Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кабмин «ревнует»...

Эксперт объяснил, чем решение Министерства финансов запретить городам размещать средства на депозитных счетах нарушает права украинцев
30 января, 2019 - 10:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Министерство финансов запретило городам размещать временно свободные средства общего фонда на депозитных счетах.

Соответствующее решение правительство приняло на заседании 23 января.

Запрет касается средств общего фонда местных бюджетов и действует до 31 декабря 2019 года.

«Средства, которые зачисляются в общий фонд местных бюджетов, не работают на жителей местных громад (в виде поддержки, мероприятий, предоставления более качественных услуг), вместо этого накапливаются и отвлекаются на длительное время от бюджетного процесса», — аргументирует министерство мотивацию запрета.

Этот проект постановления лишает города возможности получать дополнительные поступления в местные бюджеты в виде процентов с размещенных депозитов. При этом есть возможность вкладывать эти средства в ценные бумаги, говорится в сопроводительных документах к проекту постановления.

По данным Государственной казначейской службы, с начала 2018 года местные бюджеты разместили на банковских депозитах 18 млрд грн средств общего фонда, и почти 8 млрд грн спецфонда. Ставка по депозитам составляла 9-10%.

Многомиллиардные остатки средств местных бюджетов на банковских счетах всегда вызывали критику как со стороны правительства в целом, так и Минфина в частности.

Запрет министерства вызвал жесткую критику со стороны представителей местных органов власти. Это были средства, к которым у правительства не было доступа, — города хранили их в банках.

По словам исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, запрет размещать средства на депозитах для правительства означает возможность тратить их на собственные потребности, перекрывать кассовые разрывы бюджета.

«Если вся эта денежная масса будет направлена на «проедание», то это ускорит инфляцию», — говорит Слобожан.

Аналогичный эффект будет, если местные органы власти начнут тратить эти средства на текущие потребности. «Отныне местные органы власти не смогут аккумулировать средства на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Пострадают, в первую очередь, государственные банки, в которых города держали свои депозиты», — добавляет он.

Также, прогнозирует Слобожан, не исключены массовые судебные иски, так как города подписали договоры с банками. «Помимо прочего это ставит под угрозу реализацию проектов на условиях софинансирования, поскольку отныне у местных бюджетов не будет средств на свой вклад наравне с государством», — резюмировал он.

На практике это выглядело так: в начале года громада заказывает определенные работы, а оплачивает их после выполнения. Вот в этот период средства и лежали на депозите, зарабатывая громаде дополнительные деньги. Что в этом плохого? Напротив, так делают хорошие хозяева.

Только Львов в прошлом году заработал на депозитах 57 миллионов гривен.

Во время заседания правительства премьер-министр Владимир Гройсман поручил главным разработчикам вместе с секретариатом Кабмина «доработать и оформить принятые акты (и этот проект постановления включительно) согласно регламентным требованиям».

Ведь Закон «О местном самоуправлении» предоставляет право органам местного самоуправления размещать временно свободные средства местных бюджетов на депозитах с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Украины и другими законами Украины (NB! — и никоим образом не постановлениями Кабмина). Это право касается и средств общего, и средств специального фондов местных бюджетов. Бюджетный кодекс предоставляет аналогичное право местным радам и только определяет определенные требования: размещать средства на депозите — по решению местного совета, на конкурсных принципах, в пределах текущего бюджетного года и с последующим возвратом таких средств до его окончания.

Никаких других ограничений настоящие законодательные акты не предусматривают. Зато их внедряет постановление Кабмина. С правовой точки зрения, это прямое нарушение закона и беспрецедентное вмешательство органа центральной власти в процесс выполнения местных бюджетов.

Кроме того, доходы от размещения средств на депозитах — это не какой-то автономный ресурс, они являются частью местного бюджета. Когда правительство фактически запрещает такие доходы, автоматически лишает возможности местные громады выполнить дополнительные работы.

Причем сделано это постфактум, то есть когда бюджетный год начался и все местные бюджеты уже утверждены.

Как альтернативу депозитам в Минфине предложили инвестировать в ценные бумаги — например, облигации государственного займа. Доходность у них часто даже выше депозитов, но далеко не всем городам они подходят. «Депозиты у нас краткосрочные. Свободные средства, если они есть, мы их кладем на депозит, чтобы эффективно использовать и чтобы на этом город еще и зарабатывал и получал. А облигации — это где-то минимум на полгода нужно класть. Таких средств, которые постоянно находятся на счетах, у нас нет», — объясняет мэр Сум Александр Лысенко.

Впрочем, для некоторых городов нововведение вообще ничего не изменит — это касается населенных пунктов с дефицитом бюджета и относительно небольшими прибылями, так как депозитов они просто не имеют.

В ассоциации городов напоминают и о другом моменте, который забыли чиновники Министерства финансов: многие населенные пункты уже заключили договоры на депозиты с банками, прежде всего государственными, и если придется их досрочно разрывать — города потеряют еще и свои деньги в качестве штрафа. Не в лучшей ситуации и банки, ведь в один момент из них начнут выводить колоссальные суммы в десятках миллиардов гривен. Это может привести к панике на валютном рынке и инфляции. Поэтому чиновников призывают внимательнее отнестись к вопросу.

В Минфине комментировать свои предложения пока не стали, поскольку утвержденной редакции проекта еще нет.  После обнародования на заседании правительства документ сразу отправили на доработку.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь ПАРАСЮК, эксперт проекта ПРОМИС:

— Города деньги кладут в банк не для того, чтобы спекулировать, не ради получения легких процентов. Управленческие процессы длятся не один день и не одно мгновение, поэтому иногда городам не стоит эти деньги инвестировать сразу в какой-то проект (строительный, который длился очень долго). Кроме того, имея выделенную сумму, город не может заранее заплатить эти деньги исполнителю работ. Да и, кстати, это не совсем законно. Плюс возможны вещи, которые на языке некоторых людей называются «кидком», то есть когда недобросовестный исполнитель может, если ему заплатить деньги заранее, поступить не совсем, так сказать, этично.

 Поэтому города пытаются, во-первых, подождать, когда пройдут все юридические процедуры: подписание контракта, проведение тендера и так далее. Деньги в этот момент, грубо говоря, пережидают все эти процедуры на счете банка.

Ну, конечно, не все города имеют возможность такие вещи делать. Это касаются крупных и богатых городов.

Понятно, что проценты за размещение свободных денег не шли в карман чиновников, они возвращались в местный бюджет, но уже в большем количестве, чем было до того.

Плюс — города размещали деньги не просто так, «кручу-верчу», а на конкурентных условиях (или через тендеры, или через сравнение предложений банков), но, к сожалению, этот механизм будет недоступен.

Еще не обнародовано окончательное решение, поэтому трудно сказать, как оно будет, но здесь где-то просматривается небольшая ревность, потому что все говорят, мол, что правительству денег никогда не хватает, а у местного самоуправления не только хватает, а они еще и могут получать с них дополнительный доход, якобы выходит, что они лучше ведут хозяйство.

 Понятно, что не всем нравилась возможность такого странного сравнения. Наверное, сложилось так, что это будет запрещено.

Это не первый случай, в истории Украины такое уже было, когда города имели право пользоваться деньгами, потом не имели права, теперь приняли решение, что снова это плохо.

Есть варианты, что заставят покупать государственные облигации на эту сумму. Есть другие версии, но пока мы не будем видеть акт подписанный и обнародованный, еще рано о чем-то говорить. Возможно, это будет на время до конца года, квартала, возможно, будут какие-то компенсаторные механизмы. Пока мы ждем чего-то не слишком приятного, но увидим, возможно, все не так плохо, как кажется на первый взгляд.

Но коснется это 20-30 городов, которые имели деньги на банковских счетах. Большинство городов переживают достаточно сложные времена, им сейчас не до того. У них все, что приходит на счета, сразу идет на оплату, поэтому еще реально экономический рост многих громад не является настолько хорошим, как ожидается. Есть серьезный дефицит ресурсов. Но бывают приятные исключения. Ну, вот сейчас придется забыть об этих приятных исключениях.

Трагедии страшной нет, но ментально это неправильно. Представьте себе, что это не громада, а физическое лицо, и вас заставляют все, что вы получили в кассе сегодня в зарплату, за месяц проесть или пропить, а вы говорите: «Я бы хотел, может, что-то на старость отложить», — а вам говорят: «Нет, ты должен за месяц все потратить».

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День», Арман ГЕВОРКЯН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ