Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Испытание экономической азбукой

Ценовые корни украинской трагедии
16 декабря, 1998 - 00:00


МВФ при выделении кредитов ставит жесткие условия, но ведь это неотъемлемое право кредитора! Дело заемщика — соглашаться или нет, и ему же нести ответственность за все последствия


Поэт как-то написал: я вырос в стране неоконченных проб. Это о всех нас. Мы много лет строили социализм и теперь с таким же успехом пытаемся соорудить капитализм. Но при этом возникают колоссальные перегрузки, страну постоянно трясет, а ее экономика все больше разрушается.

В цивилизованных странах в таких случаях прибегают к точным расчетам, моделированию, которое, впрочем, вещь обычная в экономике. В Украине же решили обойтись без этого.

Надежда на авось не сработала, и удар следовал за ударом. Но самый страшный был нанесен бездарно осуществленным в 1992-1993 гг. переходом на так называемые мировые цены на энергоносители.

Даже могучая экономика США переживала серьезнейшие потрясения, когда в 1973-1974 и 1979-1980 годах цены на нефть значительно поднялись. Уже один этот пример должен был заставить тысячу раз подумать над тем, как значительно более сложную задачу (ведь у нас речь шла о скачке цен с символических копеек до десятков долларов, и за несколько месяцев) выполнить с наименьшими потерями. Тем более что экономика уже и без того пребывала в критическом состоянии. Вот где корни инфляции 92-93-го, столь проклинаемой сейчас теми, кто приложил к ней руки. Будто люди с высокими учеными степенями и званиями совсем забыли азбучные истины, что повышение уровня цен неминуемо вызывает снижение производства! Именно тогда началось вымывание оборотных средств предприятий, падение платежеспособного спроса населения, а отсюда — обвал производства, снижение поступлений в бюджет. Параллельно росли ставки кредита, что особенно болезненно отразилось на предприятиях с длительным циклом производства.

Несомненно, выверенная денежно-кредитная политика, направленная на поддержание экономики, могла оздоровить ситуацию. А вот какой она была на самом деле, можно узнать из статьи Виктора Пинзеника, опубликованной в «Дне» 5 ноября. В ней автор рассказывает, что только за 93-й оборотные средства предприятий уменьшились на две трети, а лишь за три года (1993—1995) количество денег в экономике страны (в расчете на 100 грн. ВВП) снизилось с 50 до 12,6 грн.! Жаль, что автор ушел от оценки правильности такого выбора, ведь даже с точки зрения чисто теоретической, метод преодоления инфляции издержек (ясно же, что именно такой характер она тогда у нас носила) путем относительного сокращения денежной массы выглядит весьма сомнительным. Развитие событий на практике вылилось в национальную катастрофу. Затем скачки цен уменьшили свою амплитуду, но ведь удавка неадекватной денежно-кредитной политики продолжает душить экономику. Так и просится сравнение проделанного у нас с лечением предынфарктного больного с помощью кросса!

А сколько вреда принесла нелепо осуществленная либерализация импорта? Регулирование его — очень тонкая вещь. В идеале импорт должен быть неким раздражителем для своего производителя, но никак не удушать его. У нас же, поставив своих в тяжелейшие условия, открыли все двери чужим. Я бывал в развивающихся странах и нигде не видел такого засилья чужих товаров, как у нас. Нынешние же широко рекламируемые попытки защиты отечественного производителя большей частью бесполезны, т.к. сводятся к увеличению ввозных пошлин, а не к устранению причин, мешающих нашему производителю работать. И это в условиях, когда собственное производство не удовлетворяет спрос, особенно на товары первой необходимости, что больно бьет по людям.

Стало модным винить во всех наших бедах международные финансовые организации. Это еще один пример того, как любят у нас ставить все с ног на голову. Да, МВФ при выделении кредитов ставит жесткие условия, но ведь это неотъемлемое право кредитора! Дело заемщика — соглашаться или нет, и ему же нести ответственность за все последствия. А вот они у нас были оценены явно неправильно.

Неквалифицированные действия привели к невиданному спаду. На грани исчезновения сейчас целые отрасли, о которых многие страны могут лишь мечтать — электронная, радиотелевизионная и т.д. На фоне стремительного мирового прогресса наша экономика просто деградирует — безнадежно стареют основные фонды, технологии. Вот данные Госкомстата за 9 месяцев: лишь 3% предприятий внедряли прогрессивные технологические процессы, почти 90% не занимались повышением технического уровня производства и продукции. Все это значит, что одна из двух составляющих национального богатства, материальная, стремительно уменьшается.

Перейдем ко второй, определяемой в основном уровнем образования и квалификации населения. Известный экономист Богдан Гаврилишин сделал вывод о том, что мировое влияние США достигнуто не только могуществом экономики, но и «высоким духом народа». У нас спад производства повлек резкое сокращение бюджетных поступлений — и уже нет денег ни на медицину, ни на образование, ни на науку, ни на культуру. Невероятное обнищание людей, рост безработицы до предела подняли напряжение в обществе, массовыми стали настроения безысходности, апатии, неверия в саму идею государственности Украины.

Итак, кризис, вызванный ошибками в экономике, приобрел характер национальной катастрофы, он ведет к стремительной потере национального богатства и фактически угрожает независимости страны. Ситуация явно требует срочных мер. Контролируемые властями СМИ ежедневно трубят о принимаемых правительством судьбоносных решениях. Но поправят ли они дела? Премьер-министр недавно признал: «Меры, принимаемые в последнее время правительством для улучшения ситуации в энергетической отрасли, дают результаты, противоположные ожидаемым». Воистину, лучше не скажешь! Похоже, слова эти вполне можно отнести к экономике в целом, да и может ли быть иначе, если нет смелости назвать вещи своими именами, признать ошибки. Вместо этого общество продолжают кормить сказочками о мудрых делах, о скором улучшении и т.д. Но ведь для этого надо создать предпосылки, что просто невозможно сделать с помощью очередного мифа (сколько их мы уже слышали) — нас спасет реальный бюджет. Реальный, то есть предельно урезанный в соответствии с куцыми доходами от коллапсирующей экономики и приводящей по любым законам к еще большему падению производства и всем связанным с ним бедам. Нет, так нашу экономику не вылечить! Но это уже тема другого разговора.

Виктор ПЕТРОВ, народный депутат 13-го созыва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ