Кабельное телевидение в Киеве дорожает. Эту проблему, вероятно, будут обсуждать сегодня в Антимонопольном комитете Украины, где состоится круглый стол на тему «Проблемные вопросы рынка услуг кабельного телевидения» (доныне АМК ситуацию не комментировал). Напомним, что на прошлой неделе компания «Воля», которая занимает доминирующее положение на столичном рынке услуг кабельного ТВ, сообщила об изменении тарифов на свои услуги с первого мая. Согласно информации, размещенной на сайте компании, ее абонентам (а таких около 600 тысяч) придется платить 18 гривен за пакет, стоимость которого раньше составляла 15 гривен (до 30 каналов), или 10,2 гривни вместо 7,5 гривен (для абонентов, проживающих в зоне еще не модернизованных, узкополосных сетей, имеющих возможность смотреть 17 каналов). Решено также упразднить льготный тариф. Согласно сообщению на сайте «Воли», в частности, потому, что льготы предоставлялись предприятием без компенсации из городского или государственного бюджетов и покрывались за счет других услуг.
Как сообщил «Дню» представитель компании «Воля» Олег Пашкевич, одна из главных причин повышения тарифов — рост себестоимости услуг, а также значительная инфляция. К тому же, абоненты все время требуют лучшего качества услуг (речь идет, в частности, о четкости изображения), а это требует серьезной модернизации сетей кабельного ТВ. Хотя, судя по словам Пашкевича, бесспорное качество может гарантировать только переход на цифровое ТВ. Дело в том, что в Киеве, как и в любом крупном городе, количество эфирных шумов постоянно растет. И потому расходы на обслуживание старых технологий выше, чем на цифровое ТВ после установления соответствующего оборудования, а «ценовое расстояние» между услугами аналогового ТВ и «цифрой» становится все меньшим (фактически, речь идет о своего рода «стимулировании» абонентов пользоваться услугами именно цифрового ТВ. — Авт. )
Еще один фактор, который влияет на формирование тарифов — авторские отчисления каналам (в частности, российским), которые, по утверждению Пашкевича, также все время растут. (Здесь, правда, есть один интересный нюанс: абоненты «Воли», проживающие в зоне узкополосных сетей, имеют возможность смотреть только один российский канал — «РТР-Планета», а повышение тарифов для них в процентном отношении больше — 36%, в то время, как для абонентов широкополосной сети — 20%. — Авт. ). Что касается сравнений с тарифами на услуги кабельного ТВ, которые предоставляют операторы других городов, где каналов часто больше, а цена иногда меньше, то, как отметил Пашкевич, к киевскому крупнейшему оператору кабельного ТВ государственные органы присматриваются пристальнее, поэтому и работает «Воля» только легально. Региональные же кабельные операторы, случается, предлагают и «неочищенные» версии заграничных телеканалов.
Все эти аргументы, конечно, убеждают, но у абонентов «Воли», как и раньше, во время предыдущего повышения тарифов, фактически не остается выбора — они могут или пользоваться услугами «Воли» по новым тарифам, или отказать себе в удовольствии смотреть телевизор, поскольку обеспечить более-менее нормальное изображение при помощи обычной антенны во многих районах Киева почти невозможно. Но к идее предоставления абонентам возможности выбирать оператора кабельного ТВ Пашкевич относится достаточно скептически. Это все равно, говорит он, что прокладывать параллельную канализацию. По его словам, любой кабельный оператор (а в Киеве 13 кабельных операторов) является монополистом на своей территории, хотя, действительно, есть в столице несколько домов (так исторически сложилось), к которым подвели свой «шнурок» два кабельных оператора. Но, отмечает Пашкевич, в мире признали: сосуществование нескольких операторов в одном доме не обеспечивает нормального развития рынка кабельного ТВ, на самом деле это приводит к демпингу. А услуги, которые сегодня хотят получать киевляне (речь идет о широкополосных мультимедийных услугах), нуждаются в серьезных инвестициях. И потому обеспечить развитие новых технологий могут только мощные операторы.
Итак, с оправданным монополизмом на рынке услуг кабельного ТВ ничего не поделаешь? Возможно, и так, но, по мнению эксперта по вопросам телевидения и радиовещания Ивана Мащенко, есть цивилизованные средства его ограничивать. Для этого следует вывести на первый план не борьбу с компанией-монополистом, а создать ситуацию, в которой потребитель имел бы возможность выбирать то, в чем он на самом деле нуждается, даже если в его квартиру проведен кабель только одного оператора. Для этого абонент должен был бы покупать программы не пакетами, как это делается сейчас, а отдельно, т.е. фактически речь идет об отдельной абонплате за каждый канал. Каждая программа имеет свою цену, и абонент формирует свой собственный пакет, исходя из своих вкусов и возможностей. В этом случае и повышение цен (возможно, и оправданное) не будет сопровождаться конфликтными ситуациями. Главное, отмечает Мащенко, чтобы, формируя тарифы, «кабельщики» учитывали и интересы зрителя, а не продавали товар «с довеском», как в советские времена. «Аналог — подписка прессы. Когда я иду на почту подписываться на газеты, то я подписываю их не «каталогом», а выбираю, предположим, три- пять изданий, и на лишнее никогда не подпишусь». Возможно ли это технически? По словам Мащенко, мировая практика дает на этот вопрос четкий ответ — да: на вводе в квартиру от кабельной сети устанавливаются соответствующие фильтры. Не понравилось? В следующем месяце можно подписаться на другие программы, для чего осуществляется перекодировка. Если идти по этому пути, считает Мащенко, взаимная неудовлетворенность оператора- монополиста и его абонентов друг другом будет значительно меньшей.
В то же время Мащенко предостерег «кабельщиков», что вскоре может возникнуть ситуация, в которой они перестанут быть монополистами. Эксперт не исключает, что, поскольку монополистами по обслуживанию домов перестают быть ЖКХ, и жители некоторых домов берут свое хозяйство в коллективное управление, в многоэтажках могут создаваться собственные приемно-распределительные сети, которые обойдутся значительно дешевле.