателей инфляции и недопущением обесценивания денежных доходов населения;

— введением системы социального страхования.

III. Промышленная политика. Здесь должна быть усовершенствована система поддержки и стимулирования государством субъектов собственной экономики как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также обеспечено увеличение удельного веса высокотехнологической инновационной продукции. Главное здесь:

— стимулирование спроса государством и расширение рынков сбыта для национальных производителей;

— уменьшение доступа к государственному заказу иностранных фирм;

— обеспечение потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах;

— увеличение доли высокопродуктивных рабочих мест на отечественных предприятиях;

— обеспечение внутреннего производства мощным научным потенциалом. Должно стимулироваться увеличение финансирования науки (включая привлечение частного капитала, грантов и тому подобное), создание на предприятиях научно-технологических подразделений и проведение исследований;

— последовательное привлечение для нужд национальной экономики прогрессивных технологий. Государство должно поддерживать развитие научно-технологических анклавов, организацию на базе украинских учреждений международных исследовательских центров с предоставлением им льгот в налогообложении, техническую кооперацию;

— обеспечение современной информационной инфраструктурой с целью минимизации расходов производственного процесса. Необходимо стимулировать внедрение новых информационных технологий, для чего целесообразно разработать и реализовать общегосударственную стратегию переоснащения предприятий всех секторов экономики современными информационными технологиями;

— создание благоприятных условий организационно-правового функционирования бизнеса;

— направление усилий на улучшение условий работы резидентов за рубежом.

Следует отметить, что только целенаправленное, последовательное и комплексное применение перечисленных мер позволит в достижимом будущем ожидать усиления конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках.

Александр ВЛАСЮК, доктор экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ