Налаженное было совместное украинско-итальянское предприятие «Лючия» (на базе все той же фабрики) обанкротилось за два года, хотя его продукция всегда отличалась оригинальным исполнением из качественных материалов и вполне доступными ценами.
Естественно, основная причина этих неудач в снижении покупательной способности населения. Но нельзя сбрасывать со счетов и отсутствие грамотных маркетинговых исследований, необходимость которых большинством руководителей предприятий просто игнорируется.
Рассмотрим историю республиканского Дома моделей обуви. Он был создан в 1963 году (на базе 13-й фабрики модельной обуви) и готовил свои изделия к внедрению на предприятиях обувной промышленности Украины. В последние тридцать лет предприятие стало творческой лабораторией, на разработки которой ориентировались модельеры не только всех обувных фабрик Украины, но и России, среднеазиатского региона. Сложилась даже украинская школа дизайна обуви. Талантливые художники-модельеры создавали новые фасоны каблуков и колодок, а с 70-х годов начали проектировать даже новые подошвы. Отставание в уровне технологической оснастки (по сравнению с западными странами) не мешало держать на высоком уровне моделирование. С конца 80-х промышленная коллекция уже соответствовала европейским стандартам, поскольку выполнялась с помощью уникальной компьютерной системы автоматического проектирования фирмы IBM.
Коллекции Киевского Дома моделей обуви получали призовые места на международных выставках в Париже и Монреале, а на всесоюзных совещаниях домов моделей в Москве не опускались ниже второго места.
С начала перестройки представители обувной промышленности из-за рубежа стали посещать Украину и изучать ситуацию. Они очень быстро смекнули, что наша страна представляет собой великолепный рынок сбыта и почти бесплатной рабочей силы, а наша отечественная монополизированная промышленность не сможет работать в условиях настоящей конкуренции.
Впрочем, Киевский Дом моделей обуви, располагая современными производственными мощностями и высококвалифицированными специалистами, мог бы еще работать.
Однако по ряду причин, которые сложно назвать объективными, весь этот уникальный потенциал опыта, таланта, квалификации и технических средств был сведен на нет уже к 1996 году.
Последние пять лет модельное производство было сориентировано на массовую продукцию, не отличающуюся особо высоким эстетическим качеством, но относительно дешевую. Таким образом, ведущая моделирующая организация страны была приравнена к мелкому обувному предприятию. Естественно, производство стало убыточным. При этом росли суммы задолженностей по всем статьям (на сегодня общий долг Киевского Дома моделей обуви составляет свыше пятисот тысяч гривен). В ассортиментном кабинете Дома моделей к весне нынешнего года не оказалось даже направляющей творческой (не говоря уж о производственной) коллекции. Счета предприятия заблокированы. Верные своему предприятию специалисты модельной службы (их осталось сегодня менее половины — семь сотрудников) постоянно находятся в отпуске за свой счет, а работникам цехов в последнее время начислялась зарплата размером в двадцать гривен.
Директор Дома моделей Петр Дяченко сетует, что творческие разработки сегодня никто не покупает, ведь рынок завален импортной обувью.
«У меня предприятие не простаивает — я загружаю своих людей работой, — говорит он. — Сегодня мы выполняем заказ для военных. Армию тоже обувать надо. Другое дело, что она не в состоянии в срок расплатиться с нами».
Однако творческий коллектив Дома моделей видит выход из сложившейся ситуации в ином. Бывший художественный руководитель предприятия Людмила Денисюк рассказывает, что «на общем собрании Дома моделей ведущие специалисты модельной службы решили выделить в отдельную организацию «Дизайн-Центр Дома моделей». Его создание необходимо, чтобы сохранить единственный обувный моделирующий центр в Украине.
Дизайн-центр собирается изготавливать дорогие эксклюзивные заказные коллекции, изделия из которых будут вполне по карману состоятельному покупателю, стремящемуся выглядеть нестандартно. Как показывает опыт модельеров швейной и трикотажной продукции, спрос на эксклюзивные коллекции на отечественном и международном рынках достаточно высок.
Л.Денисюк надеется, что в Украине или за рубежом найдется инвестор, который оценит традиции и мастерство школы украинских модельеров и, став хозяином Дома моделей, не только вложит в него свои средства, поставит новое оборудование, обучит заново наших рабочих (сегодня происходит полная деквалификация кадров), но и организует маркетинг продукции, что позволит ей конкурировать с лучшими мировыми образцами.
Однако, похоже, в Киевском Доме моделей обуви концы с концами не сошлись: пока директор предприятия стремился загрузить практически бесплатной работой цеха, а художественный руководитель искал «порядочного инвестора», предприятие признали банкротом.
В результате на киевских толкучках ассортимент изделий пополняется производителями «импорта» из Броваров, которые под Киевом. Правда, по качеству и прочности эта обувь не всегда уступает, а иногда и превосходит импортную. Все зависит от добросовестности исполнителя. А модели для подпольных производителей с маркой «Мисс Италия» изготовляют по очень низким ценам те же отечественные специалисты.