«Новое правительство Украины будет заинтересовано в развитии отношений c Ираном и будет поддерживать реализацию проекта Ан-140 в Иране». Об этом заявил управляющий директор Иранской авиастроительной корпорации HESA Аббас Фалах на Международной аэрокосмической выставке IRAN AIR SHOW. Эта выставка проходила 18—21 января 2005 г. на территории острова Киш второй раз в истории Исламской Республики Иран.
На выставке были показаны достижения иранской авиастроительной промышленности, а также ряда стран, развивающих сотрудничество с Ираном в этой сфере. По официальной статистике — 46 иранских компаний и предприятий, а также 50 зарубежных из 13 стран. А именно — Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Италия, Малайзия, Швеция, Украина, Россия, Бельгия, Британия, Австралия, Объединенные Арабские Эмираты.
В отличие от прошлой выставки, когда ее открывали первые светские лидеры страны, на этот раз представительский уровень был ограничен выступлением заместителя министра транспорта ИРИ Иммами, главой свободной экономической зоны острова Киш Хусейном Хассеми, а также выступлением и участием в выставке управляющего директора Иранской авиастроительной корпорации HESA Аббаса Фалаха. Украину представляло Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, АНТК им. Антонова и «Мотор-Сич». ХГАПП вновь, как и более двух лет тому назад, продемонстрировало свою продукцию, предлагая потенциальным ближневосточным партнерам непосредственно ознакомиться с возможностями современной украинской авиационной техники. Если на предыдущем авиашоу в 2002 г. харьковчане демонстрировали сразу два новых самолета: пассажирский Ан-140 и конвертируемый Ан-74ТК-300, то на этот раз на острове Киш была представлена новинка харьковских авиастроителей — турбовинтовой авиалайнер Ан-140 версии VIP с интерьером повышенной комфортности. Этот Ан-140 принял участие в демонстрационных полетах в первый день выставки. После этого руководство НЕSA посетило украинский самолет и оценило особенности его VIP-компоновки. В ходе выставки прошел ряд переговоров, связанных с реализацией проекта ИрАн-140.
Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Иране Владимир Бутяга, Украина и Иран увеличивают объемы торгового оборота. «По итогам 2004 г. товарооборот между Украиной и Ираном составил более $400 млн. При этом $4 млн.— поставки иранских товаров в Украину. $396 млн. — украинской продукции в Иран. При этом, если в 2003 г. в основном в Иран шли поставки металлопродукции (около 86%), а 14% занимала высокотехнологическая продукция, то по итогам 2004 г. «высокотехнологический» показатель удалось повысить в 2,9 раза (до 35%). «Технологический» скачок произошел в основном за счет реализации авиационного контракта по разворачиванию в Иране производства самолета Ан-140. Именно с этим проектом, который в ИРИ проходит под наименованием ИрАн-140, эта страна в значительной степени связывает реализацию своих авиационных амбиций.
Контракт о совместном производстве, проектировании, передаче технологий и изготовлении самолета Ан-140 между фирмами АНТК «Антонов» (г. Киев), ХГАПП (г. Харьков) и HESA (г. Исфахан) — после победы в международном тендере был подписан 3 декабря 1995 г. Проектная мощность завода в Исфахане рассчитана на сборку 12 машин в год. Пока же из украинских комплектующих собрано два серийных ИрАн-140 (в феврале 2001 г. и в марте 2003 г.). Это меньше, чем предусмотрено контрактом. Управляющий директор корпорации HESA Аббас Фалах заявил, что уже в феврале на иранском авиазаводе HESA буден собран третий самолет Ан-140. В 2005 г. (год по иранскому календарю начинается 1 марта) на мощностях завода будет собрано еще четыре машины, а еще через год HESA планирует выйти на проектную мощность.
По словам А. Фалаха существуют две причины с удлинением сроков достижения проектной мощности: «Во-первых, не удалось в полном объеме проинвестировать этот проект, что и отразилось на темпах его реализации. К тому же, в прошлом мы имели контакты с западными странами, и с Украиной это был первый проект, в ходе которого две стороны учились взаимодействию. Для этого также требовалось некоторое время». Второй причиной руководитель иранской корпорации HESA назвал некоторые сложности с поставкой комплектующих и агрегатов на иранские предприятия. Как известно, в контракте от 1995 г. была зафиксирована постоянная цена на поставки комплектующих. С того времени цены на ряд импортных комплектующих значительно возросли. Так, винт для двигателя на Ан-140 подорожал на 40%. При закупке импортных комплектующих для сборки в Иране уже четвертой машины ИрАн-140 ХГАПП терпит убытки. Решено, что уже для 9-го самолета, собираемого на мощностях HESA, Иран должен перейти на самостоятельные закупки комплектующих.
Но, как бы там ни было, иранское руководство и представители оборонного ведомства страны сделали на Ан-140 крупную ставку. На выставке IRAN AIR SHOW- 2005 корпорация HESA представляла возможности самолета ИрАн-140 в трех вариантах: пассажирском, военно-транспортном, а также в качестве патрульного самолета для иранских военно-морских сил. Военно-транспортная спецификация разделялась на возможности ИрАн-140 по десантированию парашютистов, перевозке мобильных артиллерийских систем, в качестве летающего военного госпиталя, а также грузового самолета, оснащенного рамповой системой для погрузки и выгрузки грузов, аналогичной той, которой оснащен грузовой самолет Ан-124 «Руслан». Представитель иранской авиастроительной компании HESA сказал, что «выполнение работ по оснащению самолета ИрАн-140 рамповой системой погрузки будет темой отдельных переговоров с нашими украинскими партнерами». На АНТК им. Антонова в свою очередь отметили, что интерес с «рамповому» ИрАн-140 представители ИРИ проявили еще три года назад, но дальше этот проект пока не продвинулся.
Не исключено, что «военная» доработка Ан-140 может быть более оперативно реализована в отношениях Украины с РФ. Так, находившийся на выставке председатель совета директоров ОАО «Авиакор-авиационный завод» Сергей Лихарев сообщил, что в ближайшее время ФСБ России должна принять решение о закупке 13 новых самолетов для решения специальных задач. Для разведки, охраны границ и акваторий, мониторинга приграничных территорий. Главным претендентом на получение этого заказа выступал Самарский завод «Авиакор» — российский партнер Харьковского государственного авиапредприятия в производстве самолета Ан-140. Но из-за неопределенности дальнейшего характера украинско-российских отношений подписание контракта с ФСБ было отложено. Как альтернативный вариант самолету Ан-140, ФСБ рассматривает самолет Ил-112. Но, в отличие от Ан-140, этот проект существует лишь на бумаге. Для создания опытного экземпляра Ил-112 необходимо 3 млрд. рублей (около $100 млн).
Особое направление иранских авиаусилий — создание замкнутого цикла производства гражданских вертолетов и вертолетов двойного назначения. На IRAN AIR SHOW-2005 был показан новый вертолет «Шахед-278» (Shahed- 278), который имеет высотный потолок более пяти тысяч метров и может перевозить четырех человек на расстояние до 600 км. Вертолет пригоден для использования как в военных, так и в гражданских целях. Shahed-278 производится на мощностях иранской авиастроительной корпорации HESA (Iran Aircraft Manufacturing ind. co.). Тем не менее, в этом направлении Иран нуждается в помощи ведущих вертолетостроительных фирм. Именно поэтому на выставке был представлен потенциал России в лице двух вертолетных заводов — Улан-удинского и Казанского. А между европейскими производителями вертолетов — компанией «AgustaWestland» (Италия, Британия) и франко-германским предприятием «Euroсopter» за рынок Ирана уже давно идет скрытая закулисная борьба.