Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Избавиться от коррупции в госфинансах не сложно»

Просто контролировать использование бюджетных средств нужно на программном уровне и тем, кто жизненно в этом заинтересован, говорят эксперты
19 февраля, 2013 - 12:13
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Против должностных лиц столичной Оболонской райгосадминистрации, которые незаконно потратили почти 300 тысяч бюджетных гривен, в конце прошлой недели было открыто уголовное производство. Мотивы их поступка установят следствие и суд, но и сейчас с большой долей вероятности можно предполагать, что речь идет о таком позорном явлении, как коррупция, а конкретнее — о взяточничестве или же, на современном сленге — об «откате».

Перемещение бюджетных денег в частные карманы фиксируется в столице и регионах очень часто. А сколько таких преступлений остается неизвестными общественности и совершенно без реагирования соответствующих органов? Скольким коррупционерам удается выходить сухими из воды благодаря взяткам? «Поскольку мы имеем дело с массовой коррупцией в тотально коррупционном государстве, — говорит президент Transparensy International в Украине Алексей Хмара, — где многие дела делаются «под столом», то задача граждан — добиваться прозрачности этого стола, открытости как бюджетного процесса, так и расходования бюджетных средств».

«Средства государственного бюджета — это собственность всего украинского народа, — подчеркивает бывший народный депутат и экс-заместитель председателя Счетной палаты Украины Виталий Мельничук и продолжает: — Но распоряжаются ими государство или органы местного самоуправления. А вы знаете, какие «чистые» руки у государства. И они должны пропустить через себя колоссальные суммы, а именно — треть того, что производит украинская экономика». «Как обеспечить целесообразность, прозрачность и эффективность использования этих средств? — спрашивает Мельничук и добавляет: — А возможно ли это вообще? Ведь наряду с государственным бюджетом в распоряжении народа должны быть еще и финансы таких государственных монополий, как, скажем, «Нефтегаз Украины» или «Укрзализныця», бюджеты или финпланы которых до сих пор не утверждены». Бывший финансовый контролер подчеркивает, что Украина получила низкие рейтинги по прозрачности государственных финансов и очень высокие — по уровню коррупции.

Впрочем, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (на днях там было закончено исследование относительно индекса открытости бюжета-2012) Ильдар Газизулин указывает, что достичь прозрачности в государственных финансах в Украине не так уж и сложно. Он считает, что контролировать выполнение бюджета лучше на программном уровне, потому что есть люди, которые непосредственно, кровно, жизненно заинтересованы в том, чтобы средства, предусмотренные для этих программ (например, для борьбы с туберкулезом), использовались исключительно по назначению и с наибольшей эффективностью.

Докладывая о проведенном МЦПИ исследовании, Газизулин отметил, что Украина опять утратила свои позиции и заняла только 35 место среди 100 стран, набрав лишь 54 балла против 62 2010 года. По мнению эксперта, государство обращает внимание на рейтинги, которыми измеряется прозрачность использования государственных финансов. По его словам, Президент Виктор Янукович обязал правительство улучшить позиции Украины в этих рейтингах. Поэтому и правительство не относится к ним безразлично. Газизулин подчеркивает, что для улучшения определенных рейтингов государству не нужно тратить много усилий или денег. Достаточно вовремя обнародовать отчеты, которые так или иначе потом становятся известными общественности, или проводить обсуждения, предусмотренные бюджетным кодексом. «Но почему это не делается?» — спрашивает аналитик.

Он указывает, что бюджетный процесс в Украине нельзя назвать прозрачным, поскольку крайне не хватает профессионального анализа его выполнения. Например, своевременно не появляются данные, которые позволяли бы сравнить плановые показатели бюджета с его фактическим выполнением и информировали бы о том, почему фактические показатели отличаются от тех, которые планировались. Правительство, Министерство финансов очень редко дают соответствующие объяснения. И еще труднее узнать, например, о том, сколько лекарств было приобретено, сколько их поступило в больницы, а сколько — непосредственно гражданам, нуждающимся в них. И главное — насколько благодаря этому снизился уровень заболеваемости.

Эксперт напоминает, что Минфин недавно запустил интернет-форум и называет это позитивом, но подчеркивает: «Там не хватает мер, которые приняты после того, как граждане сообщили о своих проблемах и предложениях». «Если бы Минфин делал на форуме регулярные отчеты, это дало бы существенный эффект и даже предупредило бы очень многие недоразумения и даже публичные протесты».

Газизулин отмечает, что «Украине очень повезло со Счетной палатой. По его мнению, она имеет в обществе и у экспертов достаточно высокое доверие. Если ознакомиться с ее отчетами, то видно, что была проведена профессиональная работа, обнаружено немало недостатков. Но проблема в том, говорит эксперт, что замечания Счетной палаты попадают в Минфин, и последующая их судьба остается неизвестной. Из года в год Счетная палата указывает на нецелевое использование средств, скажем, в угольной промышленности, но ничего не меняется. «Возникает подозрение, что Минфин и правительство не делают надлежащие выводы, — констатирует аналитик, — тогда как из года в год нецелевое использование средств бюджета составляет 10—15%». По его мнению, правительство, начиная с 2012 года, должно готовить отчеты-ответы Счетной палате, которая является органом парламентского контроля. Если правительство сможет это сделать, то, по мнению эксперта, облегчит принятие изменений к бюджету 2013 года, а принятые решения сделает более обоснованными.

«Бюджет должен стать понятным и прозрачным для нас с вами, — поддерживает Хмара и напоминает обстоятельства, при которых принимался бюджет-2013: — Ушло одно правительство, другое еще не пришло, и трудно было даже понять, кто этот бюджет подавал во вторник. А в четверг его уже приняли». «В принципе, — продолжает президент Transparensy International в Украине, — с точки зрения правительства это хорошо, что у нас есть бюджет, потому что можно должным образом финансировать все программы... Но мы, эксперты, с этим не согласны. Парадокс в том, что на программы было бы больше денег, если бы этот бюджет не приняли и финансировали по объемам, установленным на 2012 год».

Хмара называет наиболее «взяточноемкие» участки Украины. Первый среди них — государственные закупки. Здесь вращается треть всех бюджетных средств, тогда как в странах Европы с их устоявшимися традициями — не более 20%. «И коррупция у нас, — отмечает эксперт, — раз в пять больше, чем в Европе. Это означает, что «откат» от каждой суммы, которая тратится в рамках госзакупок, составляет не менее 30%. То есть мы должны понимать, что платим постоянный коррупционный налог из-за неэффективного использования бюджетных средств».

Настоящие сдвиги в борьбе с коррупцией, прогнозирует руководитель Transparensy International, могут начаться в нашей стране только тогда, когда закончится ныне продолжающийся передел рынка между старой и новой правительственными элитами...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ