Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как будет управлять АПК новый министр?

Игорь ШВАЙКА: Моя задача — сместить вектор финансирования с крупных на мелких сельхозпроизводителей
12 марта, 2014 - 12:31
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Украинский агросектор за 22 года пережил 15 министров. Сейчас к аграрному рулю впервые пришел не аграрий по специальности, а юрист. Поэтому в сторону новоиспеченного министра полетело немало камней — мол, что он будет делать в отрасли и куда поведет. Как будет развиваться один из основных драйверов экономического роста? Об этом «Дню» в эксклюзивном интервью рассказал министр аграрной политики и продовольствия Игорь ШВАЙКА:

— Ваше назначение для большинства представителей сектора стало действительно неожиданностью, ведь накануне утвержденной называли кандидатуру Александра Мирного. Но за ночь все поменялось. Почему все же выбрали вас, а не его?

— К сожалению, у нас людей оценивают не по тому, что они сделали, а по тому, что о них сказали разные эксперты. Что произошло в ситуации с Александром Борисовичем Мирным? Он народный депутат, один из спонсоров нашей политической силы, имеет собственный агробизнес, но уже давно не управляет им. И его даже еще не успели назначить, как полилась куча грязи: что он идет лоббировать в АПК свои интересы. Поэтому «Свобода» приняла дальновидное решение отказаться от его кандидатуры, чтобы не раздражать общество и не провоцировать разные обвинения. У меня бизнеса нет. Юридическую фирму «Зевс» я закрыл еще в 2010 году. Сейчас если и консультирую кого-то из своих знакомых, то не на правах зарабатывания денег, а в качестве обычной человеческой помощи.

Как вам сидится в министерском кресле с дипломом юриста? Как вы собираетесь управлять АПК?

— Мне это, напротив, помогает. Ведь АПК — это не просто выращивание свиней и производство сельскохозяйственной продукции, а в первую очередь — управленческая деятельность. Поэтому на должности министра должен быть менеджер-управленец. И наличие юридического образования для меня — это безусловный плюс и хороший старт для работы.

Не нужно мешать внутреннему рынку работать по рыночным правилам. Украинский агросектор выращивает сегодня зерно, овощи, дает продукцию животноводства, но не все из этого идет на внутренний рынок. Остается часть, которую можно и нужно продавать на внешние рынки. Это и является сущностью рынка, а моя задача как министра — регулировать безопасность пищевых продуктов, соблюдения технологических требований и отмены лишних разрешений, имеющих под собой четко определенную коррупционную составляющую.

«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫЛ МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ»

Я так понимаю, вы за либерализацию рынка? Будете ли ратовать за отмену административного регулирования цен на некоторую аграрную продукцию, чего уже давно требуют производители?

— Я уже услышал пожелания бизнеса на первом собрании и готов прислушаться к ним и в дальнейшем. Но эти пожелания должны сбалансироваться с национальными интересами Украины. Еще одно: государство не собирается отстраняться от своей регуляторной функции на внутреннем рынке в период роста цен на ряд социально важных продуктов. Например, от проведения интервенции из Аграрного фонда. Я выступаю за правильное сочетание рыночных и административных механизмов. Бизнес должен работать, зарабатывать деньги и платить налоги в бюджет, а государство — заботиться, чтобы был минимальный уровень регулирования на рынке.

Какие задачи первоочередные?

— В первую очередь — успешно провести посевную компанию. Сеять уже начали в Херсонской, Николаевской областях и в Крыму. Ситуация на полуострове более сложная, чем в других регионах, но вполне управляема. Все на полуострове засеяны площади в размере 25 тысяч гектаров. Никаких изменений в структуре посева нет. В целом же по стране подготовка к посевной проходит спокойно. Правда, наблюдается незначительное увеличение цены на дизтопливо и бензин, но в ближайшее время аграрии получат партии более дешевого горючего. Сейчас мы ведем переговоры с Минтопэнерго по этому поводу, чтобы провести топливную интервенцию на рынок.

Какой видите стратегию развития АПК?

— Сейчас работаем над отменой ряда разрешительных препятствий для ведения бизнеса. Еще одно важное направление — развитие инфраструктуры (элеваторов и портов). Неотъемлемая задача — поддержка мелкого товаропроизводителя. На последнем я акцентирую особое внимание, так как в Украине проживает огромное количество людей, для которых единственный заработок — это подсобное хозяйство, сдача на переработку молока и тому подобное. Параллельно думаем над развитием сельских территорий, чтобы села и их жители получили второй шанс.

Будете ли инициировать пересмотр прямой государственной поддержки из бюджета на 2014 год для АПК?

— Инициировать изменения к бюджету, которые сформированы по принципу «дай»!, — не буду. Прежде чем финансировать — нужно разобраться, насколько это эффективно и не просто ли это улучшение на бумаге без реальных средств. На последнем заседании правительства отменено 15 неэффективных бюджетных программ, в том числе одну аграрную, поддержка технического переоснащения в АПК. На мой взгляд, сейчас Украина имеет возможность привлекать иностранные инвестиции в агросектор из Китая, ОАЕ, ЕС и США.

«ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЛЯ «ПСЕВДОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ УПРАЗДНЯТ»

Так вы предлагаете делать ставку для развития АПК за счет внешних инвестиций?

— Агропромышленный комплекс сам себя может прокормить. И наша задача — создать условия для привлечения этих инвестиций, а не заниматься псевдоподдержкой за бюджетные средства. Примером такой псевдоподдержки служит льготное налогообложение для производителей отечественной техники. Но давайте присмотримся, действительно ли это производители. Сейчас украинской техникой называют ту, которая состоит минимум на 20% (а предлагали снизить вообще до 7%) из деталей отечественного производства. Чтобы попасть под такой льготный режим, производители завозят из-за границы отдельные производственные узлы, колеса, потом на них надевают украинскую резину или в лучшем случае на трактор ставят аккумулятор отечественного производства и презентуют рынку как украинский трактор. Но это не украинский продукт. Он как был итальянским или китайским, так им и остался. Поэтому наша стратегическая задача — способствовать открытию в Украине производственных мощностей иностранных компаний по производству сельскохозяйственной техники. Поэтому мы будем предлагать им строить у нас производственные мощности, потому что через определенное время, условно говоря, через пять лет ввозная пошлина на импортную технику (новую или б/у) значительно повысится. Поэтому тот, кто зайдет сейчас на украинский рынок, привезет технологию и деньги, тот получит возможность и в дальнейшем работать на внутреннем рынке.

ГОСУДАРСТВО БУДЕТ ЗАБОТИТЬСЯ О «МИНИМАЛЬНОМ УРОВНЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ», НО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНО ПОЛНОСТЬЮ ОТКАЖЕТСЯ ОТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Но таким шагом Украина может натолкнуться на претензии и санкции в рамках ВТО?

— Мы будем вести переговоры с ВТО. Но замена импорта сельскохозяйственной техники на украинскую — это одна из принципиальных инициатив, которая из уровня концепции будет переноситься в практическую плоскость. Развитие отечественного производства — это дополнительные рабочие места для украинцев.

Как быть с финансированием малого и среднего агробизнеса, ведь они не могут получить кредиты в банках, у них нет кредитной истории и надежных залогов?

— Моя задача — сместить вектор финансирования с крупных на мелких сельхозпроизводителей. И сейчас изучаем этот вопрос, исходя из принципа «не навреди». Поэтому пока ничего не отменяем. Но вопрос к действующему механизму компенсации банковских ставок есть, и основное замечание касается того, как снять коррупционную составляющую. И как сделать так, чтобы не было липовых документов от так называемого мелкого предпринимателя или личного фермерского хозяйства, на землях которого имеется коттеджный поселок, а оно получает по поддельным документам компенсацию за выращивание той или иной сельхозкультуры, которую никогда не сеяло. Пока мы не поймем, на какие «рельсы» переставлять механизм кредитования мелких производителей и стоит ли это делать вообще, до тех пор будем работать по действующему механизму. В течение двух месяцев мы будем разрабатывать этот механизм.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ФИКСИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ ОТМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ»

Сохранится ли ставка льготного налогообложения для отрасли?

— На сегодняшний день единственный фиксированный сельскохозяйственный налог отменять нельзя. Ведь это очень сильно ударит по аграриям. Предприниматели уже сформировали свои планы на год, потому было бы нелогично и неправильно срывать их. Поэтому наша главная задача — прожить год без резких налоговых сюрпризов. К тому же, не забываем, что по закону любые налоговые изменения могут внедряться не раньше, чем через полгода. Сохранится ли действующая система налогообложения в 2015 году? Это зависит от показателей работы агросектора в 2014 году.

Какой должна быть структура аграрного рынка в перспективе?

— На рынке должны гармонично сочетаться крупные, средние и малые производители. Ситуация, когда крупный агропроизводитель или корпорация владеют всеми землями в десятках сел в одном районе, опасна и нуждается в переосмыслении. Ведь всю посевную и уборочную компанию проводит незначительное количество людей, которые переезжают из одного района в другой, а в селах растет безработица, у людей нет заработных плат, поступления в поселковый бюджет уменьшают, и это порождает социальные проблемы в сельской местности. На мой взгляд, это нужно менять. Сколько будет составлять процент сосредоточения земель в одном из районов в обработке одной компании — пока сказать не могу. Но мы сейчас работаем над законопроектом об обороте сельскохозяйственных земель, и после консультаций с участниками рынка компромиссная цифра там будет прописана.

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПЕРАТОРОМ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА»

Сохранится ли Государственный земельный банк? И в каком виде?

— Есть определенные проблемы с Государственным земельным банком. Ведь прежняя власть взяла хорошую идею, длительное время «совершенствовала» ее — и в конечном итоге выхолостила все зерно рациональности, а затем сказала: ничего не получилось. Ничего подобного, это не идея была плохой, а ее воплощение. Государственный земельный банк должен быть оператором земельного рынка. Думаю, что именно он должен владеть государственными землями. Но еще нужно проанализировать все детали его работы и тогда давать какие-то более конкретные оценки. Только после этого будут приниматься решения об изменении руководства банка.

«СОСТОИТСЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СПИРТовОЙ ОТРАСЛИ И АУДИТ «УКРСПИРТА»

В какой подотрасли агросектора, с вашей точки зрения, нужно в первую очередь наводить порядок в вопросе монополий?

— Порядок нужно наводить везде. Но вопиющий пример монополии наблюдается в «Укрспирте». Именно спиртовая отрасль и ее структура длительное время была закрыта от лишних глаз, ушей, журналистов, фотокамер. Она жила отдельной от общества жизнью. Сейчас министерство планирует произвести полную инвентаризацию спиртовой отрасли и аудит «Укрспирта», изменить руководство и подойти к нормальному режиму функционирования отрасли. Если после аудита и анализа окажется, что отрасль может эффективно работать в государственной собственности, то так и будет. Если же правительство решит ее приватизировать, то так тому и быть.

Будет ли реорганизована Государственная продовольственно-зерновая корпорация? И как ею выполняются условия контракта с Китаем?

— Минагропрод проведет аудит всех государственных компаний, и только после этого будем давать оценки. Что касается контракта с Китаем, то он выполняется нормально, зерновые экспортируются в полном объеме. Все разговоры о том, что китайская сторона подала на Украину в суд с требованием выплатить 3 миллиарда долларов — неправда. Более детально о самом контракте и его условиях могу сказать, когда изучу его.

Как вы будете выстраивать отношения с Россией после обострения крымского конфликта?

— Была информация, что члены правительства России не должны общаться с членами украинского КМУ, но она не подтвердилась, и контакт существует. Я уже запросил телефонный разговор с аграрным министром РФ Федоровым, и в ближайшее время мы с ним пообщаемся и спланируем нормальную работу. Для нас российский рынок важен, равно как и для России украинский. То, что в данной ситуации политика Кремля перечеркивает нормальные экономические взаимоотношения, надеюсь, быстро пройдет. И аграрные взаимоотношения между двумя странами выйдут на прежний уровень.

  • развитие сельских территорий
  • отмена коррупционной составляющей в действующем механизме компенсации банковских ставок
  • уменьшение процента сосредоточения одной компанией земель в районе или области
Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ