Вчера закончилась «баталия» по созданию Национального антикоррупционного бюро. Детальнее о результате — поговорим в следующих номерах «Дня». Сегодня же предлагаем коротко вспомнить, как это было.
26 марта 2014 года авторский коллектив из семи народных депутатов VII-го созыва ВРУ во главе с тогдашним председателем парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Виктором Чумаком зарегистрировали проект закона о Национальном бюро антикоррупционных расследований.
В мае 2014-го, когда закон уже должны были принять, разгорелся скандал между группой экспертов и тогда — правительственным уполномоченным по вопросам борьбы с коррупцией Татьяной Чорновол. Последняя обвинила «группу Чумака» в том, что они специально вписали норму, что кандидат должен быть старше 35 лет и иметь юридическое образование, чем лишили ее возможности претендовать на должность. В ответ Чорновол внесла свой проект. В команде общественных активистов были уверены, что через нее подмять под себя НАБУ пытается тогдашний глава АП Сергей Пашинский.
Собственно, это было первое столкновение за должность главы НАБУ, которое общественности тогда удалось «выиграть».
После избрания нового парламента было — второе. Антикоррупционным бюро более пристально занялась Администрация Президента. Под ее патронатом была подготовлена новая редакция закона, которая сделала главу НАБУ более зависимым от Президента и премьера, которые получили достаточно простой механизм его увольнения. При этом в день принятия закона в парламенте произошел скандал между БПП и «Народным фронтом». Фракция БПП хотела, чтобы Президент единолично мог уволить председателя бюро при наличии негативного вывода международных аудиторов. В то же время НФ настоял, чтобы отставка зависела и от Верховной Рады. Пока закон писали и переписывали, в кулуарах парламента и в СМИ не прекращали циркулировать слухи о том, что Президент уже определился с тем, кто будет председателем бюро. Сначала фаворитом Президента называли американского экс-прокурора украинского происхождения Богдана Витвицкого. Но он не подошел по возрасту. Потом очень долго ходили слухи о том, что бюро возглавит бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. После того, как тот публично отказался, главным фаворитом Президента на должность стали называть грузинского прокурора, нынешнего первого заместителя генпрокурора Украины Давида Сакварелидзе. Но тот не владеет украинским языком, потому Конкурсная комиссия отсеяла его на втором собеседовании. В результате Комиссия из более чем полторы сотни претендентов отобрала четверых. 6 марта все кандидаты были переданы на спецпроверку. Трое — ее прошли. Это — автор закона о НАБУ Виктор Чумак, адвокат Николай Сирый и экс-прокурор Артем Сытник. Впрочем, Комиссия, имея возможность по закону предлагать на выбор Президенту три кандидата, этим правом не воспользовалась. 7 апреля она провела повторный этап собеседований, после чего отсеяла Виктора Чумака.
И вот вчера, выбирая среди двух кандидатов, Президент отдал предпочтение Артему Сытнику, к чьей биографии, как уже писал «День» («Прокурор VS Адвокат. Кого выберет Президент?» от 9 апреля 2015 года) у экспертов было едва ли не больше всего вопросов...