Госконцерн «Укроборонпром» надеется хорошо заработать на контрактах с Бразилией, в частности на строительстве боевых кораблей для ее военно-морских сил. Поводом для оптимизма является то, что делегация бразильских ВМС, которая недавно побывала в Украине, заявила о возможности для создания и строительства корвета заключить соответствующее межправительственное соглашение.
Военные ознакомились с научно-производственным потенциалом госпредприятий «Опытно-проектный центр кораблестроения», «Судостроительный завод им. 61 Коммунара», заинтересовались сотрудничеством с «НПКГ «Заря»-«Машпроект» в области газотурбостроения и «высоко оценили уровень украинского военного судостроения».
Понятно, что Украина — далеко не единственная страна, которую Бразилия рассматривает как потенциального партнера. Так, ее военные отслеживали ход программы строительства многоцелевых фрегатов FREMM для ВМС Италии и разработки британской BAE Systems проекта боевого корабля проекта «Тип-26». При этом у BAE Systems Бразилия уже купила несколько кораблей: в июне ее ВМС получили последний из трех заказанных сторожевых кораблей типа «Амазонас» (общая сумма контракта — 400 млн долл.).
Это не значит, что Украина шансов не имеет. Вполне возможно, что она сможет предложить более низкую цену, чем у конкурентов. Директор «Центра исследований армии, конверсии и разоружения» Валентин Бадрак считает, что наш проект вполне может заинтересовать Бразилию. «Этот корабль — нечто среднее между корветом и фрегатом, но при этом стоимость у него меньше, чем у фрегата. Кроме того, в нем задействованы западные технологии, что тоже большой плюс», — говорит эксперт.
Правда, наши корабелы давно не занимались строительством военных кораблей. И даже корвет для собственных ВМС, который заказали «Черноморскому судостроительному заводу», еще не построен. Между тем, не исключено, что во время работы над заказом могут возникнуть определенные сложности, которые влияют и на сроки выполнения, и на стоимость. Та же BAE Systems переживала многочисленные задержки из-за проблем в постройке и доводке корветов для ВМС Омана. Три корвета программы Khareef заказчик должен был получить еще в 2010—2011 годах, однако первый корабль получил только этим летом. Стоимость же программы возросла на 160 млн фунтов стерлингов (изначально в 2007 году ее оценивали в 400 млн фунтов).
Но даже если Украина в будущем и будет строить для Бразилии корвет, рассчитывать на серийное производство особо не приходится. Дело в том, что эта южноамериканская страна активно развивает собственное кораблестроение. Так что в первую очередь ее интересуют технологии, которые используются при постройке и эксплуатации кораблей и их систем вооружений. Поэтому хочет привлечь Исследовательско-проектный центр кораблестроения к созданию бразильского корвета.
Вообще-то, о договоренностях относительно развития сотрудничества в судостроительной отрасли украинские власти заявляли еще два года назад. «На начальном этапе предполагается изготовление отдельных секций (частей корпуса судна) и их последующая сборка на территории Бразилии, — рассказывал в одном из интервью тогдашний министр промышленной политики Дмитрий Колесников. — Наши судостроительные заводы будут участвовать в тендере на производство для Минобороны Бразилии пяти фрегатов и пяти патрульных кораблей. Их проекты разработки Исследовательско-проектного центра кораблестроения уже переданы на рассмотрение в Минобороны Бразилии».
Однако потом была создана новая структура — «Укроборонпром», с которой потребовали перезаключить соглашение. Как отмечали эксперты, потенциальные покупатели не приняли этих условий из-за того, что в мировой практике в подобных случаях существует правопреемственность.
Ныне же, отмечает главный редактор профильного ресурса «Флот-2017» Дмитрий Тымчук, есть оценки и предложения только представителей бразильских ВМС, а не правительственных структур. «Без сомнения, правительство Бразилии прислушается к мнению координатора программы по модернизации ВМС контр-адмирала Петронио, но окончательное решение о конкретных двусторонних соглашениях будет принимать все же не он. А потому пока что можно говорить о возможностях, но не реальных планах партнерства», — подчеркивает он. Следовательно, много работы предстоит украинскому правительству и дипломатам, чтобы добиться конкретных договоров в сфере военно-технического сотрудничества.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что ВМС Бразилии «приступили к оценке возможности приобретения кораблей на вторичном рынке». Пока речь идет о проекте замены устаревших фрегатов: в рамках проекта PROSUPER предполагалось принять на вооружение пять фрегатов, пять патрульных кораблей и одно вспомогательное судно. Командование ВМС опасается, что правительство не профинансирует закупку из-за сокращения оборонных расходов.
Но серьезной озабоченности эта информация не вызывает. Во-первых, в 2011 году бразильские власти также думали серьезно сократить военные расходы из-за необходимости ликвидации последствий стихийных бедствий. И тем не менее, в 2012 году они выросли на 18%, составив 34,9 млрд долл. Согласно же рейтингу Международного института исследований проблем мира (Стокгольм), Бразилия занимает 11-е место в списке стран мира с наибольшим оборонным бюджетом.
А во-вторых, Украина рассчитывает на плодотворное сотрудничество в более отдаленном будущем. «Проработка контракта может занять и несколько лет, а потребность в освоении новых технологий в кораблестроении у Бразилии все равно будет», — говорит Валентин Бадрак. По его мнению, приступить к строительству корвета для Бразилии Украина сможет не раньше, чем спустит на воду первый корвет для своих ВМС — есть надежда, что это произойдет года через три.